Кто оплачивает установку общедомовых приборов учёта. В сфере управления МКД

Новым законом прописаны сроки энергоресурсов, воды и электроэнергии. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон).

Кто должен устанавливать приборы учета энергоресурсов? Кто должен оплачивать установку приборов учета? А кто должен их поверять?

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 января 2012 года () собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов , природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных в эксплуатацию (при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии , а также индивидуальными и общими для коммунальной квартиры приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии ).

Что такое прибор учета тепловой энергии?

Прибор (или узел) учета тепловой энергии - это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?

Да, обязательна . Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов).

До 1 января 2011 г . приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

До 1 января 2011 г . собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.

До 1 января 2012 г . собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).

С 1 января 2012 г . вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах. С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет .
Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов. Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно .

Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир. Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?

имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ. Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

До 1 июля 2010 г . энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?

Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки. Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены». Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Да, предусмотрены .

Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб. Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб. Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф

  • на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей;
  • на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб. Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания). Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории). На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии.

Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии. Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.

Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ). Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?

Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?

Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации. Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?

Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения. Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении....» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу - оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки - в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не­обхо­димости таких работ возникает сомнение - насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения? За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения - 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами - 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации.

Узел учета тепловой энергии или воды - достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ. Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы? Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды.

Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста. В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ.

Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П. , ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

Объясняем, для чего нужен ОДПУ и кто должен оплачивать его установку.

– В квитанциях по оплате ЖКХ за ноябрь месяц 2017 г. УК включила графу «Оплата установки ОДПУ». Сумму, которую указывает УК, мы должны будем оплачивать в течении пяти лет, плюс ко всей этой сумме - 40% за банковские начисления и комиссия при оплате квитанции каждый месяц 10%. От УК оповещения собственников дома об этой плате не было! Ранее на общих собраниях шёл разговор о возможности оплаты установки ОДПУ собственниками дома, но люди были не согласны, и было принято решение оплачивать такие работы за счёт услуги «Содержание общего имущества». И это не маленькие суммы тоже! Законно ли решение УК о дополнительных поборах с собственников нашего дома без их согласия и возможно ли оплачивать установку ОДПУ из услуги «Содержание общего имущества»?

В соответствии с постановлением правительства РФ в отношении объектов, где ещё не установлены общедомовые счётчики, действуют повышающие коэффициенты к нормативам. С 2017 года коэффициент равен 1,6. То есть жильцы домов без ОДПУ платят в 1,6 раз больше. Так что сегодня жить без общедомового счётчика стало совсем не выгодно. Это постановление действует с 2013 года, однако до сих пор общедомовые счётчики установлены далеко не везде.

Для чего нужен общедомовой счётчик?

ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы - воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор - объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.

Установка ОДПУ позволяет:

    оплачивать за потребление ресурса по факту;

    разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;

    фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ - это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.


Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды - ОДН).

В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 - 2%.

При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.

Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

Опоздавших будут штрафовать

Кого закон обязывает устанавливать общедомовые и индивидуальные счетчики, кто должен платить за них, что ждет нарушителей закона? На эти вопросы отвечает начальник городского управления по координации, анализу и тарифному регулированию отрасли ЖКХ Елена МАРЧАК .

Кто должен заплатить за покупку и установку общедомового счетчика

Согласно ст. 13 ч. 5 закона об энергосбережении именно мы, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

Это утверждение подкрепляет ст. 158 Жилищного кодекса, где сказано: «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Значит, хозяевам помещений рано или поздно придется раскошелиться. При этом сам процесс установки общего счетчика, а также вопрос оплаты за него может решаться по-разному.

Установить прибор учета жильцы решают сами

Обычно такой вариант выбирают в ТСЖ или в домах с активным домкомом. Здесь жильцы понимают, что требований закона не обойти, а также осознают выгоду от установки прибора учета. Как правило, состояние таких домов удовлетворительное: им не требуется срочный капитальный ремонт системы водоснабжения или электроэнергии, а на счету многоэтажки уже скопилась немалая сумма.

Ее-то жильцы и решают потратить на установку счетчиков. Для этого им надо собрать общее собрание и проголосовать. Деньги в этом случае снимаются со статьи «Текущий ремонт».

В случае если средств недостаточно, собственники могут собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. Здесь также нужно провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся на дополнительные траты, то нести их придется даже тем, кто проголосовал против.

По поручению хозяев дома за реализацию этого решения возьмется ТСЖ или управляющая компания.

Счетчик устанавливается по предложению УК

Если жильцы не торопятся устанавливать общедомовой прибор учета, то такое предложение обязана выдвинуть управляющая компания. В соответствии со ст. 12 п. 7 закона об энергосбережении УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме». При этом требуется указать расходы на реализацию этих предложений, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроки окупаемости предлагаемых мероприятий.

УК должна способствовать проведению собраний, а жильцы - либо поддержать решение об установке счетчика, либо отклонить его.

Что касается оплаты, то жителям традиционно предложат использовать деньги по статье «Текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Иногда УК предлагает жителям поставить счетчик в рассрочку.

За установку берутся ресурсники

Если до июля 2012 г. общедомовой прибор учета так и не будет установлен, то за дело возьмутся компании, которые поставляют в дом свет, воду и тепло. Ст. 13 п. 9 закона обязывает их «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».

Ресурсники направят всем УК и ТСЖ договор, в котором предложат подходящий для каждого конкретного дома прибор учета. Затем они сами установят счетчик. Жильцы и обслуживающая организация, в свою очередь, обязаны предоставить такой компании доступ в подвалы, к сетям и др. объектам общедомового имущества.

Платить за прибор учета придется опять же жильцам, причем можно делать это в рассрочку до 5 лет. Правда, к общей стоимости оборудования прибавятся еще и проценты, которые не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления.

Надо отметить, что отказаться от предлагаемых услуг собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг без проблем взыщут эти деньги через суд.

Если сегодня жильцы хотят установить счетчик, а на счету дома не хватает денег и УК не может предоставить рассрочку из собственных средств, закон позволяет собственникам обратиться в ресурсоснабжающую компанию и заключить с ней договор на установку счетчика. И компания не имеет права отказать в этом.

Может случиться, что из экономии средств жильцы просто затянут установку счетчика. Тогда государство включит жесткие, но законные рычаги: на ТСЖ и УК посыплются предписания и штрафы.

Кодекс рассудит и посчитает

Законодатели предусмотрели: вряд ли все жильцы бросятся с удовольствием исполнять закон и ставить счетчики. Потому в Административный кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.

Если речь идет о ТСЖ, УК, ресурсоснабжающих организациях, то здесь должностным и юридическим лицам грозят штрафы от 5 до 150 тыс. руб.

Что касается собственников жилых помещений, которые после 1 июля не оплатят прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке, то им придется отвечать в суде. В этом случае проигравшему иск жильцу придется оплатить еще и судебные издержки вплоть до принудительного их взыскания.

Записала Анна ЖЕЛЕЗНЯК.

Инфографика

В Волгограде общедомовыми приборами учета оснащено: электросчетчиками - 56% жилых домов; холодного водоснабжения - 11%; приборами учета горячего водоснабжения и теплоснабжения - 25% многоэтажек.

Цифра:

Всего в Волгограде установлено 2853 общедомовых прибора учета электроэнергии, а также 1177 приборов учета тепла, 56 приборов учета холодного водоснабжения, 506 приборов учета горячего водоснабжения.

Врезка:

Индивидуальные приборы учета энергоресурсов собственникам жилых помещений необходимо установить за свой счет. Счетчики горячей и холодной воды должны появиться в наших квартирах до 1 июля 2012 г., газовые счетчики - до 1 января 2015 г.

В тему:

На очередном общегородском совещании в мэрии руководитель департамента ЖКХ и ТЭК Владимир Агабеков доложил: оснащение жилых домов коллективными счетчиками является обязанностью управляющих компаний. В связи с этим департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда ведет работу с управляющими организациями, ТСЖ и жилищными кооперативами. В ближайшее время во всех районах города будет проведена инвентаризация жилищного фонда на предмет оснащения счетчиками.

Для учета потребляемой электроэнергии используются индивидуальные и общедомовые счетчики. Федеральный Закон №261-ФЗ регламентирует установку ОДПУ в многоквартирных домах и коммунальных учреждениях для учета потребления электроэнергии, затраченной на общие нужды (наружное освещение, обеспечение работы лифтов и т.п.). и для выявления фактов незаконного подключения к электросети. Установка общедомового прибора учета должна производиться за счет потребителя (собственника недвижимости).

Что такое общедомовой счетчик электроэнергии?

Приборы этого вида могут быть одно — двухтарифные и многотарифные. Снизить затраты на освещение общедомовой территории можно с помощью многотарифного счетчика. Окупается его установка за короткое время, несмотря на высокую стоимость.

Программирование устройств учета производится по следующим тарифным планам:

  • ночной – с 23-00 до 7-00;
  • полупиковый – с 10-00 до 17-00 и с 21-00 до 23-00;
  • пиковый – с 7-00 до 10-00 и с 17-00 до 21-00.

Разница показаний между суммой расходов по квартирам многоэтажного дома и общим счетчиком делится между жильцами. Сверка данных производится по квитанциям. При резком увеличении общедомового потребления необходима внеочередная проверка.

При наличии в доме ОДПУ возможна полная автоматизация процесса съемки показаний. Это способствует экономии средств на обслуживающем персонале и исключает сбои при начислении абонентской платы.

О составе общего имущества

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Порядок установки

Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.

  1. На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством голосов, обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
  2. В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
  3. При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.

Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.

Правила съема показаний и обслуживания счетчика

  1. Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
  2. Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
  3. Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки. Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.

Установленный прибор учета обслуживается за счет собственников помещений. На это указывает Жилищный Кодекс РФ (часть 1 ст. 39). Как следует из сказанного выше, действия управляющей организации, установившей общедомовой прибор учета электроэнергии на законных основаниях, обжалованию в судебных инстанциях не подлежат.

Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе

В 2016 году, согласно заявлению президента РФ, предполагалось исключение понятия «общедомовые нужды» (ОДН) из счета за жилкомуслуги. Но подписанный закон на практике не мог быть выполнен управляющими компаниями по объективным причинам. В связи с этим введение Закона в действие было отложено до 01.01.2017 года. Разъяснения изложены в Федеральном Законе №73 от 30.03.2016 года.

В тоже время для объектов, где общедомовые приборы учета электроэнергии не установлены, в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 действуют коэффициенты пересчета. По состоянию на сегодняшний момент коэффициент равен 1,4. К следующему, 217 году, ожидается увеличение повышающих коэффициентов до 1,6 раза.

Видео про общедомового счетчика электроэнергии

Проблема централизованного отопления заключается в том, что как бы жильцы ни старались утеплять свою квартиру, платить за реально израсходованное количество тепла они не могут до тех пор, пока не будут поставлены общедомовые на многоквартирные дома. При помощи различных энергосберегающих ресурсов можно повысить температурный режим в квартире, но это не поможет снизить сумму оплаты теплоснабжения. О том, какую роль играют общедомовые счетчики на отопление, об их разновидностях и прочем будет рассказано ниже.

Общедомовой счётчик: преимущества

Этот механизм используется для фиксации тепла, поступающего напрямую в многоквартирный дом. Какими же достоинствами он обладает?

  • Основным преимуществом общедомового счётчика является финансовая выгода - стоимость такого устройства достаточно высока для владельца одной квартиры, но при установке прибора коллективно цена разделяется на всех жильцов, что, несомненно, выгодно.
  • Общедомовое оборудование учёта существенно повышает ответственность каждого проживающего за сохранение тепла в здании, что способствует снижению повреждений общего имущества, таких как незакрытая подъездная дверь или расколотое окно.

Недостатки

Так же как и везде, существуют у измерителей свои недостатки:

  • Основной недостаток общедомового счётчика - высокая стоимость оборудования и установки, которую придётся оплачивать собственникам квартир.
  • В процессе использования измеритель может выйти из строя, в связи с чем необходимо проводить ремонтные работы, стоимость которых тоже оплачивают собственники.
  • Если в многоквартирном доме поставлен общедомовой тепловой счётчик, тогда владелец квартиры не сможет сэкономить на оплате путём уменьшения потребления тепла. Оплата использованной теплоэнергии выполняется в зависимости от площади обогреваемого помещения.

Значимость учёта потребляемой теплоэнергии

Из описанного выше уже понятно, что любые действия, направленные на снижение стоимости отопления, должны начинаться именно с учёта расходов энергии. Нормы, в соответствии с которыми оплачивалось теплоснабжение до недавнего момента, были одинаковыми для всех и действовали ещё со времён СССР. Принцип их элементарен - компанией-поставщиком утверждалась тарифная ставка на 1 кв. м с учётом всех затрат и прибыли предприятия. Расчёт отопления по общедомовому счетчику в многоквартирном доме необходим для того, чтобы получать информацию о реальных расходах тепла и совершать оплату в соответствии с предоставленными данными. Обладая общедомовым узлом, можно начинать модернизацию дома, так как усовершенствование тепловых данных непременно скажется на расходовании тепла, что будет учтено установками. Помимо этого, внедрение узла даст возможность убрать тепловые сети, которые раньше тоже приходилось оплачивать, поскольку это было включено в тариф.

Важно! Установленные общедомовые счетчики на отопление на многоквартирные дома дают возможность жильцам сэкономить от 25 до 40 %.

Необходимость монтажа теплосчётчика

Дело в том, что с лета 2012 года на всей территории Российской Федерации установка счётчиков отопления стала обязательной, однако сумма оплаты станет ниже только после выполнения ряда мероприятий, таких как:

  • Качественное утепление здания.
  • Полное остекление дома.
  • Замена деревянных окон на металлопластиковые.
  • Утепление фасада дома «шубой», выполненной из минваты или пенопласта.

Жильцам, которые пользуются услугами централизованного теплоснабжения, необходимо понимать, что вне зависимости от того, считают они монтаж счётчиков выгодным или нет, это никак не влияет на необходимость их установки, так как в соответствии с федеральным законом №261 многоквартирные дома должны быть оборудованы измерителями в обязательном порядке. Этот закон был принят по нескольким причинам:

  • Обеспечить более точное и справедливое распределение сумм оплаты.
  • Стимулировать владельцев квартир экономнее относиться к теплоснабжению. Финансовые рычаги влияния более эффективны, чем уговоры. Когда человек знает, что открытая входная дверь или разбитое в подъезде стекло отразятся на бюджете семьи, он будет бережнее относиться к общему имуществу жильцов.

Теперь заботы о состоянии дома и подъездов легли на плечи собственников квартир, а не на коммунальные службы, как раньше.

Кто устанавливает счётчик

На этот вопрос можно ответить только после изучения законодательных актов, действующих в определённом государстве. Если говорить про территорию России, то установка устройств учёта является строго обязательной, и у многих возникает закономерный вопрос о том, кто должен ставить общедомовой счетчик на отопление. Выполнять задачу должна организация, поставляющая тепло в жилые дома, а также на их плечи ложатся обязательства по обслуживанию и поверке тепловых счётчиков до тех пор, пока жильцы не организуют собственное объединение совладельцев.

Важно! Основную сумму от стоимости оборудования и его установки организация берёт на себя, однако в будущем эти затраты будут компенсироваться путём сбора с жильцов дополнительных средств на протяжении нескольких лет.

Установка общедомового счетчика на отопление

Получить информацию о возможности установки приборов учёта можно в вашей управляющей компании либо в проектном бюро. Но нужно учитывать тот факт, что установка подобного оборудования сопряжена с решением организационных моментов - собственники некоторых квартир могут отказаться от дополнительных расходов.

Иногда общедомовые счетчики на отопление устанавливаются для общего контроля за потреблением теплоэнергии при наличии собственных счётчиков в каждой квартире. В таком случае жильцы платят по счётчикам как в квартире, так и в (например, в подъезде).

Порядок установки

В первую очередь требуется провести совещание жильцов, где выбирается ответственное лицо, которому необходимо:

  • Получить разрешение от организации, снабжающей теплом.
  • Заключить соглашение с лицензированной компанией на проведение проектных работ.
  • На основании проекта определить стоимость оборудования и его установки.
  • Собрать средства.
  • Согласовать проект с теплоснабжающей компанией.
  • Приобрести приборы и подобрать подрядчика для его монтажа.
  • Сдать устройство в работу.

Прибор учёта

Вне зависимости от вида расходомерных узлов их принцип работы схож и выглядит следующим образом: электронный вычислитель производит сбор информации из двух источников - расходомера, который встроен в подающий трубопровод, и из температурных датчиков. На основании полученных данных вычислитель совершает расчёт потреблённого тепла, после чего показания общедомового счетчика отопления выводятся на экран. При наличии более сложных узлов применяют два источника и датчик давления.

  1. Турбинные (тахометрические). Они определяют количество протекающего теплоносителя при помощи содержащейся внутри потока механической крыльчатки.
  2. Ультразвуковые. Замеры расхода тепла происходят, исходя из скорости прохождения потока воды ультразвуком.
  3. Электромагнитные. Расходование теплоэнергии определяется по переменам магнитного поля, который образуется около измерительного участка.

Турбинные приборы учёта самые экономичные, но в то же время выдают наибольшую неточность. К тому же они требуют периодической очистки фильтров и частого обслуживания. Этот вид расходомеров очень чувствителен к присутствию в теплоносителе взвешенных твёрдых частиц, создаёт гидравлическое сопротивление потоку, поэтому применяется крайне редко как общедомовые счетчики на отопление.

Ультразвуковые счётчики дороже, но надёжнее в эксплуатации и точнее определяют расход. Прибор не требует частого обслуживания, не создаёт сопротивления, но ему необходимо определённое пространство (прямой участок установленной длины перед и после себя). Если в трубопроводе течёт не совсем чистая вода, то погрешность измерений увеличивается.

Электромагнитные измерители тоже реагируют на качество поставляемой воды, но совсем незначительно, не требуют прямых мерных участков. Такие в основном используют в многоквартирных домах как коллективные.

Подключение и поверка прибора учёта

Для того чтобы понять, выгоден ли монтаж теплосчётчика, нужно знать точную стоимость оборудования и всех сопутствующих расходов. Цена оборудования зависит от типа расходомера. В конечную стоимость входят:

  • Прибор.
  • Комплектующие к нему.
  • Расходы на установку.

Выполнять монтаж счётчика имеет право только организация, имеющая все требуемые для этого разрешения. После окончания всех действий по установке служащий компании пломбирует его. Далее необходимо проводить поверку прибора раз в четыре года. Услуга платная. В итоге затраты на монтаж теплоизмерительного прибора значительно увеличиваются, но расходы со временем окупаются за счёт экономии на

Кто проводит поверку прибора учёта

Новая техника уже проверена, это подтверждает запись на блоке, а также сведения дублируются в сопутствующей документации. Основная поверка выполняется на заводе-изготовителе. По наступлению следующего срока поверки владелец оборудования может обратиться в следующие организации:

  • В фирму, которая ставит общедомовые счетчики на отопление. В большинстве случаев соглашение о дальнейшем обслуживании составляется сразу, и работники компании берут на себя все вопросы по поверке.
  • В местное отделение госучреждения, которое осуществляет сертификацию и поверку измерительного оборудования.
  • В сервисный центр компании-производителя счётчика.

Расчет отопления в квартире с общедомовым счетчиком

В этом случае начисления происходят на основании показаний прибора учёта, снятых за установленный временной период, как правило, месяц.

В суммарном расходовании теплоэнергии вычисляется та часть, которая приходится на ваше жилое помещение, далее она множится на установленный тариф. Формула расчета отопления по общедомовому счетчику выглядит следующим образом:

Р=Q общая*S/S общая*T, где:

  • Q общая - объём потреблённого тепла по показаниям устройства учёта в Гкал.
  • S общая - площадь всех жилых, свободных и служебных помещений в доме в кв. м.
  • S - отапливаемая площадь в кв. м. К ней не относятся балконы, лоджии, террасы и веранды.
  • T - установленный в регионе тариф на отопление.

Стоит заметить, что перерасчет по отоплению по общедомовому счетчику должен выполняться в любом случае исходя из среднего температурного режима за отопительный сезон. Тогда по его завершении жильцам возвращается часть средств как предварительная оплата будущего обслуживания или выставляется счёт на дополнительную оплату.

Оплата отопления в летний сезон

В соответствии с законодательством Российской Федерации, разрешено взимать плату за отопление круглогодично, то есть на протяжении 12 месяцев, и зимой, и летом. Тем не менее принятие этих правил зависит исключительно от местных властей, имеющих право своим постановлением ввести их в действие. К примеру, на территории РФ действуют параллельно два распоряжения - №307 и 354. Первое предписывает делать начисления постоянно, а второе - только во время отопительного сезона.

Осуществить первый способ очень просто - используются те же формулы, но показатели в них подставляются в соответствии с прошлым годом, распределённые на 12 месяцев. После этого производится перерасчёт и корректировка нормативов, которые будут применяться в следующем году. С одной стороны, оплата в летний период снижает сумму ежемесячного платежа за коммунальные услуги, а с другой - делает сложной и непонятной всю систему начислений.

Заключение

Многим жителям многоквартирных домов знакомы различные ошибки или непонятно откуда появившиеся цифры в платежках за коммунальные услуги. Сегодня, когда эти суммы очень внушительны, осведомлённость в данном вопросе очень важна, и теперь вы знаете, как считает общедомовой счетчик отопления. Помимо этого, рекомендуется получить у поставщиков теплоснабжения точные данные о нормативах и тарифах для того, чтобы проверять правильность начислений.