Конспект экскурсии в осенний парк в старшей группе. Занятие в старшей группе «Экскурсия в музей

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г. г. Образовательная область ОБЖ

Перспективное планирование учебно-воспитательного процессо в старшей группе на 2015-2016 учебный г. г Образовательная область ОБЖ...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание». Формирование элементарных математических представлений

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная область "Позноние".Формирование элементарных математических представлений...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Художественное творчество»

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная область "Художественное творчество"...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструирование, конструирование из бумаги)деятельности.

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Познание". Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструирование...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Познание» (природный и предметный мир)

Перспективное планирование учебно-воспитательног процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Познание"(природный и предметный мир)...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Речевое развитие" Подготовка кобучению грамоте...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. ОБразовательная область "Речевое развитие" Речевое развитие...

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формирование представлений детей о многообразии животного мира, развитие познавательного интереса.

Задачи

Образовательные: расширять знания детей об обитателях зоопарка; учить понимать зависимость между внешним видом животного, средой его обитания, особенностями питания; закреплять в активном словаре названия животных; уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, светофор); актуализировать знания о профессиях сотрудников зоопарка и об их обязанностях; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине).

Воспитательные: закреплять знания правил дорожного движения и правил поведения в общественных местах; прививать любовь к окружающему миру; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему; развивать композиционные умения, учить располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке; развивать творческое воображение, внимание, фантазию.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке», К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе», А. Клыков «Лисица», Т. Скребицкий «Заяц», “Белка”; рассматривание альбома «Дикие животные»; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, наложенные силуэты животных (по 1 на стол), картинки с изображениями животных, палочки Кюизенера, изображения вольеров (2 на каждый стол), заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка), карандаши, стенд для рисунков, стенд для плаката, плакат (солнце, тучка, под изображениями — полоска из двухстороннего скотча), билеты.

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети стоят с воспитателем посередине комнаты, на экране слайд 1)

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Загадка

Я привык на юге жить.

Я умею говорить!

День-деньской могу летать,

Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!

Разноцветный —

Дети: — Попугай!

(Щелчок — раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Воспитатель: — Верно, это попугай, его зовут Жак, и он приглашает нас посетить интересное место, где мы сможем познакомиться с удивительными жителями разных стран. Как вы думаете, куда нас зовет Жак?

(Ответы детей)

— Верно, в зоопарк!

(Слайд 2)

Воспитатель:

В зоопарке шум и гам,

Вон сидит гиппопотам,

А напротив в клетке

Попугай на ветке.

Там пантера и лисица,

Обезьяна, крокодил,

Бродит важная тигрица,

Спит сердитый гамадрил.

Встал я возле странной клетки,

Ноги есть, а тела нет.

Да ведь это же жирафа!,

Сверху шлёт большой привет!

— Давайте же отправимся на экскурсию вместе с нашим новым другом. Зоопарк находится недалеко, мы дойдем туда пешком. Становитесь за мной и в путь!

(Щелчок — звучит музыка, дети идут по парам за воспитателем, проходят круг по комнате, останавливаются. Слайд 3)

ІІ. Основная часть.

1. Актуализация знаний о правилах дорожного движения.

Воспитатель: — Дети, чтобы попасть в зоопарк, нам нужно перейти дорогу? Как вы думаете, где это безопаснее всего сделать?

(Слайд 4. Щелчок – картинка с детьми, перебегающими дорогу)

— Посмотрите, правильно ли ребята поступают?

(Ответы детей)

— А где же нужно переходить дорогу?

(Ответы детей)

— Правильно, нам нужно идти по пешеходному переходу.

(Щелчок – картинка с детьми, переходящими дорогу по переходу)

— Ребята, но посмотрите на дорогу внимательно: сможем ли мы перейти через дорогу сейчас? Почему?

(Слайд 5. Щелчок – светофор горит красным)

Ответы детей.

(Щелчок — зеленый светофор)

Воспитатель : — А теперь мы можем перейти дорогу?

Дети : -Да!

Воспитатель:

Подмигнул мне светофор:
-Проходи, ребёнок!
Ну какой здесь будет спор?
Свет горит – зелёный!
Смело я иду, друзья,
Прямо по полоскам.
А машины все стоят
Здесь, у перекрёстка!
(Щелчок — звучит музыка, дети идут за воспитателем)

Воспитатель: — Вот мы и у зоопарка (слайд 6).

2. Задание «Билеты в зоопарк»

— Прежде, чем войти, нам нужно купить билеты. Где мы можем это сделать?

(Ответы детей)

— Билеты можно купить в кассе, а продаст нам их сотрудник зоопарка – билетер (щелчок – изображение билетера). Чтобы получить билеты, нам нужно выполнить два задания.

Первое задание: ответьте на вопрос — кто еще, кроме билетера в кассе, работает в зоопарке? (Слайд 7: по щелчку появляются изображения сотрудников зоопарка, дети смотрят на слайд и называют)

(Ответы детей – директор, ветеринар (врач, который лечит животных), смотрители – ухаживают за животными и кормят их, уборщики, водитель – привозит корм, перевозит животных), экскурсовод, сторож и др.)

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Нам осталось выполнить второе задание: давайте подумаем, как нужно вести себя в зоопарке.

(Слайд 8)

Анализ картинок (картинки появляются по щелчку).

Вывод (делают дети): нельзя кормить животных тем, что с собой принесли, нельзя без взрослых подходить к клеткам, трогать животных, можно кормить продуктами, которые продаются в специальных магазинчиках на территории зоопарка, приближаться к животным можно только со взрослыми.

Воспитатель: — Ребята, вот наши билеты (раздает детям билеты), сохраните их – они нам еще пригодятся. А теперь мы можем пройти в зоопарк.

(Слайд 9)

Работа в группах .

Дети проходят за столы, садятся по 4-5 человек.

3. Задание «Кто где живет»

Воспитатель : — Ребята, в зоопарке живут животные и птицы из самых разных уголков нашей планеты.

На каждом столе лежат картинки: наложенные силуэты — 5 животных дальних стран, 5 животных, которые живут у нас, и цветные картинки с изображениями этих животных и 2-3 других, силуэтов которых нет.

Воспитатель: — Посмотрите, у вас на столах лежит картинка с силуэтами животных, и цветные картинки с изображениями животных и птиц. Угадайте, что за звери спрятались на картинке с силуэтами. Отберите их из цветных картинок и разделите на 2 группы: в одну сторону отложите животных, которые живут в дальних странах, а в другую тех, которых можно встретить в нашей стране.

(дети выполняют задание)

— Назовите зверей, которые живут в далеких от нас местах (обезьяна, лев, слон, попугай, жираф).

(Слайд 10, картинки появляются по щелчку)

Верно, эти животные обитают в других странах, увидеть мы их можем по телевизору, в кино, на картинках или в зоопарке.

— А теперь назовите животных, которых можно встретить у нас в лесах, полях, степях (медведь, лиса, заяц, сова, лось).

(Слайд 11, картинки появляются по щелчку)

— Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас пришло время немного отдохнуть!

4. Физкультминутка

(Слайд 12, музыка по щелчку звучит и останавливается)

По зоопарку мы шагаем
(Маршируют на месте)

И медведя там встречаем
(Раскачивание туловища)

Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
(Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
(Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
(Бег на месте на носках)

Вот волчата спинку выгнули
(Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнули.
(Легкий прыжок вверх)

Подражаем мы зайчишке
(Ладони на голову, подскоки)

Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра,
Заниматься нам пора.
(Вернуться на места)

5. Задание «Строим клетки для животных» (с использованием палочек Кюизенера)

Воспитатель: — Дети, в зоопарке случилась неприятность: поломались некоторые клетки, и животные могут разбрестись кто куда, и даже убежать из зоопарка. Давайте поможем работникам зоопарка и построим новые прочные клетки.

— Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и картинки с изображениями животных (на каждого ребенка 2-4 животных, вырезанных по силуэту, в пропорциональных размерах). Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания).

(Слайд 13)

Дети выполняют работу.

6. Задание «Подбери соседей»

Воспитатель: — Ребята, как называются животные, которые питаются мясом? (Хищники). Каких хищников вы знаете?

– Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Травоядные). Назовите известных вам травоядных животных.

— Могут ли эти хищники и травоядные жить в одном вольере в зоопарке? Почему?

На столах перемешаны картинки травоядных и хищных животных (хищники — тигр, волк, медведь, крокодил, травоядные – зебра, бегемот, олень, белка), 2 изображения вольеров.

— Давайте подберем обитателям нашего зоопарка хороших соседей. Посмотрите на картинки у вас на столах. Поселите травоядных в один вольер, а хищников – в другой.

Дети выполняют задание

— Давайте проверим, как вы справились с заданием.

(Слайды 14, 15, картинки появляются по щелчку)

— Молодцы, все справились с заданием. Теперь обитатели зоопарка будут жить дружно!

7. Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок»

Воспитатель: — Вот и подходит к завершению наша экскурсия по зоопарку. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.).

— Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика (слайд 16, музыка звучит и останавливается по щелчку)

В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей
(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи
(растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)
Птицы красивые
(помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть!
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев — это «крокодилова пасть»)

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

Воспитатель: — Дети, где мы с вами сегодня побывали? Кого мы сегодня видели? Что нового узнали?

— Понравилось вам наша экскурсия? Ребята, возьмите свои билеты, подойдите к плакату (солнышко и тучка) и прикрепите билетик к солнышку, если занятие вам понравилось, или к тучке, если не очень понравилось.

— Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

(Слайд 17)

(презентация открывается полностью, с музыкальным файлами, при скачивании)

Скачать презентацию

Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Вопрос план-конспект прогулки летом во второй мл. группе

Прогулка

Наблюдение за цветником.

Цели:

Уточнять названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков;

Побуждать к сравнительным высказываниям, обращать внимание на запах цветов.

Ход наблюдения

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «не тронь»

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу .

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка, сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка).

Какие цветы растут в цветнике?

Как они называются?

Какие из них многолетние?

Какие однолетние?

Трудовая деятельность

Коллективный труд на участке по уборке территории.

Цель : учит детей трудиться сообща.

Подвижные игры.

« Живая клумба цветов», « Кто попадёт».

Цели :

Закреплять название цветов с помощью игры;

Учить двигаться хороводом;

Упражнять в бросании и ловле мяча.

Индивидуальная работа .

Развитие движений.

Цель: упражнять в ходьбе по линии, сохраняя равновесие.

Вопрос. План-конспект экскурсии для детей старшей группы весной.

Экскурсия в весенний парк с детьми старшей группы.

Тема: «Мы друзья природы».

Образовательное направление: познавательное.

Интеграция с другими направлениями: коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое, речевое.

Цель:

Уточнить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях весной. Развивать коммуникативные способности. Вызвать интерес к миру природы.

Программное содержание:

1. Познавательные задачи:

· закреплять умения детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи;

· систематизировать знания детей о весне;

· уточнить представления детей о насекомых.

2. Развивающие задачи:

· развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;

· закреплять умение действовать с указанием взрослого;

· развивать уверенность, активность, инициативность;

· развивать коммуникативные способности.

3. Воспитывающие задачи:

· воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы;

· воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

4. Речевые задачи:

· продолжать способствовать развитию связанной речи детей;

· продолжать совершенствовать речь детей, обогащать активный словарь.

Активизация словаря : Закрепление обобщающих слов, названий предметов и их свойств; упражнять в применении ласковых слов.

Литература:

Для детей: стихи и песни о цветах, деревьях; загадки, приметы, пословицы и поговорки о весне; стихотворение Т. Шорыгиной «Береза»;



Предварительная работа с детьми : -беседы;

Ежедневные наблюдения на участке;

Чтение рассказов о природе весной;

Заучивание стихов, загадок, народных примет, игр;

Составление описательных рассказов;

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников на тему «Весна»;

Трудовая деятельность в уголке природы и на прогулке.

Предварительная работа воспитателя :

Определение и осмотр места экскурсии;

Выбор наилучшего пути;

Учет состояния погоды;

Установление мест для наблюдений, для отдыха детей;

Подбор литературы для детей.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  • план маршрута;
  • пакеты для сбора мусора, перчатки.
  • питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  • лопатки или совочки для выкапывания растений- 3.
  • секатор садовый для срезания веток с дерева или кустарника- 1.
  • папки для растений- 2.
  • корзиночки для шишек, листьев- 4.

Ход экскурсии :

Перед отправлением на экскурсию на участке детского сада воспитатель с детьми проводит беседу.

Воспитатель : Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть… Для этого нужно любить родной край, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Давайте добрыми глазами и чутким сердцем увидим красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички, каждого насекомого.

Приглашаю всех на экскурсию.

По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на воздух, траву и деревья. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса– не губи, мало леса– посади»; «Растение– земли украшение»; «Рощи да леса, всему краю краса».



Придя в парк, воспитатель вместе с детьми выбирает место, где сложить рюкзачки. Отдыхают.

Воспитатель организовывает дидактические игры с детьми:

1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.

2. Игра «Что какое?». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо- голубое, тропинка- длинная, камешек- шершавый, земля- теплая.

3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.

4. Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель : Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, постоим тихо- тихо и прислушаемся к природе. Вы знаете, что у каждого цветка, кустика, дерева есть своя песенка. Давайте их послушаем. Только помните: без любви ко всему живому вам не удастся проникнуть в тайны природы.

Дети слушают и рассказывают, что услышали.

Воспитатель : Давайте вспомним стихи и песни о цветах, деревьях, загадки о весне и приметы, пословицы и поговорки.

Дети читают стихи, отгадывают загадки.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Татьяны Шорыгиной о березе:

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки- подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот-

Закружился хоровод.

Воспитатель : Ребята, подойдите пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Конкурс для детей «Кто скажет больше красивых слов о березе».

Дети вместе с воспитателем исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Народ рабочий, весь день хлопочет,

Возле пня дом строит,

Вот так дом, в тысячу окон (муравейник).

Предложить детям найти муравьев, рассмотреть этих трудолюбивых и полезных насекомых. Рассказать, что муравьи уничтожают вредных насекомых, поэтому муравейник нельзя разорять.

Воспитатель : Когда любуешься природой, то становится хорошо на душе, светло и радостно, хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.

Ребята, давайте вместе вспомним правила поведения в природе.

Дети называют правила поведения в природе, воспитатель добавляет ответы детей.

Воспитатель : Прошу вас, оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постараетесь исправить это.

Дети и взрослые собирают мусор в пакеты, беседуют о том, что нужно сделать, чтобы сохранить природу.

Экскурсия заканчивается чаепитием на свежем воздухе с дарами природы: чай с листиками смородины, бутерброды с овощами, фрукты.

На память об экскурсии дети собирают сухие веточки, красивые камешки, листики и цветы для гербария.

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.

Воспитатель : Антонова Надежда Николаевна.

Задачи.
Образовательные : продолжать формировать у детей представление о том, что поляна – это сообщество лекарственных растений;
обогащать словарный запас детей названиями лекарственными растений, формировать диалогическую речь.
Познакомить с лекарственными растениями родного края;
на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране;
разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
Развивающие : развивать умение замечать и правильно называть лекарственное растения;
познакомить с особенностями мать-и-мачехи, подорожника, крапивы, одуванчика;
уточнить, где они произрастают и каково их значение в природе.
Рассказать детям, что на поляне среди травы живут насекомые.
Воспитательные: воспитывать осознанное, бережное отношение к лекарственным травам, формировать умение правильно вести себя на «Поляне здоровья», эстетическое восприятие природы.
Предварительная работа . Беседа о лекарственных растениях и их значении в восстановлении здоровья;
рассматривание иллюстраций на тему «Лекарственные растения», «Насекомые».
Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг».
Загадывание загадок о лекарственных травах и насекомых.
Ход экскурсии.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите на экран и определите, какое сейчас время года.
Дети. Весна.
Воспитатель. Правильно, весна. По каким приметам вы это определили?
Дети. Птицы прилетели из тёплых краёв и проснулись насекомые, солнышко ярко светит, тает снег и текут ручьи; появились проталинки.
Яркое голубое небо, светит солнышко.
Воспитатель. Молодцы! Весна – красна на земле хозяйничает!
Сегодня на улице прекрасная погода и я предлагаю вам отправиться на экскурсию. Послушайте загадку и отгадайте, куда мы пойдём:
Есть в лесу такое место,
Где растут трава, цветы,
Земляника на варенье,
Где побегать любишь ты.
Воспитатель . Что это такое?
Дети . Поляна.
Воспитатель. Так куда мы пойдём?
Дети. На полянку.
Воспитатель. Правильно. Мы пойдём на весеннюю полянку, там, где растут лекарственные травы, поют птицы, прыгают кузнечики и другие насекомые.
Становитесь друг за другом.
Быстрые ножки, быстрые ножки
Побежали по дорожке
Топ-топ, прыг - скок.
Воспитатель. Вот мы и на поляне. Ребята, оглянитесь вокруг, как красиво!
От яркого солнца земля оттаяла, много луж, журчат ручьи, громко щебечут птицы – вестники весны, много влаги.
Весна вступила в свои права.
А победить зиму весне помогло ….Как вы думаете, что помогло?
Дети . Солнышко! Потому что весной солнышко светит ярче и пригревает сильнее.
Воспитатель. Правильно!
Игра с солнышком.
Солнышко, солнышко,
Ярче свети!
(Потянуться руками вверх, встать на носки.)
Яркие лучики
К нам протяни.
(Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(Разбиться на пары, протянуть друг другу руки.)
Нас покружи, оторвав от земли.

(Покружиться парами.)
Вместе с тобой на полянку пришли.
(Выстроиться в цепочку, держа друг друга за руку).
Воспитатель.
А что вам нравится на поляне?
Дети . Много цветов и травы.
Воспитатель. Да, нас окружает много лекарственных растений и первоцветов. Одни весенние растения цветут, а другие ещё только показались из – под земли. Сколько кругом ростков! Одни пробивают землю как острыми колышками туго свёрнутыми листьями, другие согнутым стебельком. И много силы в этих ростках. Каждый день расцветают новые цветы.
Воспитатель. А на что похожа поляна?
Дети. На ковёр, на скатерть, на платок.
Воспитатель. Ребята, какого цвета поляна?
Дети. Жёлтого, зелёного.
Воспитатель . Вспомните, о каком луге я вам читала рассказ?
Дети. О золотом луге.
Воспитатель . А почему он так называется?
Дети . На нём росло много жёлтых одуванчиков.
Воспитатель. На что похож одуванчик?
Дети . Одуванчик похож на золотой шар.
Воспитатель . Давайте найдём одуванчик среди растений нашей поляны и поздороваемся с ним. (Дети находят одуванчики и рассматривают его).
Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он.
Одуванчик - лекарственное растение. В нем большая кладовая витаминов.
Их употребление быстро восстанавливают силы человека.
Листья одуванчика собраны в разетку и растут всё лето. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве.
А чуть позже зажигаются в траве жёлтые «фонарики»
Послушайте стихотворение «Одуванчик»
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
От большого солнца маленький привет.
Воспитатель. Но пройдёт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
Спрячу – ка в карманчик
Бывший одуванчик.
Игра «Одуванчик»
Дети делятся на две команды и строятся друг за другом.
Каждый участник держит какую- нибудь часть цветка: сердцевину, стебелёк, лепестки.
На расстоянии 5-6м от команд кладут обруч. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и выкладывают в нём из деталей одуванчик.
Побеждает команда, собравшая одуванчик первой.
Воспитатель . Сегодня ярко светит солнышко, оно вас встретило на поляне и предлагает ещё поиграть с ним.
Пальчиковая игра «Ах! Уж ясно солнышко»
Ах! Уж ясно солнышко (разводят руки в стороны)
Припекло, припекло (руки поднимают вверх)
И повсюду золото (постепенно опускают руки вниз, сжимая и разжимая кулаки)
Разлило, разлило.
Ручейки на улице (ладонями изображают волнообразные движения)
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают (ладони подносят ко рту, изображая игру на дудочке)
И летят, летят (руки в стороны – вверх – вниз).
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку о каком растении, которое растёт на поляне пойдёт речь?
Загадка. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит,
Не огонь, а жжётся.
Дети. Крапива.
Воспитатель. Найдите на поляне крапиву.
Дети находят и рассматривают.
Воспитатель. В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди готовили щи из крапивы в трудные годы войны.
Воспитатель . Какие ещё вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «зелёной аптекой» Почему? (Ответы детей.) Верно! Такие лекарства помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные.
Сегодня мы познакомимся так –же с мать-и-мачеха, это растение помогает нам на прогулке.
У этого растения два лица: весеннее и летнее. «Весеннее лицо» - жёлтые соцветия на недлинных стебельках. Её озорные жёлтые огоньки словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет – зазеленеют луга, леса. Эти жёлтые огоньки называют цветками, в каждом – множество крошечных цветочков, собранных вместе.
Давайте его найдём и рассмотрим .
Листья крупные, круглые.
Приложите к щёчке лист гладкой стороной.
Что вы почувствуете?
Дети. Прохлада.
Воспитатель . А теперь приложите шероховатой стороной.
А что вы почувствовали сейчас?
Дети. Тепло.
Воспитатель . Почему растение так названо? Как вы думаете?
Дети. Мать – теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха – холодная, гладкая его сторона. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля.
Воспитатель . Какие ещё растения растут на поляне?
Отгадайте загадку. Скромный, невзрачный цветок
Вдоль дорожек он растёт.
Только вовсе не цветёт.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Кровь остановить им можно.
Что за травка? –
Дети . Подорожник. Почему он так называется?
Дети. Его можно встретить вдоль дороги.
Воспитатель . Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение. (Ответ детей) Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт.
Игра «Знатоки»
Поочередно показываю лекарственное растение. Дети должны назвать ту часть растения (корень, лист, плод, цветок), которая используется в лечебных целях.
Например: подорожник – лист, ромашка – цветок и т.д.
Игру можно усложнить вопросами: От каких болезней помогает? Где растёт?
Воспитатель . Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?
Дети. Бережно и осторожно.
Воспитатель. Давайте запомним правила сбора лекарственных растений.
1. Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
2. Срезать или собирать необходимо только ту часть, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.
3. Сбор следует производить только в определённое время.
4. Незнакомые растения собирать не следует.
5. Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать их без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягодки.
Воспитатель. Ребята, на поляне нельзя шуметь, нельзя рвать много цветов, ловить насекомых…Почему? (Ответы детей.)
А вот смотрите: шмель приземлился на жёлтый глазок мать – и – мачехи. Для чего? (ответ детей)
Воспитатель. Правильно, чтобы собрать нектар. В цветках мать – и- мачехи для пчёл и шмелей накрыт прекрасный стол, причём в то время, когда других цветущих растений ещё нет. Обратите внимание на окраску цветов. Какая она? (Ответы детей.) А для чего такая яркость?
Дети . Чтобы привлечь внимание насекомых.
Воспитатель. Шмели и пчёлки помогают первоцветам размножаться.
Каким образом?
Дети. Опылением. Они разносят пыльцу на своих лапах.
Послушайте загадку.
На поляне, возле ёлок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Дети. Муравейник.
Воспитатель. Всем известно, что муравей – санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит, лес здоровый. Муравейники нельзя разорять, нельзя совать в них палки, нельзя давить муравьёв. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом – кто соломинку тащит, которая больше муравья в несколько раз, а кто с жуком дерётся, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей – труженик, муравей – защитник леса. Вот почему муравейники следует охранять.
Воспитатель. Посмотрите, каких насекомых вы ещё видите? (Ответ детей.).
Воспитатель. Полюбуйтесь ещё раз, как красива наша поляна весной. Много интересного увидели и узнали. А главное, вы никому не причинили вреда.
Вы – настоящие друзья природы.
Я хочу вам напомнить, что Природа нам щедро дарит красоту. А красоту надо любить и ценить. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придём в детский сад, нарисуем весеннюю поляну. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на поляне.
Скажем поляне: «До свидания, до новых встреч!»
Работа после экскурсии. Обобщить знания, полученные после экскурсии, через беседу, чтение рассказов о лекарственных растений, проведение викторины «На лесной поляне». Из рисунков сделать панораму.