Идейно-художественное своеобразие жанра оды. Творчество Г.Р

– почти исключительно лирика. Трагедии, которые он писал в последние годы, не имеют значения. Проза важнее. Его Рассуждение о лирической поэзии – замечательный пример не слишком информированной, но вдохновенной критики. Комментарий, написанный им к собственным стихам, полон прелестных, странных и много проясняющих подробностей. Мемуары очень убедительно рисуют его нелегкий и упрямый нрав. Проза его, стремительная и нервная, совершенно свободна от педантических завитушек германо-латинской риторики и, вместе с суворовской, представляет самую индивидуальную и мужественную прозу столетия.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В лирической поэзии Державин велик. Даже просто по силе воображения он один из немногих величайших русских поэтов. Дух его поэзии классический, но это классицизм варвара. Его философия – веселое и жадное эпикурейство , не отрицающее Бога, но относящееся к нему с бескорыстным восхищением. Он принимает смерть и уничтожение с мужественной благодарностью за радости быстротечной жизни. Он забавно соединяет высокоморальное чувство справедливости и долга с твердым и сознательным решением наслаждаться всей полнотой жизни. Он любил высокое во всех его формах: метафизическое величие деистического Бога, физическое величие водопада, политическое величие империи, ее строителей и воинов. Гоголь был прав, когда назвал Державина «поэтом величия».

Но хотя все эти черты присущи классицизму , Державин был варвар, не только в своей любви к материальным наслаждениям, но и в своем использовании языка. «Гений его, – сказал Пушкин , – мыслил по-татарски и по недостатку времени не знал русской грамматики». Его стиль – это постоянное насилие над русским языком, непрестанная, сильнейшая, индивидуалистическая, мужественная, но часто и жестокая его деформация. Как и его великий современник Суворов , Державин не боялся потерь, когда дело шло о победе. Величайшие его оды (и Водопад в том числе) часто состоят из отдельных головокружительных пиков поэзии, вздымающихся над хаотической пустыней корявых общих мест. Поэтическая сфера Державина очень широка. Он писал похвальные и духовные оды, анакреонтические и горацианские стихотворения, дифирамбы и кантаты, а в позднейшие годы даже баллады. Он был смелым новатором, но новации его не противоречили духу классицизма. В своем парафразе горациевского Exegi Monumentum (Памятник ) он обосновывает свое право на бессмертие тем, что создал новый жанр: шутливую похвальную оду. Дерзкая смесь высокого с реальным и комическим – характерная черта самых популярных державинских од, и именно эта новизна ударила по сердцам его современников с такой неведомою силой.

Гавриил Романович Державин

Но помимо своих новаций Державин – величайший русский поэт самого ортодоксально-классического стиля, он красноречивейший певец великих и незапамятно древних общих мест поэзии и всечеловеческого опыта. Величайшие из его моралистических од: На смерть князя Мещерского – никогда горацианская философия carpe diem (пользуйся сегодняшним днем) не была высказана с таким библейским величием; короткий и сильный парафраз 81-го псалма – против плохих царей, после французской революции навлекший на поэта большое неудовольствие (он мог ответить на обвинения только словами «Царь Давид не был якобинцем, и потому мои стихи никому не могут быть неприятны»); и Вельможа , сильнейшая обвинительная речь против самых выдающихся фаворитов XVIII века, где язвительный сарказм идет рука об руку со строжайшей нравственной серьезностью.

Но в чем Державин неподражаем – это в умении передать впечатления от света и цвета. Он видел мир как гору драгоценных камней, металлов и пламени. Величайшие его достижения, в этом смысле, начало Водопада , где он одновременно достиг и вершины своей ритмической мощи; поразительный Павлин (так своенравно испорченный под конец плоской моральной сентенцией) и стансы На возвращение графа Зубова из Персии (которые, кстати сказать, служат ярким примером державинской независимости и духа противоречия: стихи были написаны в 1797 году, сразу после восшествия на престол Павла I , который Зубова особенно ненавидел, и были обращены к брату последнего фаворита покойной императрицы). Именно в таких стихах и пассажах гений Державина достигает высот. Очень трудно это передать на другом языке, поскольку именно на необычайном характере слов, синтаксиса и прежде всего метрического разделения зиждется производимый ими эффект. Его сверкающие зрительные вспышки и риторические извержения и делают Державина поэтом «пурпурных пятен» по преимуществу.

Очень своеобразный раздел державинского поэтического творчества представляют анакреонтические стихи последних лет (впервые собранные в 1804 году). В них он дает волю своему варварскому эпикурейству и страстному жизнелюбию. Из всех русских поэтов только у одного Державина в его цветущей старости звучала эта нота радостной, здоровой и крепкой чувственности. Стихи выражают не только сексуальную чувственность, но и огромную любовь к жизни во всех ее формах. Такова Жизнь званская ; гастрономически-моралистическое Приглашение на обед и строки Дмитриеву о цыганах (Державин, первый из длинной череды русских писателей – Пушкин, Григорьев , Толстой , Лесков , Блок – отдал должное увлечению цыганской музыкой и пляской). Но среди поздних анакреонтических стихов есть стихи необычайной мелодичности и нежности, в которых (как сам Державин говорит в своих комментариях) он избегал «буквы "р", чтобы доказать медоточивость русского языка».

Поэзия Державина – целый мир поразительных богатств; единственный ее недостаток в том, что великий поэт не был ни примером, ни учителем мастерства. Он не сделал ничего для поднятия уровня литературного вкуса или для улучшения литературного языка; что же касается его поэтических взлетов, то было совершенно ясно, что сопровождать его в эти головокружительные высоты невозможно.

Одним из самых значительных явлений в литературе последней трети XVIII в. было творчество Державина, крупнейшего русского поэта второй половины XVIII в. Державин сыграл огромную роль в развитии русской поэзии от классицизма к подготовке тех элементов, из которых сложилась реалистическая русская поэзия XIX в. Писать стихи Державин начал еще во время своей солдатской службы, но свои ранние произведения он в 1770 г. сжег. Державин издал анонимно свои первый сборник: «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае». В этих стихотворениях автор подражает Ломоносову. Встать на самостоятельный путь творчества Державину помогают новые друзья: Капнист, Львов и Хемницер, которые стремились придать русской поэзии простоту и народность. Поэт охотно учился у своих друзей и вскоре в «Санкт-Петербургском вестнике» он напечатал ряд выдающихся произведений («Ключ», «На смерть князя Мещерского», «Нарождение порфирородного отрока» и др). Важнейшим моментом в жизни Державина было появление в1783 годы «Фелица», в которой поэт прославлял Екатерину II. Напечатанная без ведома и без подписи автора на первой странице «Собеседника», «Фелица» была прочитана императрицей и понравилась ей необычайно. Она узнала имя автора и послала ему в награду 500 червонцев в золотой табакерке. В ответ на упреки в лести и низкопоклонстве, вызванные в придворной среде успехом «Фелицы», Державин написал столь же яркое «Видение Мурзы». Ода «Бог» окончательно утвердила славу Державина-поэта. Поэзия Державина носит по преимуществу лирический характер. Своеобразие ее - в восторженности чувств и в возвышенности общих идей. Большинство своих стихотворений Державин называл «одами». Но в сущности в его лирике нет того резкого различения жанров, какое устанавливалось теорией классицизма: его оды часто сливались то с сатирой, то с идиллией, то с философским размышлением. Условно, по преобладающим в них элементам, стихи Державина можно разделить на: хвалебные («Фелица»), героические («Песнь по взятии Измаила»), сатирические («Властителям и судиям»), философские («На смерть князя Мещерского», «Водопад»), антологические (дружеские послания и другие жанры так называемой легкой поэзии) («Приглашение к обеду»). Величие человеческой личности вообще и прежде всего величие русского человека составляет основной пафос поэзии Державина. Гоголь писал: «О Державине можно сказать, что он – певец величия. Все у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия; его полководцы - орлы...». Поэзия Державина звучит то торжественно-радостно, то торжественно-мрачно. Певец Екатерины и ее «орлов» отразил все великолепие жизни господствующего класса в пору его могущества и расцвета, всю роскошь и богатство дворянского быта. Живым отражением эпохи, когда русские люди, по словам Белинского, «были оглушены громом побед, ослеплены блеском славы», являются героические (победные) оды Державина. Поэт воспевает в них героизм русского народа, славу его полководцев и победы его оружия. Но как в хвалебных, так и в героических одах Державина не могла сказаться классово-историческая ограниченность мировоззрения поэта. Только величием и славой народа создается величие и слава царей - такова основная идея «Песни по взятии Измаила». Сатирические стихи Державина не представляют, так сказать, «чистой» сатиры: обличительный элемент, проникавший и в его хвалебные оды, в стихах сатирических преобладает, но не является единственным, так как сочетается с поучительным и хвалебным. Лучшими из таких од являются: «Властителям и судиям» и «Вельможа». Ода «Властителям и судиям» представляет собой смелую поэтическую разработку псалма 81 и обращена к высшей власти. Поэт возмущен злом и неправдой, царящими на земле, управляемой «земными богами» - царями. В оде «Вельможа» поэт обличает «вельможество», получившее непомерно большое значение именно при Екатерине II. Здесь говорится о том, каким должен быть идеальный вельможа. Вельможа, попавший в знатность не по заслугам, только кумир, поставленный в позор, «глыба грязи позлащенной». Никаким блеском нельзя прикрыть отсутствие ума и таланта. В пример подлинного величия приведен Петр, который «блистал величеством в работе». Философские оды занимают в лирике Державина одно из первых мест. Торжественный тон и величественные образы оды соответствовали здесь возвышенным мыслям о жизни и смерти, о человеке и божестве. «Водопад» (в-д Кивач на р. Суне) - самая большая ода Державина. В ее сложном содержании философские раздумья, политические идеи и восторженные похвалы переплетаются с живописными картинами. Державин резко нарушил теорию Ломоносова о «трех штилях». Он не боялся соседства слов разной стилевой окраски. Державин вышел на новые пути - свободного, искреннего выражения чувств (предвестие романтизма) и правдивого изображения действительности (предвещало реализм).

13. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. Жанр, композиция, идейное содержание произведения. Споры о Радищеве .

(1749-1802). Наряду со служебной деятельностью в 70-80-егоды развернулась и литературная деятельность Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» самое замечательное произведение Радищева и одно из самых выдающихся творений не только русской, но и всей европейской литературы. В произведении повествование ведется от первого лица, путешественника, который ведет запись путевых впечатлений. В «Путешествии из Петербурга в Москву» есть элементы и классицизма (пафос лирических отступлений) и сентиментализма (переживания «путешественника»). В композиции Радищев допускал «свободные» построения, как бы случайную смену образов и картин, размышлений и т.п. Эпиграфом книга автор избрал стих из «Тилемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Этому выражению придан символический смысл: «чудище» - это тогдашний социально-политический строй. Радищев открыто выступил против крепостного права и самодержавия. В произведении много контрастов: безделье, роскошь и разврат помещиков питаются трудолюбием, нищетой и добродетелью крестьян. Крепостничество - вот первый облик страшного «чудища», на которое Радищев осмелился взглянуть «прямо». Книга Р. полна описаниями страшной нищеты крестьян, их полного бесправия подгнетом жесточайшей помещичьей эксплуатации. Из беседы с крестьянином, встреченным в поле, путешественник узнает, что тот может работать на себя только по воскресеньям да в лунные ночи, а все остальные дни он работает на барина (глава «Любани»). Один коллежский асессор в отставке, владелец нескольких сот крепостных, «крестьян почитал скотами». Он заставлял мужиков работать на себя всю неделю, а кормил на своем дворе один раз в день. Это был жадный деспот, который бил крестьян. В этих мучительствах участвовала его жена и дети. После того как барский сын отнял у одного крестьянина невесту, терпение народа лопнуло: крестьяне восстали и перебили всех извергов (глава «Зайцово»). Дворянин Некто, неудачник по службе, приобрел деревню в 100-200 душ и для своего обогащения заставлял всех крестьян, жен и их детей вовсе дни года работать на себя (глава «Вышний Волочок»). В главе «Пешки» путешественник описывает крестьянскую избу: стены и потолок все в саже, стол топором срубленный. Нищета народа - не единственное его бедствие. Чтобы грабить крестьян, помещики лишают их всех гражданских прав, оскорбляют, унижают, всячески попирают в них все человеческое - чувство родства и любви, чувство собственного достоинства и чести. Вот, например, приводится обычное для эпохи официальное объявление о продаже имения и «шести душ мужского и женского пола». Продается старик-дворовый, когда-то на войне спасший барина; старуха, кормилица матери молодого помещика и т.п. В главе «Гордня» рассказана трагическая история крепостного интеллигента: Ванюша радуется военной службе как избавлению от рабства. Радищев страстно обличает эксплуататоров народа - помещиков. Помещики и крестьяне в «Путешествии» резко противопоставлены друг другу в нравственном отношении. Радищев показывает, что право «душевладения» развращает прежде всего самих крепостников. Освобождая дворян от труда, оно развивает в них только зверские инстинкты. Образы помещиков глубоко типичны, - автор рисует самых рядовых представителей этого класса (грабители, мучители, насильники и развратники. Господа - источник нравственного разложения в обществе. Крестьяне, в противоположность развращенному дворянству, - физически и нравственно здоровые люди. Герои автора - простые люди; это скромный, но упорный труженник-пахарь (гл. «Любани»); герой-матрос, спасающий гибнущих на озере (гл. «Чудово»); крестьянский парень, защищающий честь своей невесты (гл. «Зайцово»).В главе «Едрово» Радищев пустым и распутным «боярынькам»-кокеткам противопоставляет простую, душевно здоровую крестьянку, способную любить горячо и глубоко. Последней гл. «Путешествия» является «Слово о Ломоносове». Р. порицает Ломоносова за то, что он льстил Елизавете. Но вместе с тем Р. высоко ценит гениальность Ломоносова. Самодержавие - вот второе лицо страшного «чудища». Радищеву было ясно, что монархия Ек. II является организацией господства помещиков над крепостными крестьянами. В аллегорическом сне из гл. «Спасская Полесть» самодержавие разоблачается особенно беспощадно. Автор изображает правителя, с глаз которого Прямовзора (истина) сняла «бельмо».Вместо роскоши и великолепия правитель увидел следующее: «одежды мои блестящие казалися замаранными кровью и омочены слезами. Вокруг меня стоящие являлись того скареднее. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали хищность, зависть и ненависть. Не трудно догадаться, что именно с екатерининского царствования срывает он маску. Призыв к революции, Убеждение в ее неизбежности - главные идеи Радищева, поднимающие его на высоту в ряду других писателей и мыслителей Х\/IIIв. Призыв к восстанию слышен в гл. «Вышний Волочок и в гл.«Зайцово». Неизбежность революции обосновывается национальным характером русского народа. Ек. II читала книгу в крайнем раздражении, а о самом авторе сказала, что он бунтовщик хуже Пугачева». Вскоре Радищев оказался в Петропавловской крепости, а книга была запрещена.

любимый жанр Державина

Альтернативные описания

Патетическое, прославляющее произведение

Стихотворение в торжественном тоне

Жанр в поэзии

Торжественное стихотворение

Оркестрово-хоровое произведение

Японский полководец (1534-1582)

. "... к радости" Шиллера

. "Вольность"

. "Вольность" по жанру

. "Песня", ставшая жанром поэзии

. "Усы" Пушкина (жанр)

. "Фелица" Гаврилы Державина

. "вольность" Радищева

Жанр лирической поэзии

Автомобиль ИЖ-2126

Величавый стих

Вид стихотворения

Возносящий стих

Восхваление

Восхваление в стихах

Державин

Дифирамбы в стихах

Ж. торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр

Жанр "Усов" Пушкина

Жанр Гаврилы Державина

Жанр Горация

Жанр Державина

Жанр высокой лирики

Жанр лирики

Жанр лирической поэзии и музыки

Жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения

Жанр поэзии

Зарифмованная лесть

Зарифмованный подхалимаж

Картина Ренуара "... к цветам"

Картина французского художника Огюста Ренуара "... к цветам"

Лестный стих

Лесть в рифму

Лесть, положенная на стихи

Лирический жанр

Лирическое стихотворение для пения хором

Льстивая песнь

Любая форма лирики в Греции

Подхалимаж в стихах

Подхалимское творение

Похвала в рифму

Похвала в стихах

Похвала от поэта

Поэзия Державина

Поэзия во славу (жанр)

Поэма английского поэта Перси Шелли "... к западному ветру"

Поэма английского поэта Перси Шелли "... свободы"

Поэма вроде дифирамба

Поэтическая хвала

Поэтический гимн

Поэтический жанр

Поэтическое произведение

Приподнятое стихотворение

Прославляющая поэзия

Прощальная у Бродского

Рифмованная лесть начальнику

Рифмованная похвала

Рифмованная хвала

Родная сестра дифирамба

Сборник американского поэта Аллена Гинзберга "Плутониева..."

Славное стихотворение

Славный стих

Славословие

Стих во славу героя

Стих во славу события

Стих герою

Стих льстеца

Стих от Ломоносова

Стих подхалима

Стих родине

Стих, посвященный родине

Стихи в торжественном тоне

Стихотворение в торжественном тоне

Стихотворное восхваление

Стихотворное послание

Стихотворный дифирамб

Стихотворный подхалимаж

Творение поэта

Торжественная поэзия

Торжественно-подхалимский стих

Торжественное стихотворение

Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою

Торжественное, прославляющее поэтическое произведение

Торжественные стихи

Торжественный стих

Форма лирики в Древней Греции

Хвала в песне

Хвала в стихах

Хвалебная песнь

Хвалебная поэзия

Хвалебная, напыщенная

Хвалебный жанр высокой лирики

Хвалебный стих

Хвальба (поэт.)

Хвальба от поэта

Хвелебная песнь

Хоровая песня

Японский полководец

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области.

Предмет: литература

Класс: 9

Тема: Повторение изученного по литературе 18 века.

Тест для 9 класса «Г. Р. Державин»

Литература 18 века является основой всей нашей дальнейшей литературы, поэтому очень важно знать, как она развивалась, кто был ее основоположником.Г. Р. Державин, Д. И Фонвизин, Н. М. Карамзин внесли в литературу что-то свое, новое, они являлись представителями разных направлений, но цель их была одна — сделать наш язык доступным, красивым, понятным простому человеку. Предложенный тест позволит проверить и теоретические знания учащихся, и практические. Тем более, что тест не займет много времени на уроке, поэтому целесообразнее провести его в конце урока на этапе закрепления материала.

1.Писателями 18 века являлись:

А) Фонвизин,

Б) Державин

В)Карамзин.

2.Излюбленный жанр Державина:

А) комедия,

Б) лирика,

Г) повесть и рассказ.

А) Фонвизин,

Б)Державин,

В) Карамзин.

4.Кому принадлежат строчки?

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

А) Карамзину,

Б)Державину,

В) Фонвизину.

5.Кто являлся представителем классицизма как литературного направления?

А) Фонвизин,

Б) Державин,

В) Карамзин.

6.Кто написал комедию «Бригадир»?

А) Фонвизин

б)Карамзин,

в) Державин.

7.Кто в своих произведениях поднимает тему Отечества и служения ему?

А) Фонвизин,

Б) Карамзин,

В) Державин.

8.Кто в своих произведениях изображает нравы придворного дворянства?

А) Фонвизин,

Б) Карамзин,

В) Державин.

9.Кто был губернатором Олонецкой губернии?:

А) Фонвизин,

Б) Карамзин,

В) Державин.

10.Кто из них писал сатирические произведения?

А) Фонвизин,

Б) Державин,

В) Карамзин.

11.Чьему перу принадлежат «Письма русского путешественника»?

А) Фонвизина,

Б) Державина,

В) Карамзина.

12.Кто из них приблизил литературный язык к живой, естественной разговорной речи?

А) Фонвизин,

Б) Державин,

А) Державин,

Б) Карамзин,

В) Фонвизин.

14.Выберите признаки сентиментализма:

А) способность героя чувствовать и переживать,

Б) соответствие теории «трех штилей»,

В) в центре произведения — героические личности,

Г) герои – простые люди,

Д) изображение красоты природы,

Е) соблюдение правила «трех единств» — места, времени, действия.

15.В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждает:

А) образование должно быть хорошим,

Б) Отечеству надо служить верой и правдой,

В) и крестьянки любить умеют,

Г) нельзя угнетать крепостных крестьян.

Ответы

Оценки

Общая оценка:

За 20 – 24 – «5»

За 15 – 20 – «4»

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина - русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина характерно объединение «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечные выражения наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился весь путь развития русской литературы этой эпохи - от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства - подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни - поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна - этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Так, впечатления от крестьянской пугачёвской войны отразились во всех важнейших стихах поэта - от «Читалагайских од» до «Вельможи» - в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.

Начиная с 1779 года творчество Державина становится всё более оригинальным - он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки - он работает словом, словно художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема - это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина - «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» - это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта - в этом заключается ещё одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина - это неподкупный борец за правду.

Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации - он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен» и т. д.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII - начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи развития русской поэзии.