Какие народы проживают в китайском алтае. Алтайцы — люди, верящие в духов природы

Россия - многонациональное государство, регионы которого представлены территориями, уникальными с точки зрения культуры, природы, и во многом - в аспекте уважительного и мирного сосуществования разных народов. В числе таковых - Республика Алтай. Каковы наиболее примечательные этапы истории региона? На чем основана его экономика? Каковы особенности культурного развития Алтая сегодня?

Административно-политическое устройство Республики

Административно-политическую структуру региона формируют 10 районов, каждый из которых делится на муниципалитеты, а также столица Республики Алтай. Эта система организации власти достаточно схожа с моделями управления, реализованными в других национальных республиках РФ. Столица субъекта - город Горно-Алтайск.

Каждое из муниципальных образований, формирующих административно-политическое устройство Республики, обладает собственным Уставом, который в обязательном порядке регистрируется Правительством. Главы МО избираются посредством прямого голосования. Уставы большинства МО включают положения, по которым глава МО возглавляет также и исполнительный орган соответствующего территориального образования. Вместе с тем, возможен вариант, при котором ключевая политическая фигура муниципалитета может быть главой законодательно-представительной структуры. Так, например, в Шебалинском районе человек, занимающий должность главы данного МО, является также и председателем Совета Депутатов. Руководитель Усть-Коксинского района, в свою очередь, возглавляет не только соответствующий представительный орган, но также и Администрацию МО. Аналогичная модель действует в Чемальском районе Республики.

Таким образом, структура политической власти данного субъекта федерации в целом схожа с моделями, принятыми в других российских регионах. Поэтому, изучив основные ее моменты, перейдем к исследованию национальных и культурных особенностей Республики, которые, в свою очередь, во многих аспектах уникальны.

Национальный состав

В числе самых многонациональных регионов России - Республика Алтай. Язык коренного населения лингвисты относят к группе тюркских. Он, наряду с русским, - один из двух официальных в субъекте федерации. Алтайцев в Республике - порядка 31 % населения. Большинство, около 60 %, составляют русские. Заметна доля казахского этноса - порядка 6 %. Кроме того, на этой земле проживает большое количество этнических украинцев и немцев.

Алтайцы - коренной народ Республики

История Республики Алтай интересна прежде всего с точки зрения развития коренного этноса. Рассмотрим основные этапы этногенеза алтайцев, а также их социальных и культурных коммуникаций с другими народами. Фактически, алтайцы - это собирательное название нескольких племен, говорящих на тюркских языках. Самые крупные народности - это телеуты, тубалары, урянхайцы, шорцы, теленгиты, а также этнос, называемый так же, как и титульный в Республике - алтайцы, однако отличающийся от других, родственных ему. Есть более сотни субэтнических групп, называемых сеоками. Принадлежность к ним определяется, как правило, родословной человека. Общаются алтайцы на разных диалектах. Язык коренного этноса Республики относится к киргизо-кыпчайской подгруппе тюркских наречий.

Происхождение алтайцев

Этногенез алтайцев разнится в зависимости от конкретной территории региона. Северные народности, населяющие республику, появились в процессе контактов племен самодийского, угорского, тюркского, а также кетского происхождения. Потомками этих этносов считаются тубалары. В свою очередь, на юге происходило взаимодействие между тюркскими и монгольскими племенами. Так появились, к примеру, теленгиты и телеуты. В связи с тем, что алтайские народы севера и юга имеют разное происхождение и в силу отсутствия крупных транспортных путей взаимным образом активно не контактировали, долгое время между ними сохранялись значительные отличия в языковом, культурном, социальном аспектах. А в советское время произошла заметная консолидация этноса.

Вместе с тем, как отмечают некоторые исследователи, многие алтайцы в первую очередь идентифицируют себя не столько как жителей региона и титульной нации, сколько как принадлежащих к конкретному этносу, сеоку или роду. Второй, считают этнографы, по значимости критерий - язык, а также семейные и религиозные традиции, мировоззрение предков. Также, отмечают исследователи, для алтайцев важен географический фактор, т. е. место конкретного проживания, характерная для него социальная среда.

Современная культура коренного народа

Особенно активно процессы, отражающие рост единого национального самосознания алтайцев разного генетического происхождения, стали происходить в 80-х годах прошлого века. Собственно, этот тренд, как считают некоторые исследователи, во многом предопределил факт объявления в 1991 году властями данного субъекта государственного суверенитета в тех границах, которым соответствует современная Республика Горный Алтай. Получил официальный статус язык коренного этноса. Были законодательно закреплены национальные праздники, такие как, например, День независимости, отмечаемый 3 июля, или фольклорный фестиваль Эл-Ойын. В ходе процессов, отображающих рост национального самосознания алтайцев, был восстановлен один из ключевых исторических социальных институтов народа - совет родовых старейшин, или зайсанов. Сейчас их роль в общественном развитии Республики оценивается как исключительно важная, дополняющая официальные структуры власти.

Не последнее место в развитии алтайского этноса занимают миграционные процессы. В разные исторические периоды коренные народы региона передвигались между горами и равниной. Если в годы советского освоения, как считают некоторые исследователи, коренные народы могли тяготеть к переселению в горы, то сейчас этнос начинает воспринимать себя как часть гражданского сообщества, проживающего в расположенных на равнине городах. Ключевую роль в этом направлении играет столица Республики - во многом потому, что после кризисного периода 90-х здесь остались более или менее значимые, с экономической точки зрения, инфраструктурные ресурсы.

Алтайцы и русские

История Республики Алтай также интересна в аспекте взаимодействия коренного и русского народов. Оба этноса сосуществуют на общей территории, традиционно поддерживая мир во взаимоотношениях. Культурная жизнь Республики насыщается как мероприятиями, так и русскими гуляниями. Некоторые из праздников разных народов характеризуются тесной культурной близостью. Так, например, национальный праздник Дыылгаяк очень похож на русскую Масленицу.

Как отмечают исследователи, активное взаимодействие алтайских народов с русскими началось в 17 веке. При этом примерно до середины 18 века значительная часть территории современной Республики входила в состав Джунгарского ханства, с которым у Российской Империи взаимоотношения были не самые дружеские. Данное обстоятельство являлось, как полагают историки, значительным барьером для дальнейших контактов русских с коренными этносами региона. Вместе с тем, алтайцы жили в не самых благоприятных социально-политических условиях. Их окружали преимущественно враждебно настроенные монгольские и китайские племена. В результате, алтайские зайсаны - в то время их статус в национальных сообществах был близок к тому, которым обладали русские князья - попросили царя о подданстве. Так, 2 мая 1756 года, алтайские территории вошли в состав Российской Империи. С конца 18 века коренные этносы региона стали особенно взаимодействовать с русскими соотечественниками. Жителей европейской части Империи, переезжающих на новые территории, привлекала, как считают исследователи, перспектива освоения пахотных земель. Вместе с переселенцами на Алтай приезжали служители русской православной церкви, занимавшиеся миссионерской работой.

Одним из примеров единения русских и коренного народа региона можно считать гимн Республики Алтай. Он уникален тем, что представлен в двух версиях - на национальном языке и на русском. Однако второй его куплет написан только на алтайском. Официально гимн Республики Алтай был принят сравнительно недавно, в 2001 году. Эта патриотическая песня, как полагают исследователи, во многом свидетельствует о значении и влиянии многовековой дружбы двух народов на их совместное мирное и дружное сосуществование, а также на дальнейшие перспективы развития Республики Алтай в социально-политическом и культурном плане.

Столица

Чем интересна столица Республики Алтай? Рассмотрим основные факты. Расположен Горно-Алтайск на северо-западе Республики, на территории муниципального образования Майминский район. Население города - более 61 тыс. человек. Официальная история Горно-Алтайска, как считают некоторые исследователи, ведется с начала 19 века. В то время на месте будущей столице располагалось небольшое поселение, основанное одним из коренных этносов региона, телеутами. Вместе с тем, есть подтвержденные археологами сведения, что в районе Горно-Алтайска люди проживали с древнейших времен.

Активно осваиваться будущая столица Республики Алтай стала с 20-х годов 19 века. В частности, в 1824 году сюда стали переезжать поселенцы из Бийска. Ими было основано село, название которого на одном из коренных языков звучит как Улала. Оно вошло в состав Бийского уезда Томской губернии. Развитие села, как считают историки, было связано главным образом с деятельностью Алтайской духовной миссии. В последущие десятилетия в Улала стали переезжать купцы, после чего населенный пункт становится значимым торговым центром Бийского уезда.

В 1917 году произошла революция, и к власти пришли Советы. Было принято решение образовать на территории, где располагалось село Улала, Бийск и ряд других, расположенных в регионе, населенных пунктов, а также Ойротскую автономную область. В 1922 году Улала стала его административным центром, а в 1928 населенный пункт получил статус города. В 1932-м он был переименован в Ойрот-Тура. В 1948 году Ойротскую автономную область было решено переименовать в Горно-Алтайскую. Сменила название и столица. С того момента она называется Горно-Алтайском.

Горно-Алтайск: экономика

Рассмотрим, как Алтай организована в экономическом плане. В советский период Горно-Алтайск стал мощным индустриальным центром. Здесь располагались предприятия самых разных промышленных отраслей - строительной, машиностроительной, металлургической, пищевой, полиграфической. Функционировали мебельные и текстильные фабрики. Однако после распада СССР основная часть производств закрылась. Один из немногих оставшихся, которые сейчас играют ключевую роль в экономике города и в значительной мере влияют на развитие Республики Алтай, - завод железобетонных изделий.

Сейчас акцент в инвестировании в хозяйственную систему города ставится на туристической отрасли. Культура Республики Алтай имеет многовековую историю, фактически, она связывает несколько цивилизаций. Это делает регион привлекательным направлением в области этнотуризма. Идет активное развитие соответствующей инфраструктуры, необходимой для организации рекреационных сервисов. Строятся гостиницы, рестораны, открываются оздоровительные центры.

Туризм

Один из ключевых объектов города - урочище Еланда, расположенное неподалеку от Горно-Алтайска. Там создана крупная рекреационная зона. Здесь планируется строительство горнолыжного курорта, инфраструктуры для конного спорта, различного рода зимних видов отдыха. Инициативы, связанные с превращением региона в туристический центр, уже дают результат. Есть сведения, что, например, с 2010 года наблюдается устойчивый прирост туристического потока. Некоторые эксперты полагают, что в условиях сложной экономической обстановки, в которой пока что пребывает Россия, Республика Алтай вполне сможет начать привлекать туристов, привыкших к дорогим зимним курортам других российских регионов и зарубежных стран.

Алтай - уникальное место, и в плане географии, и с точки зрения многовекового развития и взаимного проникновения религий, культур, национальных традиций. Многие люди, побывавшие здесь, отмечают особую связь с природой - причем это ощущение гармонии с окружающим миром алтайцам каким-то образом удается передать другим, соседствующим с ними этносам, в том числе и приезжим. Республика Горный Алтай, несмотря на значительную степень индустриализации в советское время, обладает огромными территориями, которые не осваивались человеком. Там, в условиях чистейшей экологии, житель современного российского мегаполиса может на время забыть о насущных проблемах, отдохнуть от шумного города и суеты. Приезжайте в Горный Алтай!

На территории Алтайского края представлен коренной малочисленный народ - кумандинцы. По данным Всероссийской переписи, на 14 октября 2010 года численность кумандинцев составила 1401 человек, из них 609 проживает в городах, а 792 – сельских районах края.

Местами компактного проживания кумандинцев определены Красногорский, Солтонский районы и г. Бийск.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУМАНДИНЦЕВ

Абригенов Алтая принято делить на две основные группы - северных и южных алтайцев.

К северным алтайцам относятся следующие родо-племенные группы:

1) Тубалары (туба-кижи), которые занимали долины рек Большой и Малой Иши (притоки Катуни), Кара-Кокша, Пыжи, Уйменя (притоки Бии);

2) Челканцы, расселившиеся в бассейне р. Лебеди и особенно ее притока Байгола. Они обобщенно называли себя куу-кижи, т.е. люди реки Лебеди и поэтому в этнографической литературе иногда встречаются под названием лебединцы.

3) Кумандинцы, живущие по берегам Бии от р. Лебеди вниз, почти до самого г. Бийска, а также в низовьях Катуни, где они слились с местным русским населением.

У известного исследователя Сибири 19 века В.В. Радлова кумандинцы выделены в особую самостоятельную группу северных алтайцев. Согласно же классификации В. Вербицкого, они входили в состав кочевых "черневых татар" Бийского округа. /см. Потапов Л.П., 1969 г. - С. 22-57/ Исторически кумандинцы вошли в состав Российского государства вместе с рядом других родоплеменных групп северных алтайцев вскоре после построения Кузнецкого острога в 1618 г. на реке Томи против впадения в нее реки Кондомы.

Первые упоминания о кумандинцах в русских исторических источниках относятся к 1628 г. Имеется в виду челобитная тобольских воевод, в которой говорится, что 28 февраля 1628 г. они послали из Кузнецкого острога служилых людей - "Олешку Бакая с товарищем на твою государеву службу в Чебанскую волость:". На обратном пути четверо из них были убиты людьми телеутского князя Абака, среди которых были и кумандинцы. (Телеутское княжество существовало в Горном Алтае вплоть до середины 18 в.) Телеутские князья считали кумандинцев своими кыштымами, или данниками, которые обязаны были кроме всего прочего участвовать и в военных походах телеутских дружин. Вероятно, ранее таким же образом кумандинцы вынуждены были принимать участие в дальних военных экспедициях татаро-монгол. Так что русские, не зная того, могли познакомиться с кумандинцами значительно раньше 1628 г.

Этноним "куманды" в дореволюционный период не был самоназванием кумандинцев. Он был дан им соседними племенами (тубалары, шорцы, теленгиты, челканцы) по названию их основного и самого многочисленного рода (oре) и алтына куманды, тогда как сами себя кумандинцы называли просто "татар-кижи" (прим. "кижи" по-алтайски есть "человек"). Некоторые исследователи считают, что этноним "куманды" в переводе означает "лебедской человек" (видимо лебеди могли быть их тотемным животным). По мнению Л.П. Потапова и О. Притсака, термин "куман" в наименовании кумандинцев адекватен названию половец и кипчак. /См. Сатлаев Ф. "Кумандинцы" историко-этнограф. очерк/. Если это так, то с предками кумандинцев русские были хорошо знакомы еще до татаро-монгольского нашествия 13 века. В антропологическом плане кумандинцы, как и древние половцы, имеют много европеоидных черт. Еще первые русские землепроходцы отмечали значительное количество светловолосых и голубоглазых детей в кумандинских аилах. Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являются потомками более древнего, чем тюрки, населения Алтая, уходящего корнями в афанасьевскую и андроновскую культуры Бронзового века.

Такие исследователи-краеведы, как А.М. Малолетко и Б.Х. Кадиков связывают происхождение кумандинцев с одним из древнейших народов Сибири - кетами. Так, согласно монографии В.И. Вербицкого (1893 г.), "названия утки в языках северных и южных алтайцев звучат соответственно - урътек и су-гуш. Первые слоги этих слов означают "вода", но у северных алтайцев используется кетское слово "уръ", а у южных - тюркское "су". Также обстоит дело и со словом "айна" - "дьявол". Ныне это слово в том же значении используют шорцы, северные алтайцы и хакасы. Южным алтайцам оно незнакомо." /Малолетко А.М., 2000 г., С. 275-277/

На генетическую связь кумандинцев с неким древнейшим населением Сибири европеоидного типа, возможно динлинами, указывал еще в начале ХХ в. известный исследователь Центральной Азии Грум-Гржимайло: "татаро-монгольский тип, господствующий в Южном Алтае, - писал он, - превращается на севере, в лесах Бийского и Кузнецкого острогов, в почти европейский". /Грум-Гржимайло Г.Е. 1909 г. - С. 176/. Отюречивание предков кумандинцев происходило на протяжении нескольких веков. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, испытали на себе власть Кыргызских и Уйгурских правителей (6-9 вв. н.э.). А затем по их землям прошлась конница Чингиз-хана - на несколько веков земли кумандинцев оказались в составе империи Юань, а затем "Белой Орды".

В процессе феодального дробления в конце 13-нач. 14 вв. Золотая Орда распалась на две части, из которых восточная, включающая полосу степей от Волги до Западной Сибири, получила название Белой Орды. Феодальные распри и усобицы привели постепенно к распаду Белую Орду, в результате чего в первой половине 15 в. на ее территории происходит обособление отдельных крупных феодальных улусов: Ногайской орды, Шейбанидского улуса и Сибирского ханства.

Территориально кумандинцы входили в состав Белой Орды, а затем Сибирского ханства. /См. Nicholas Poppe. The heroic epic of the Khalha Mongols. Second Edition - The Mongolia Society, P.O. Drawer 606, Bloomington, Indiana/ Потапов Л.П. 1969 - С. 81/. И даже после разгрома последнего в результате похода дружины Ермака, кумандинцы не перестали быть данниками - теперь они обязаны были платить дань (ясак) телеутам, а потом и джунгарам (джунгары - они же ойраты, западные монголы).

С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли добровольно в состав Российской империи. А по "Уставу об инородцах", разработанному в 1822 г. М.М. Сперанским, они были отнесены в разряд "кочующих" и включены в состав Бийского уезда.

При подготовке информации использованы материалы сайта «Кумандинцы на Алтае» (http://www.bigpi.biysk.ru/altay/), сайт создан в рамках проекта «Возрождение и развитие кумандинской культуры в Алтайском крае» по гранту Губернатора Алтайского края Алекс́андра Богд́ановича Ќарлина (договор №ГУ/0124 от 15 июня 2009 года).

Беспалов Александр Михайлович - кандидат философских наук, доцент, зав.кафедрой философии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»;

Кастаракова Валентина Макаровна, председатель АРОО «Объединение кумандинцев Алтая».


Дата публикации: 18.03.2013 г.
Дата изменения: 22.01.2015 г.

Сразу оговорюсь: для коректного сравнения, по переписи 2002 теленгиты, тубалары и челканцы включены в алтайцев (тогда они считались отдельной национальностью). Почему ещё 2 племени (кумандинцы и телеуты) не включили в алтайцев, как при советских переписях, для меня загадка. Возможно, потому что первые присутствуют в приличных количествах в Алтайском крае, а вторые - в Кемеровской области (англовикипедия в алтайцы вообще ещё и шорцев включает). Но для простого русского человека, разница между теленгитами и тубаларами, это как между меланезийцами и микронезийцами, так что надеюсь, что к переписи 2020 последние 2 племени включат обратно в алтайцы.

Республика Алтай 2002 2010 2017
Русские 57,52% 56,63%
Алтайцы 33,04% 33,94%
Казахи 5,98% 6,18%
Кумандинцы 0,46% 0,52%
Другие 3,00% 2,73%
Всего 202 947 206 168 217 007
ГО Горно-Алтайск 2002 2010 2017
Русские 73,32% 69,97%
Алтайцы 19,63% 23,01%
Казахи 1,84% 2,30%
Кумандинцы 0,83% 0,80%
Украинцы 0,96% 0,64%
Другие 3,42% 3,28%
Всего 53 538 56 933 63 295
Кош-Агачский район 2002 2010 2017
Казахи 54,84% 54,41%
Алтайцы 42,02% 41,27%
Русские 2,21% 3,28%
Другие 0,93% 1,04%
Всего 17 353 18 263 19 025
Майминский район 2002 2010 2017
Русские 87,76% 86,32%
Алтайцы 7,22% 8,26%
Казахи 0,75% 0,90%
Украинцы 1,11% 0,79%
Армяне 0,50% 0,68%
Немцы 0,74% 0,59%
Другие 1,92% 2,46%
Всего 26 306 28 642 33 042
Онгудайский район 2002 2010 2017
Алтайцы 75,96% 76,49%
Русские 21,93% 21,53%
Казахи 0,59% 0,52%
Другие 1,52% 1,46%
Всего 15 642 15 046 14 328
Турочакский район 2002 2010 2017
Русские 73,47% 73,57%
Алтайцы 18,61% 19,52%
Кумандинцы 2,45% 3,34%
Украинцы 1,32% 0,99%
Немцы 1,16% 0,74%
Другие 2,99% 1,84%
Всего 13 168 12 484 12 330
Улаганский район 2002 2010 2017
Алтайцы 73,64% 78,02%
Русские 20,22% 16,77%
Казахи 4,46% 3,80%
Другие 1,68% 1,41%
Всего 11 581 11 388 11 463
Усть-Канский район 2002 2010 2017
Алтайцы 67,13% 70,22%
Русские 27,89% 25,34%
Казахи 3,77% 3,23%
Другие 1,21% 1,21%
Всего 15 482 15 007 14 704
Усть-Коксинский район 2002 2010 2017
Русские 73,71% 74,84%
Алтайцы 23,67% 22,64%
Казахи 0,33% 0,57%
Другие 2,29% 1,95%
Всего 17 481 17 020 16 404
Чемальский район 2002 2010 2017
Русские 64,87% 67,98%
Алтайцы 31,49% 28,18%
Украинцы 0,99% 0,76%
Другие 2,65% 3,08%
Всего 9 023 9 441 10 242
Чойский район 2002 2010 2017
Русские 87,74% 88,20%
Алтайцы 8,25% 8,70%
Украинцы 1,10% 0,69%
Другие 2,91% 2,41%
Всего 8 986 8 348 8 397
Шебалинский район 2002 2010 2017
Русские 53,45% 51,65%
Алтайцы 43,98% 45,83%
Казахи 0,73% 0,77%
Другие 1,84% 1,75%
Всего 14 387 13 596 13 777


Коротко:
1. В единственный город РА алтайцы активно кочуют с юга республики. Плохо это или хорошо? С одной стороны, хорошо, дикие южные алтайцы хоть как-то перенимают городскую культуру и интегрируются в русский народ. Но с другой стороны, нельзя допустить потери русскими абсолютного большинства. Стремительное азиатчивание европейских городов ни к чему хорошему не приводит, когда-то русский Пишпек - наглядное свидетельство.
2. Майминский район - пригородная зона Горно-Алтайска. Здесь самая мощная миграция в республике, но доля русских относительно стабильна, что говорит о том, что сюда активно едут русские регионального центра. Та же Майма по факту уже слилась с городом. Сам на район на фоне Горно-Алтайска в национальном плане выглядит благополучно.
3. Ареал из трёх смежных районов по широте - Усть-Канский, Онгудайский и Улаганский районы. Тот самый дикий южный массив с алтайским большинством (ещё в советское время алтайцев севернее этих райнов толком не было). Высокий естественный прирост не покрывает миграционный отток на север, эти малонаселённые земли медленно пустеют. Немногочисленные русские тоже тают, разве что в Онгудайском районе на удивление держатся.
4. Усть-Коксинский район. Анклав русского присутствия, зажатый вышеназванным алтайским массивом, но здесь русские держатся на ура, правда из района тоже активно уезжают. А вот примыкающий к русскому северному массиву Шебалинский район в ближайшее время будет отжат пока алтайским меньшинством.
5. Кош-Агачский район - отдельная тема. Здесь живёт 2/3 алтайских казахов, здесь же они всегда составляли абсолютное большинство. Русских здесь никогда не было даже 10%. Но!!! Численность русских выросла за межпереписной период в 1.5 раза (в 90-е активно падала), я даже с удивления подумал, что при рассчётах сделал опечатку. Что побудило русских ехать в эту откровенную, уж простите, жопу мира даже для республики, интересный вопрос. Нам, русским, главное, чтобы эта добрая тенденция сохранилась.
Дополнение: в Кош-Агачском районе - самые высокие показатели рождаемости и естественного прироста среди районов республики во всё постсоветское время, а также самая низкая смертность, которая очень с лихвой покрывает миграционную убыль (е.п. последние годы 18-20 промилле). В связи с этим, казахи республики намного более фертильные и довольно сильно моложе тех же алтайцев (об этом будет отдельный пост). Естественно, в этом регионе самые "необрусевшие" казахи во всей России. Они даже граничат не с Казахстаном, а с казахонаселёнными регионами Монголии. Вот почему я собственно и удивился росту доли русского населения) Но что есть, то есть.

Примечание: сама республика донельзя бесполезная как отдельный регион. Даже в той же Адыгее есть довольно крупный город + крупные посёлки пригородной зоны Краснодара. Здесь же - 60-тысячный город и на юге вперемешку весёлые кочующие племена с казахами. Поэтому толку от такого субъекта не то что 0, а -1 (субсидии, все дела). ИМХО, властям республики нужно активно рассказывать алтайцам, что Горно-Алтайск прекрасен, но есть ещё более прекрасный и чудесный и огромный (на фоне Горно-Алтайска:)) Барнаул, огромные перспективы для наших южных аймаков. Так, чтобы они ногами вперёд голосовали за присоединение республики к Алтайскому краю и дружно ехали всем скопом (вместе с братскими казахами) в Барнаул (ему ничто не угрожает, даже если запихнуть всех алтайцев, будут они составлять 10% города). Всё это лучше довольно туманного будущего Горно-Алтайска. Помечтать не вредно:)


Алтайцы и сегодня живут в гармонии с природой. Хотя их мало, но до сих пор они бережно хранят свой мир, в котором камни, деревья и реки живые, и к ним нужно относиться с должным уважением. Любое обращение к высшим духам - посыл любви всему живому.

Южные и Северные алтайцы

Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 годf, на территории страны живут более 74 тысяч алтайцев. Все они разделяются на две большие этнографические группы - южные и северные алтайцы.


К первым относятся алтай-кижи, общающиеся на южноалтайском (ойротском) языке. Они делятся на телеутов, телесов, теленгитов. Их северные сородичи говорят на северноалтайском языке, в эту группу входят тубалары, челканцы, кумандинцы. Деление на племена оказало влияние на быт, культуру, общение, язык алтайцев, но все же они имеют много схожего.

Их единое самоназвание - алтай-кижи - свидетельствует о сильной связи с природой Алтая. Они постоянно повторяют, что «их Бог - камень, дерево, природа, Алтай». Особенность этого народа в том, что весь их быт, культура, традиции пропитаны искренней любовью и глубоким уважением к родной земле.


Аланчик, айлу и берестяная юрта - жилища жителей Алтая

Изначально поселения алтайцев представляли собой небольшие поселки. Жилища стояли разрозненно, расположившись в основном на берегах рек. Южные алтайцы жили в войлочно-решеточных юртах. Популярными были у них жилища, напоминавшие по виду чум, покрытые сверху берестой и лиственной корой. Их называли аланчиками.


У северных народов было распространено айлу (аил) - жилище квадратной формы, построенное из бревен, деревянных досок, длинных жердей.


Центром домов неизменно являлся очаг. Со временем стали появляться многоугольные юрты из бревен. Развитие хозяйства и соседство с русскими привели к переменам в строительстве жилья - дома стали в основной массе бревенчатыми, появился пол, окна, печь. Состоятельные алтайцы стали строить рядом с жилищем помещения для скота, так стали появляться усадьбы, которые испокон веков не были знакомы этому народу.

Современные алтайцы отдают предпочтение обычным, комфортным для проживания домам. Но и сейчас в деревенских дворах можно увидеть традиционные алтайские жилища. Часть из них используются в качестве беседок или летних кухонь. А некоторые хранятся как экспонаты, позволяя демонстрировать потомкам национальные типы строений.

Классовое расслоение и скрытая эксплуатация

В начале ХХ века у алтайцев четко выделялось классовое расслоение. Формально земля и угодья были собственностью общины, но на самом деле все обстояло немного иначе. Рядовые члены общества, имеющие небольшое количество скота, получали в пользование меньшую по размерам, неплодородную часть общей земли. А самые лучшие участки доставались тем, кто побогаче - башлыкам, зайсанам, кулакам-баям. Простые общинники были прикреплены к более состоятельным семьям, которые и представляли их интересы перед властной верхушкой. А те, кто вообще не имел скота и хозяйства, являлись домашними рабами в состоятельных семьях.


Скотоводство стало косвенной причиной и еще одного явления в межличностных отношениях алтайцев - скрытой эксплуатации. Богатые отдавали свой скот в пользование бедным, которые могли пользоваться, например, молоком от скота, но при этом обязаны были следить за ним, кормить и пасти, а потом с приплодом по первому требованию возвращать хозяину. Кроме того, бедняки часто выполняли разнообразные работы за богатых - косили сено, собирали урожай - это называлось «полыш» (помощь). Только после середины XIX века у алтайцев стали появляться категории наемных рабочих.

Особенности быта

У южных алтайцев было популярно кочевое и полукочевое скотоводство. Представители северной группы в основном занимались охотой и лесными промыслами. И те, и другие развивали земледелие, объемы которого год от года увеличивались. Для обработки земель использовались соха - андазын (в степях), мотыга - абыл (на горных участках). В скотоводстве помимо привычного пастбищного типа алтайцы стали практиковать в начале ХХ века зимнюю подкормку, готовя для этого сено и создавая специальные помещения для скота. Охотились алтайцы на зверей пушных, чаще всего на белку. Использовали они ружья, капканы, ловушки. Среди домашних ремесел популярны кузнецкое дело и ткацкое мастерство.


Традиционной пищей для алтайцев является мясо и молочная продукция. Последняя употреблялась в разных формах - различные виды сыров, кумыс, айран. Множество створоженных блюд, напоминающих брынзу, являются неотъемлемой частью стола.


И по сей день эти продукты остаются основой традиционной кухни алтайцев. Ее отличительной чертой является отсутствие перца и других острых приправ. В современных семьях любимым блюдом остается отварной мясо, которое выкладывается на большое блюдо и ставится в центр стола. Запивают его мясным бульоном, в который при варке добавляются только соль и лук. Популярны у алтайцев шашлыки, домашняя кровяная колбаса. Деликатесным национальным блюдом является фаршированная селезенка. К столу современные алтайцы всегда подают колобки из пресного теста, которые готовятся на мясном бульоне.


Духовная культура и многообразие религий

Традиционной верой алтайцев, берущей истоки в древности, считается шаманизм. В начале ХХ века среди алтайцев стал распространяться бурханизм - некое соединение шаманизма с ламаизмом.


Алтайцы считали, что миром управляет множество духов - добрых и злых. Их предводители - создатель мира добрый Ульгень и злобный подземный властитель Эрлик. Для них обоих проводились обряды жертвоприношения, главным действующим лицом которых были породистые и мощные лошади.

Большое значение в культуре алтайцев придается общественным молениям - они обращаются с молитвами к небу, земле, деревьям, особую роль играет священное дерево - береза. Одна из особенностей духовной культуры, которая и по сей день проявляется во многих семьях - культ тесей. Суть его в том, что у каждого рода имеется свой покровитель. Ему молятся в сложные времена, благодарят за хороший урожай, пополнение в семье, просят о здоровье и благополучии.

Традиции и праздники

Главный божественный символ алтайцев - хозяин Алтая. Они представляют его как старика, облаченного в белые одежды. Из поколения в поколение передаются легенды о нем.

Одна из самых интересных традиций - привязывание ленты на дерево, как знак поклонения великому Алтаю. И по сей день старожилы рассказывают о требованиях, которые должен соблюдать человек, желающий совершить этот обряд. Причем, условия эти адресованы как напрямую к человеку, так и к виду ленты и дерева. Например, ленту запрещено вешать на ель или сосну, она должна быть определенного размера, а ее цвет - символизировать определенное природное явление. Вешая такую ленту, человек должен обратиться к природе с пожеланием мира, здоровья и благополучия всем родным и близким.


Алтайцы верят, что у всего есть свой дух - у огня, гор, воды. Поэтому эти природные явления они не просто используют по прямому назначению. И сейчас можно увидеть, как после приготовления пищи хозяйка бросает в огонь куску мяса или выпечку - таким образом она кормит очаг, благодарит его за тепло и пищу. У них не принято плевать в огонь или сжигать мусор - это большой грех.


У алтайцев 4 главных праздника, которые они чтят - всенародный фестиваль национальный культуры Эл-Ойтын, для участия в котором обязательно наличие национального костюма; «белый праздник» Чага-Байрам, по смыслу схожий с нашим новым годом; языческий праздник Дьылгаяк, напоминающий православную масленицу и соревнования для кайчи - Курултай сказителей, на котором мужчины выявляют лучшего в горловом пении.


Интерес вызывают и традиции славянского мира, например,
.

Алтайцы - этническая группа, включающая в себя народности: телеуты, теленгиты или телесы, кумандинцы, тубалары. Алтайский народ подразделяется на 2 группы - южные и северные. Южные алтайцы говорят на одноименном языке, который до 1948 годы назывался ойратским. Этот язык относится к кыргызско-кыпчатским группам тюрских языков. Представителями южных алтайцев считаются жители Кемеровской области - телеуты, и люди, живущие около Телецкого озера - телесы.

Северные алтайцы разговаривают на североалтайском языке. Представителями этой группы являются жители кумандинцы - люди, живущие в районе среднего течения реки Бии, челканцы расположились около бассейна реки Лебедь, а тубалары являются коренным населением, живущим на левом берегу реки Бии и на северо-западном берегу Телецкого озера.

Культура и быт алтайского народа

Как говорилось выше, алтайский народ подразделяется на северных и южных алтайцев. Хозяйство южных алтайцев зависело от природного богатства их территории. Они жили в горностепных районах, поэтому большинство жителей здесь занималось скотоводством. А вот северный алтайцы, проживающие в горах и тайге, были прекрасными охотниками. Сельское хозяйство являлось объединяющим фактором южных и северных алтайцев. Это занятие играло немаловажную роль для обеих групп.

Если говорить о том, как жили алтайцы в те времена, то ничего особенного не отметишь. Они проживали в разбросанных по местности поселениях. На территории находилось всего несколько построек.

Само жилище выстраивалось в зависимости от местности и социального положения семьи. Южный алтайцы чаще всего выстраивали войлочно-решетчатую юрту и алканчик. Другие представители алтайского народа жили в деревянном квадратном доме, стены которого были направлены внутрь, он назывался айлу. А к началу 20 века постройки алтайцев все больше стали походить на традиционные русские избы.

Национальная одежда северян и южан также отличалась. Южные алтайцы предпочитали носить длинные рубахи с широкими рукавами, длинные и также свободные штаны, шубы в пол, которые одевались мехом во внутрь. Шубу было принято подпоясывать куском ткани и носить круглый год. Если лето выдавалось очень жарким, шубу заменяли суконные халаты с цветным воротником. Помимо этого женщины сверху надевали безрукавку. Национальной обувью считаются высокие сапоги. А национальным головным убором считается цветные округлые шапки с побритым мехом барана.

У северян национальный костюм должен быть пошит из качественного материала. Зачастую они сами ткали нити, изготавливали ткань и шили себе наряды. Это были холщевые рубахи, широкие штаны. Поверх этого надевалась рубаха, больше напоминающая халат. Воротник и рукава костюма были вышиты цветным орнаментом. Головы женщин покрывали платки.

Традиции и обычаи алтайского народа

Алтайцы очень духовный народ, они верят в то, что у всего есть душа: у камня, воды, дерева и других неодушевленных предметов. Алтайцы благодарят очаг за подаренное тепло и вкусную пищу. Женщины зачастую благодарят огонь, одаривая его приготовленной выпечкой и мясом. Они бережно и с уважением относятся к огню, поэтому никогда не сжигают в нем мусор, не плюют и не переступают через него.

Вода для жителей Алтая является источником сил и целителем. Люди верят в то, что в водных глубинах находится дух, способный вылечить от любой болезни и одарить бессмертием. Святыми местами считаются аржаны - горные источники, - к которым можно подходить только в сопровождении целителя.

Также интересен обряд бракосочетания. Молодые должны вылить в очаг юрты жир, бросить туда немного чая и выплеснуть немного араки, алкогольного напитка. Тогда их брак будет благословлен природными силами.

У каждого алтайского рода есть своя священная гора. Там живут духовные защитники, предки их рода. Для женщин посещение этой горы находится под строгим запретом, запрещено даже стоять босой у подножья этой святыни. При этом отношение к алтайской женщине очень уважительное и бережное, ведь она является сосудом, источником жизни, который мужчина должен оберегать.