Гвоздь - фунда­ментальное изобретение человечества! История гвоздя.

Гвоздь - крепёжно-соединительное изделие, представляющее собой цилиндр, конус, параллелепипед, пирамиду или винт, заострённый с одного конца и имеющий на втором, тупом конце плоскую рифлёную или декоративную шляпку. Используется для скрепления различных материалов (в основном деревянных) посредством забивания.

История
В древности человек изготавливал гвозди из костей рыб, шипов растений, из древесины твёрдых пород. В эпоху бронзовой культуры появились первые металлические гвозди - литые и кованые. Известно, что в античные времена греки и римляне для строительства кораблей применяли довольно длинные, выкованные из медного сплава, гвозди. Эти гвозди имели четырехгранную форму в сечении и коническую от шляпки к острому концу. Позднее гвозди стали изготовлять из медной и железной проволоки. В России специалисты гвоздари известны с XIII в. Изначально, производство гвоздей было ручным и дорогостоящим - в ту пору за горсть гвоздей давали целого барана. До конца XIX в. кованные гвозди составляли предмет обширной кустарной промышленности. Производство, как правило, заключалось в следующем: рабочий брал железный прут, накаливал в горне, ударами молота оттягивал его на наковальне, заостряя на конце и оставляя утолщение на месте будущей головки. Затем прут у головки отсекался и вставлялся в брусок с дырой (гвоздильню), после чего головка гвоздя расплющивалась молотком. В других случаях гвозди нарезались из железной полосы (костыльки). Производство гвоздей оставалось ручным до начала XIX в., когда были созданы первые машины для изготовления кованых гвоздей. Примерно в то же время стали применять станки для получения гвоздей из проволоки.

Типы гвоздей
Гвоздь строительный - спектр применения строительных гвоздей настолько широк, что простое перечисление может занять несколько страниц. Обычно, строительные гвозди выпускают размерами от 10мм до 350 мм диаметром от 0,8мм до 10 мм.
Гвоздь шиферный - как видно из названия, применяется для крепления шифера и схожих с ним кровельных материалов. Шиферный гвоздь по сути тот же строительный, НО есть одно важное отличие- у него увеличенная шляпка из оцинкованной стали.
Гвоздь кровельный (толевый) - размеры такого гвоздя варьируются от 2х20мм до 4х40мм, у кровельного гвоздя шляпка увеличена по сравнению со строительными гвоздями, а сами они немного толще и короче.
Ершеный (гребенчатый) гвоздь - этот гвоздь не так легко вытащить, после того как Вы его забили, благодаря насечкам на гвозде, обеспечивается надежное соединение деревянных деталей.
Винтовой гвоздь - ещё одна разновидность специальных гвоздей. При забивании он как бы ввинчивается в дерево, что также обеспечивает надежное соединение сколоченных деталей.
Гвоздь финишный - предназначен для прибивания вагонки, тонких реек и других подобных деталей. Финишный гвоздь имеет небольшую овальную шляпку, что позволяет сделать такой гвоздь почти невидимым после того как его забили.
Дюбель-гвоздь - предназначен для забивания в бетон или кирпич при помощи специального монтажного пистолета.
Скоба - гвозди для сеток, проволоки и колючей проволоки.

Технология производства
Гвозди изготавливаются из проволоки. Проволока для изготовления гвоздей годится не любая. Обычно используется низкоуглеродистая стальная проволока общего назначения ГОСТ 3282-74 не обработанная термически. Марки стали, используемые для изготовления проволоки: Ст 1 КП, Ст 2 КП, Ст 3 КП, Ст3 ПС. Поставляется проволока в бухтах различных размеров и весов. Так, например, бухта проволоки для изготовления гвоздей диаметром 5 мм весит от 800 до 1200 кг.
С бухты проволоку направляют в выпрямляющее устройство. Далее проволока поступает в подающий механизм, с помощью которого регулируют длину гвоздя и подают проволоку в рабочую зону.
Подающий механизм представляет собой пару зубильц, которые при движении в сторону рабочей зоны захватывает проволоку и продвигают ее вперед. Захват проволоки происходит благодаря тому, что поворачиваются вокруг своей оси оправки, в которых закреплены зубильца. При обратном движении зубильца освобождают проволоку и скользят вдоль нее, при этом проволока не движется и удерживается в нужном положении специальной удерживающей втулкой. Важно, что бы первоначально проволока продвинулась до упора в ударное устройство, которое находится в крайнем правом положении. В этом положении проволока зажимается зажимным механизмом. Затем, проволока откусывается кусачками. После откусывания кусачки расходятся в стороны с тем, что бы ударное устройство могло своим ударом по торцу проволоки сформировать шляпку гвоздя. После формирования шляпки гвоздя ударное устройство возвращается в исходное положение. Зажимное устройство отпускает проволоку и процесс повторяется.
Необходимо заметить, что зажимное устройство - оно же устройство формирования шляпки гвоздя, состоит из двух дисков. На цилиндрической образующей этих дисков выфрезерованны полукруглые канавки, параллельные оси дисков и углубления под формовку шляпки гвоздя. В канавках делаются насечки, которые удерживают проволоку, когда зажимной механизм зажат. Полукруглые канавки в зажимном устройстве выставляются напротив друг друга. Таким образом они образуют отверстие, в которое и проходит проволока.На готовом гвозде у его шляпки видны насечки, которые образуются благодаря насечкам в полукруглых канавках.Кусачки выполнены таким образом, что они не только откусывают проволоку, но и формируют острый конец гвоздя. Угол конусности острого конца гвоздя должен быть не более 40 градусов (условия ГОСТ).
Реально в гвоздильных автоматах кинематика привода основных технических приспособлений может отличаться друг от друга, но основные технические элементы формирования гвоздя остаются аналогичными.

Используемые источники
1. stroymetizi.ru.
2. ru.wikipedia.org/wiki.
3. zmi2.ru.

— это крепежный инструмент, без которого не обходится ни один ремонт, ни одна стройка. Зачастую люди даже не задумываются над тем откуда берутся вещи, которые настолько сильно вошли в нашу жизнь.
Первые «гвозди» появились ещё у первобытных людей, они конечно мало были похожи на то, к чему мы привыкли, но свою крепежную функцию все-таки выполняли. Первыми подобиями крепежа в то время выступали колючки разных растений, рыбьи рёбра и мелкие косточки животных и птиц. На смену им пришёл деревянный, впрочем и он мало походил на нашего современника, больше напоминая небольшие колышки из щепы твёрдых сортов. Такие гвозди были в обиходе очень долгое время. В основном их использовали в судостроении и в сапожном ремесле. Для продления сроков эксплуатации таких инструментов их покрывали смолой. Интересно, что в производстве элитной обуви деревянные гвозди используются до сих пор, считается что они более качественно удерживают детали вместе, а изнашиваются наравне с подошвой.

Появление металлических гвоздей

Металлические гвозди, очень сильно похожие на те, что мы используем сейчас, появились примерно пять тысяч лет назад, когда люди научились работать с металлом. В бронзовом веке. Их находили на местах раскопок древней Месопотамии, древнего Египта и Рима. Изготавливались они как правило двумя способами: либо отливались, либо ковались. Они были четырехгранной формы, так как это было более удобно и значительно проще. Самыми сложными считались гвозди для подковки лошадей, так как во-первых они должны были быть маленькими, а во-вторых они должны были загибаться и не доходить до тела животного. Далеко не каждый кузнец-гвоздарь мог сделать такие гвозди, а тем более подковать ими лошадь.

Гвозди настолько ценили, что в I веке до н. э. на территории современной Шотландии стоял древний римский замок, который был брошен во время осады. Для того чтобы захватчикам ничего ценного не досталось, прежде чем убежать, были зарыты все ценности на глубине более 3 метров. Во время раскопок клад был отрыт и поразил всех своим размахом — там было 7 тонн превосходных гвоздей, которые не тронуло время, ни одного пятна ржавчины не коснулось их.

Гвозди на Руси

Отдельно стоит обратить внимание на появление гвоздей на Руси. Их изготавливали гвоздари начиная с X века. Ремесленники, чья работа была одной из самых почётных и уважаемых. В то время считалось высшей степенью умения выковать два гвоздя пока остывал металлический прут. Но при этом несмотря на такую распространенность данного крепежного материала в мире, на Руси очень ценились здания, которые возводились без использования гвоздей.

Наша современность

Гвозди ковали и отливали очень долго, вплоть до XX века, когда наконец была изобретена машина для их изготовления.
Стоит отметить англичанина, который смог побить все рекорды скорости и вывести своё умение на самый несравненный уровень, Джеймс Лейстон выковал 17 тысяч гвоздей за две недели своей работы. Он работал без подсобных и подмастерье.
Сейчас их производят из специальной металлической проволоки, один конец которой заостряют, а другой загибают в форме шляпки. Интересно, что первые гвозди изготовленные не ручным способом назывались «резальными» по аналогии с «резальным аппаратом», используемом для их изготовления. Такая машина была запатентована только лишь в 1790 году, она значительно упрощала работу.

Сейчас гвозди изготавливают не только из железа, а также из латуни, меди, некоторые одевают в «одежду» из полимеров — это как правило при производстве дорогой элитной мебели, чтобы со временем ржавчина не портила дорогостоящие материалы. А в Японии изготовили гвоздь из стеклопластика, он не уступает своему железному собрату в прочности, а вот по эстетичности значительно выигрывает, так как его можно окрасить в любой цвет вместе с материалом, в который он забит.

На железной дороге .

История

Первые гвозди изготавливались из природных материалов, таких, как рыбьи кости и шипы растений, или вытёсывались из твёрдых пород дерева.

Современные гвозди изготавливаются преимущественно из стали. В отдельных случаях они делаются из латуни , меди, бронзы , цинка , пластика и других материалов.

Технология производства

Те же операции впоследствии стали производиться и машинами. Гвозди отковывались из накалённого железа и из холодного. Литые гвозди делались из чугуна и отжигались .

В современном гвоздильном производстве обычно применяются ротационные прессы; большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и противокоррозионного покрытия, автоматизировано. В 1980-е годы длина гвоздей фабричного производства варьировалась от 6 до 250 миллиметров , а толщина от 0,8 до 8 миллиметров .

Гвозди для нейлеров

С появлением гвоздезабивных пистолетов (нейлеров) появился и новый формат гвоздей - в кассете. Несколько десятков строительных гвоздей собирались вместе на бумажной или пластиковой ленте при помощи станка. Для удобства работы такие кассеты сделаны под наклоном в 21 или 34°. Это привело к тому, что в некоторых кассетах гвозди имеют срезанную (D-образную) шляпку.

Гвозди с небольшим сечением для отделочных работ склеиваются в кассеты на специальных станках при помощи клея или скотча. При таком производстве проволока для гвоздей сперва собирается в кассету, а затем рубится на пластины нужной длины.

Основные виды гвоздей

Типы гвоздей в зависимости от предназначения

  • Декоративные
  • Строительные
  • Кровельные (толевые)
  • Отделочные
  • Обойные
  • Тарные
  • Формовочные
  • Сапожные
  • Ухналь - подковный
  • Нагель - деревянный гвоздь

См. также

Напишите отзыв о статье "Гвоздь"

Примечания

Ссылки

  • Гвоздильное производство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • В. Лермантов,. Гвозди // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гвоздь - статья в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора

Отрывок, характеризующий Гвоздь

– Мы просто рядом проходили и захотели на вашу красоту посмотреть. Простите, если потревожили... – чуть сконфузившись, пробормотала я.
– Ну, что вы! Заходите внутрь, там наверняка будет интереснее... – махнув рукой в глубь, опять улыбнулась незнакомка.
Мы мигом проскользнули мимо неё внутрь «дворца», не в состоянии удержать рвущееся наружу любопытство, и уже заранее предвкушая наверняка что-то очень и очень «интересненькое».
Внутри оказалось настолько ошеломляюще, что мы со Стеллой буквально застыли в ступоре, открыв рты, как изголодавшиеся однодневные птенцы, не в состоянии произнести ни слова...
Никакого, что называется, «пола» во дворце не было... Всё, находящееся там, парило в искрящемся серебристом воздухе, создавая впечатление сверкающей бесконечности. Какие-то фантастические «сидения», похожие на скопившиеся кучками группы сверкающих плотных облачков, плавно покачиваясь, висели в воздухе, то, уплотняясь, то почти исчезая, как бы привлекая внимание и приглашая на них присесть... Серебристые «ледяные» цветы, блестя и переливаясь, украшали всё вокруг, поражая разнообразием форм и узорами тончайших, почти что ювелирных лепестков. А где-то очень высоко в «потолке», слепя небесно-голубым светом, висели невероятной красоты огромнейшие ледяные «сосульки», превращавшие эту сказочную «пещеру» в фантастический «ледяной мир», которому, казалось, не было конца...
– Пойдёмте, гостьи мои, дедушка будет несказанно рад вам! – плавно скользя мимо нас, тепло произнесла девушка.
И тут я, наконец, поняла, почему она казалась нам необычной – по мере того, как незнакомка передвигалась, за ней всё время тянулся сверкающий «хвост» какой-то особенной голубой материи, который блистал и вился смерчами вокруг её хрупкой фигурки, рассыпаясь за ней серебристой пыльцой...
Не успели мы этому удивиться, как тут же увидели очень высокого, седого старца, гордо восседавшего на странном, очень красивом кресле, как бы подчёркивая этим свою значимость для непонимающих. Он совершенно спокойно наблюдал за нашим приближением, ничуть не удивляясь и не выражая пока что никаких эмоций, кроме тёплой, дружеской улыбки.
Белые, переливающиеся серебром, развевающиеся одежды старца сливались с такими же, совершенно белыми, длиннющими волосами, делая его похожим на доброго духа. И только глаза, такие же таинственные, как и у нашей красивой незнакомки, потрясали беспредельным терпением, мудростью и глубиной, заставляя нас ёжиться от сквозящей в них бесконечности...
– Здравы будете, гостюшки! – ласково поздоровался старец. – Что привело вас к нам?
– И вы здравствуйте, дедушка! – радостно поздоровалась Стелла.
И тут впервые за всё время нашего уже довольно-таки длинного знакомства я с удивлением услышала, что она к кому-то, наконец, обратилась на «вы»...
У Стеллы была очень забавная манера обращаться ко всем на «ты», как бы этим подчёркивая, что все ею встреченные люди, будь то взрослый или совершенно ещё малыш, являются её добрыми старыми друзьями, и что для каждого из них у неё «нараспашку» открыта душа... Что конечно же, мгновенно и полностью располагало к ней даже самых замкнутых и самых одиноких людей, и только очень чёрствые души не находили к ней пути.
– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?

Помните, какая кутерьма начиналась в доме, когда один из персонажей повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке (не считая собаки)» - дядюшка Поджер брался сделать что-нибудь по хозяйству? Как-то он решил повесить картину. С чего же начал? С гвоздей... «Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди».

Наверное, не будет преувеличением сказать, что одним из самых популярных хозяйственных товаров является самый обычный гвоздь. Да и в любом доме наверняка найдутся гвозди. А как же иначе? Ведь без них ни ремонта сделать, ни повесить на стену картину, да зачастую и обувь они помогают починить домашнему мастеру. Но гвоздь нужен не только в быту. Без больших гвоздей - костылей не проложить железную дорогу, без гвоздя не обходятся ни мебельная, ни обувная, ни другие фабрики. Нужен он и в строительстве, и в судостроении, - словом, не перечислить все области применения этого скромного труженика.

А появились гвозди еще у первобытного человека. Тогда они представляли собой заостренные рыбьи кости, шипы деревьев и кустарников, щепки. С их помощью скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.

С открытием металла научились ковать, а затем и отливать гвозди. Поначалу их делали из бронзы, но ценились они буквально на вес золота, поэтому и пользоваться ими могли только очень богатые люди. Но уже в древних Египте, Греции и Риме были широко распространены железные и медные гвозди. Археологи при раскопках древних построек во множестве находят такие гвозди и по ним иногда даже определяют время сооружения зданий.

На Руси гвозди ковали с X-XIII веков. Причем это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Вплоть до начала прошлого века, когда придумали машины для изготовления кованых гвоздей, их делали вручную. Примерно в ту же пору появились проволочные гвозди, материалом для них служила специальная проволока.

Гвоздей существует великое множество - и строительные, и кровельные, и толевые, и отделочные. А еще обойные, декоративные, штукатурные, шиферные, обувные, подковные, корабельные, наконец, баржевые. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, толщиной, длиной. Рост самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - высотой в полметра! В основном гвозди делают из мягкой стали. Корабельные и баржевые, которые соприкасаются с водой, - из меди и латуни. Обувные бывают металлическими или деревянными (деревянные изнашиваются примерно с той же скоростью, что и подошва).

Во все времена людям хотелось как-то усовершенствовать гвоздь. Так появились «конструкции» с поперечными и продольными насечками (как у напильников - чтобы лучше держались), с винтовыми нарезками (как у шурупов). Вот еще одна оригинальная идея - у гвоздя сначала срезают бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем его скручивают. В результате получается винтовая линия на поверхности.

Для прочного и длительного соединения сильно вибрирующих деталей стали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Есть усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле изогнутое отверстие и вставить в него гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка.

Мастер, изготовляющий гвозди. Гравюра конца XV в.

Не обошла гвозди своим вниманием и химия. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной «одежде». Они очень кстати в производстве мебели - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии решили делать гвозди из... стеклопластика. Оказывается, они не уступают в прочности металлическим. Где они используются? Тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно «живет» в сырости.

Деревянный собор в Кижах, построенный без единого гвоздя.

Но пожалуй, самым оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Все знают: труднее всего забивать гвоздь в самом начале, когда приходится удерживать его пальцами и стараться ударами молотка верно направить, насадить. После этого работать куда легче. Так вот, этот гвоздь пустотелый: сквозь отверстие в острие ходит, как поршень, дополнительный тонкий «насадочный» гвоздь, а сквозь отверстие в шляпке - боек. Центральная же часть гвоздя заполнена... взрывчаткой! При ударе по шляпке, а точнее - по бойку, взрывчатка воспламеняется, и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Основной гвоздь насажен, и теперь, пожалуйста, заколачивайте, не боясь повредить пальцы. Такой гвоздь можно сравнить с патроном, и подобное «военное» сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас производство тары поставлено на поток, где каждый гвоздезабивочный агрегат «заряжен» лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль, ну ни дать ни взять - боевой пулемет!

Можно делать гвозди из металлической стружки. Обычно ее отправляют в переплавку. Инженеры нашли ей применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат, если взять старые консервные банки.

А как вы думаете, можно ли продавать гвозди в качестве сувениров? Именно такое применение нашел один предприимчивый делец древнеримским гвоздям, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до нашей эры здесь стояла древнеримская крепость. Однажды легионерам пришлось срочно покинуть укрепления. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли имевшийся у них запас гвоздей (ни много ни мало - 7 тонн) на глубину 3 метров. Вот этот «клад» и откопали строители. Велико было их удивление, а потом и ученых, когда они увидели, что гвозди сохранились в идеальном состоянии, без единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди разложили в целлофановые мешочки с надписью: «Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос» - и пустили в продажу.

Но вернемся к дядюшке Поджеру. Ему все же удалось повесить картину (правда, криво и ненадежно), и «стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью». Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

Возьми на заметку

Гвоздь можно забить, не повредив пальцы, придерживая его с помощью бельевой прищепки, гребенки, пластилина, узкой полоски бумаги, сложенной вдвое.

В пружинящую планку гвоздь можно вдавить струбцинкой.

В истории человечества есть такие простые предметы, что, казалось бы, и разговор заводить о них не стоит. Ну что может быть интересного в истории, к примеру, тряпки для мытья пола? Или в истории горшка для цветов? Или гвоздя? Но вот относительно последнего предмета утверждение, что он прост и неинтересен, в корне неверно, хотя мы, не задумываясь, вбиваем гвоздь в стену и считаем, что уж этим-то предметом нас точно не удивить. А ведь гвозди человек использует с незапамятных времен, а значит, история их как минимум длинная - десятки тысяч лет, и что-то любопытное в ней непременно есть. Пока первобытный человек еще не умел пользоваться железом, а также бронзой и другими металлами, он все равно был вынужден строить себе жилища, а при строительстве без скрепляющих элементов никак не обойтись. Поэтому первые гвозди делались из подручных средств - из шипов растений, и костей рыб и животных, из щепок, осколков кремния, твердых пород дерева. Использовали их не только для строительства жилищ и лодок, но и в качестве примитивных вешалок, для прибивания шкур в дверных проемах, чтобы они служили защитой от ветра и снега. Деревянные гвозди, конечно, назвать гвоздями в прямом смысле слова сложно - они выглядели скорее как клинья, а не как привычный для нас стерженек со шляпкой, но и они, тем не менее, служили человеку верой и правдой. В основном, деревянные гвозди использовались в постройке судов. Такие гвозди получили название барочных - если речь шла о речных судах, и корабельных - если о морских. В зависимости от области их применения, их делали из разных пород деревьев. Например, для корабельных гвоздей использовали наиболее стойкие породы: дуб, сосну, клен и акацию. Такие гвозди сначала выстругивали, а затем обрабатывали смолой для увеличения срока их службы. Но все равно деревянные гвозди большим сроком службы не отличались - они усыхали и деформировались. И все-таки применялись очень долго, даже тогда, когда в обиход вошли железные гвозди. Деревянные гвозди продолжали применять в строительстве, для прикрепления деревянной черепицы. Длина их составляла один дюйм. Отдельная область применения деревянных гвоздей - это сапожное ремесло. Интересно, что сапожники их использовали и гораздо позже того, как были изобретены гвозди металлические. В обуви ручной работы их используют и сейчас, например, при изготовлении ковбойских сапог, а также ботинок и мужских туфель известных фирм, производящих эксклюзивный товар. Кстати, изнашиваются они примерно с той же скоростью, что и подошва, сделанная в таких изделиях из натуральной свиной, как правило, кожи.

Металлические гвозди появились сразу же, когда человек познакомился с обработкой металлов - в бронзовом веке, примерно пять тысяч лет назад. Изготавливались они путем ковки, позже иногда - методом отливки в форме. Гвозди на тот момент были товаром редким, ценились очень высоко, буквально на вес золота, поэтому и употреблять их могли только очень богатые люди. Огромным уважением пользовались мастера, которые умели изготавливать эти ценные и нужные в хозяйстве предметы. Например, об этом нам поведало множество глиняных табличек, найденных в древнем месопотамском городе Ур. В них содержалось много чисто бытовых сведений, в том числе и о строительстве и строительных материалах. Датируются эти таблички примерно III тысячелетием до н.э. По всему выходит, что в Месопотамии гвозди в тот период уже широко использовались. Упоминаются бронзовые гвозди и в свитках Древнего Египта и в письменных источниках других древних культур. Множество бронзовых гвоздей найдено и при раскопках античных городов Средиземноморья. Зная, как выглядели гвозди в тот или иной промежуток времени и из чего их тогда делали, археологи даже определяют с их помощью время постройки зданий. К сожалению, гвозди не всегда использовались лишь в мирных целях строительства или обустройства жилищ. В Римской империи, например, металлическими гвоздями прибивали преступников к деревянным крестам во время казни. Такая казнь считалась позорной и применялась исключительно к простому люду. После снятия с креста гвозди вытаскивались и применялись повторно.

Сведения о первых металлических гвоздях можно почерпнуть и из ветхозаветных текстов, а также из раритетных библейских энциклопедий. Так, в них сообщается, что в те времена гвозди использовались не только при строительстве, но и в других современных качествах: "гвозди и костыли, необходимые для вешания платья, занавесей и других разных потребностей, выделываются из железа или дерева вместе с самою стеною во время сооружения оной...". Иными словами, гвозди в стену не вбивали, а сразу, при строительстве, замуровывали их туда, а поскольку первые гвозди были существенно длиннее современных, они в стену входили очень глубоко и поэтому извлечь их оттуда, не повредив стены, не было никакой возможности - разве только отпилить. В Ветхом же Завете содержится информация, что легендарный царь Давид приказал своим приближенным осуществить закупку большой партии железа для изготовления из него гвоздей для нужд своего дворца. Гвозди не всегда были круглыми в сечении. Еще древние греки и римляне делали длинные гвоздики из медного сплава четырехгранной формы, такая форма сохранялась очень долго из-за более удобного процесса изготовления гвоздей: выковать круглый в сечении гвоздь было гораздо сложнее, чем четырехгранный. Производство гвоздей осуществлялось следующим образом: брали металлический прут, накаливали его в горне, затем ударами молота оттягивали его на наковальне. Получался стержень-заготовка. С одного конца такой стержень заостряли, с другого делали утолщение для головки. После этого прут помещался в гвоздильню - специальный брусок с отверстием, где головка расплющивалась под ударами молотка. Другим способом изготовления железных гвоздей было использование так называемых костыльков. В этом случае железные полосы нарезали сначала на поперечные полосы шириной в предполагаемую длину костылька, а затем вдоль на отдельные куски по диагонали, чтобы один конец был заостренным. Затем в гвоздильне загибалась тупая сторона, образуя шляпку. Костыльки, с их узкими головками, применяются в столярном деле и поныне. Да и не только там. Например, при прокладке железнодорожного полотна применяются железные костыли, которые являются ни чем иным, как очень большими квадратными в сечении гвоздями. Позже гвозди ковали из холодного или накаленного железа машинным способом. Литые гвозди производили из чугуна с последующим отжигом. Все эти процессы были очень трудоемкими, требовавшими не только больших временных затрат, но и людских ресурсов. Только в Англии в 1741 году на производстве гвоздей работало около 60 000 работников. Параллельно с железными в средние века продолжали существовать и медные гвозди. Их делали преимущественно из медной проволоки, потому что медь - металл по сравнению с железом гораздо более мягкий и изготовить проволоку даже ручным способом гораздо легче. Профессия кузнеца, изготовлявшего гвозди, по-прежнему была в почете. Такой специалист назывался кузнецом-гвоздарем. Некоторые кузнецы вообще специализировались только на производстве гвоздей. Особым уважением пользовался мастер, умевший изготовить гвозди для лошадиных подков. Они должны были сгибаться до того момента, пока находятся еще в копыте - чтобы не травмировать лошадь, случайно дойдя до живого тела. Сделать такие гвозди и так подковать лошадь умел не каждый кузнец. Поначалу у гвоздей не было каких-либо стандартов на размеры - каждый гвоздарь делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными или почти постоянными очень долгое время. Поэтому позже стандарт размера гвоздей сформировался на основе цен на них. Гвозди продавали не поштучно, а ящиками, коробками и бочонками. Существовали малые отделочные гвозди, специальные гвозди, гвозди 8 и 16 пенсов. Кстати, понятие "пенс" применительно к гвоздям сохранилось в некоторых европейских странах, особенно в Англии, по сей день. Считается, что это название появилось в Англии в XVII веке, когда денежной единицей там был фунт стерлингов. Фунт стерлингов делился на шиллинги и пенсы. В то время сто маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше стоили 4 пенса, а сто больших гвоздей стоили 8 пенсов, 16 и т.д. Поэтому-то размер гвоздей за границей до сих пор принято считать в пенсах. Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине XVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. Был изобретен первый агрегат для промышленного производства гвоздей и назывался он "резальная машина". К примеру, англичанин Томас Джефферсон открыл гвоздильный завод на своей плантации Монтиселло, повысив тем самым доходность этого фермерского хозяйства. Эти гвозди в отличие от гвоздей ручной ковки стали называться резаными гвоздями. Они по-прежнему делались четырехгранными. И хотя механизация процесса ускорила время на изготовление одного гвоздя и существенно сократила его стоимость, этот товар все равно продолжал оставаться довольно дорогим, потому что на фабрике, где их делали, было занято много рабочих и обслуживающего персонала для каждой машины, и процесс все равно оставался трудоемким. К тому же на этих заводах было очень шумно, что не сильно привлекало туда рабочих. Поэтому гвозди не только покупали, но и искали, например, после пожара просеивая пепел от зданий в надежде отыскать хотя какие-то гвозди. В Америке, например, так поступали вплоть до XIX века. Найденные гвозди несли кузнецу, который легко мог их выпрямить. Что касается названия "резаные гвозди", то правильно их было бы назвать "выстриженными", потому что они не резались, а как бы выстригались из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. В отличие от кованых гвоздей, которые сужались к концу и были как бы очень сильно вытянутой пирамидкой, резаные гвозди имели две параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали, из которого они были выстрижены. Поэтому второе их название - квадратные гвозди. Резальная машина, к сожалению, пока не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы, она делала только стержень гвоздя, шляпку необходимо было формировать на другой машине. Своего расцвета "резальная промышленность" достигла к 1820 году, когда появилась профессия пильщика, стали строить лесопилки и в строительстве применять лесоматериалы различных размеров. Разнообразие гвоздей тут же значительно увеличилось. Параллельно с резаными гвоздями продолжали существовать и кованые, особенно в сельской местности, где процветало кустарное производство; профессия кузнеца- гвоздаря продолжала оставаться популярной и почетной. Некоторые мастера-гвоздари в изготовлении гвоздей достигали значительной скорости, успевая выковать два гвоздя за то время, пока остывает прут, а некий Джеймс Лейстон из Бирмингема за две недели выковал 17 тысяч гвоздей. Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу XX века, когда для использования гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине, хотя первая машина, на которой можно было производить проволоку, появилась в начале XIX века, а запатентована была аж в 1790 году. Но та проволока была тонкой и для изготовления гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения, и к тому же прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение дало возможность делать круглые в сечении проволочные гвозди. Для производства требовался всего один человек, который закладывал стальную проволоку в машину, машина отрезала гвоздь, делала ему шляпку и заостряла кончик за одну операцию. Весь процесс был полностью механизирован, нужно было лишь включать и выключать машину. Такие машины производили тысячи гвоздей за одну минуту, и гвозди стали дешевыми и доступными и почти сразу появились в каждом доме. Сырьем для изготовления гвоздей служила и служит стальная низкоуглеродистая проволока. Но смогли ли проволочные гвозди заменить резаные? Нет, резаные гвозди продолжали использовать в строительстве. Пусть проволочные гвозди дешевле, но резаные превосходили их по прочности крепления в четыре раза, поэтому-то и не утратили своего значения.

В России первые упоминания о мастерах-гвоздарях датируются XIII веком, хотя есть сведения, что ковать гвозди там начали еще с Х века. Это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Впрочем, на Руси очень часто многое было не так, как везде. Например, высшим пилотажем считалось построить здание без единого гвоздя. Таким зданием стал знаменитый на весь мир деревянный собор в Кижах. Со временем размеры гвоздей, а также форма и размер их шляпок постоянно менялись, люди все время стремились гвоздь как-то усовершенствовать. Так появились гвозди с поперечными и продольными насечками, как у напильников - чтобы лучше держались, с винтовыми нарезками - как у шурупов. Довольно оригинальной идеей было сначала срезать у гвоздя бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем скрутить его в бараний рог. В результате получается винтовая линия на поверхности. Забить такой гвоздь трудновато, зато держит он лучше всяких шурупов. Когда возникла необходимость прочно и на длительное время соединить сильно вибрирующие детали, придумали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Появилась и усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле отверстие под углом и вставить в него обычный банальный гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка. Химики тоже не обошли гвозди своим вниманием. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной "обложке". Они нашли широкое применение в производстве мебели, особенно эксклюзивной - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии придумали гвозди из стеклопластика. Как выяснилось, они совершенно не уступают в прочности металлическим. Используются такие гвозди тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно "живет" в сырости. Самым, пожалуй, оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Видимо, англичанин этот был не очень умелым мастером, потому что гвоздь в его руках, когда надо было забить его в стену, постоянно выпадал. Да оно, в общем, и неудивительно, так часто бывает: забивать гвоздь в самом начале всегда трудно, его приходится удерживать пальцами и стараться ударить молотком очень точно, чтобы дать верное направление. Вот англичанин и придумал пустотелый гвоздь, сквозь отверстие которого ходит, как поршень, основной тонкий "насадочный" гвоздь, который и необходимо забить. В отверстии шляпки находится боек, а центральная часть гвоздя заполнена... взрывчаткой. При ударе по шляпке, а точнее, по бойку, взрывчатка воспламеняется и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Нужный внутренний гвоздь насажен, внешний снимается и внутренний теперь можно заколачивать, не боясь повредить пальцы. Это изобретение можно сравнить с патроном, и подобное "военное" сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас, когда производство тары поставлено на поток, каждый гвоздезабивочный агрегат "заряжен" лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль. Прямые ассоциации с лентой какого-нибудь пулемета "Максим"! В последнее время стали делать гвозди из металлической стружки. Раньше ее отправляли на переплавку, но теперь нашли ей другое применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат достигается, если взять старые консервные банки. Напоминает старые времена, когда сдавали макулатуру, чтобы выпустить новые книги из вторсырья. Некоторые особо предприимчивые граждане наладились даже использовать гвозди в качестве сувениров. Так, например, поступил один хитрый делец с древнеримскими гвоздями, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до н.э. там стояла римская крепость, которую легионеры однажды срочно покинули. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли их на глубину трех метров. Ценностями был имевшийся у них запас гвоздей - ни много ни мало 7 тонн. Этот клад случайно откопали строители. Да, по тем временам это был именно клад! Потому что стоили те гвозди на вес золота. Велико было удивление сначала рабочих, а потом и ученых, когда увидели, что гвозди сохранились в идеальнейшем состоянии! На них не было ни единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди предприниматель разложил в целлофановые мешочки с надписью "Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос" и пустил в продажу. Раскупается на ура! Современные гвозди, конечно, не похожи на эти доисторические, хоть и сохранившиеся в идеальном состоянии. Нынешние гвозди делаются при помощи ротационных прессов, большинство этапов процесса изготовления, вплоть до снятия заусениц и нанесения противокоррозионного покрытия, полностью автоматизированы, а размеры приведены к единому стандарту. Начиная с 80-х годов прошлого века длина фабричных гвоздей начала составлять от 6 до 250 миллиметров, а толщина от 0,8 до 8 миллиметров. Гвозди стали применяться в самых разных областях и получили в связи с этим разные названия. Например, гвозди, которые используются для крепления деревянных деталей - доски, брус - получили название строительных. Это, пожалуй, самые распространенные гвозди. Еще в строительстве применяются финишные гвозди - когда нужно произвести отделочные работы, например, прикрепить декоративную вагонку. Такие гвозди имеют небольшую овальную шляпку, что позволяет им быть практически невидимыми. Гвозди, которые используются при покрытии крыш мягким материалом, стали называться толевыми, а для скрепления металлочерепицы - кровельными. Винтовые гвозди широко применяются для крепления поддонов при морских перевозках и грузоперевозках транспортом. Имеется очень много вариантов различных гвоздей и областей их применения. Например, дюкерт-гвоздь, дюбель-гвоздь, гребенчатый (ершеный) гвоздь, шиферный, обойный, декоративный, штукатурный, тарный, формовочный, баржевый, корабельный, подковный - ухналь, сапожный, нагель - деревянный гвоздь и т.д. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, длиной, толщиной. Размер самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - до полуметра. В основном гвозди делают из мягкой стали, что не всегда хорошо. Считается, что сталь, идущая на бытовые гвозди, весьма невысокого качества. Корабельные и баржевые гвозди, которые соприкасаются с водой, делают из меди и латуни. Встречаются гвозди из бронзы и даже золота и серебра. Последние, правда, имеют чисто декоративную функцию, например, при изготовлении эксклюзивной мебели. Точнее, золотыми и серебряными в них являются только шляпки. Встречаются гвозди самого разного сечения - от круглого до овального, от четырехгранного до трехгранного. ХХI век подарил нам жидкие гвозди, что идеально скрепят конструкцию, которую нельзя соединить обычным гвоздем и молотком. Хотя это, строго говоря, вообще не гвозди, а клей. Продаются современные гвозди на вес, как, в принципе, и раньше. Гвозди были таким важным инструментом в жизни человека, что их даже стали изображать художники на своих полотнах и гравюрах. Одной из известных работ стала гравюра конца XV века под названием "Мастер, изготовляющий гвозди". Гвоздям и ситуациям, связанным с их использованием, посвящали свои произведения писатели. Самым известным произведением стал роман Джерома К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки". Дядюшка Поджер стал практически нарицательным героем. Когда хотят упрекнуть кого-то в том, что у него "руки не из того места растут", что он простого гвоздя вбить не может, сразу же вспоминают этого незадачливого дядюшку. Помните, как он решил повестить картину? Начал, ясное дело, с гвоздей. "Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди". В итоге "стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью". Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

Современные художники тоже не оставляют гвоздь своим вниманием. Помнится, мне в 1987 году удалось побывать на выставке замечательного... нет, не художника, даже не знаю, как его назвать... мастера инсталляций Гюнтера Юкера. "Главными героями" его произведений были гвозди. Огромное количество мощных 10-15-сантиметровых гвоздей. Они были вбиты в большие метровые диски, на которые падал направленный свет, и гвозди создавали причудливый рисунок тени, который постоянно менялся, потому что диск вращался. Гвоздями было обито... старое потертое фортепиано, да не все, а только одна ножка и бок. Создавалось ощущение какого-то нашествия, какой-то экспансии, которую начали гвозди, наступая на музыкальный инструмент. Гвозди словно ползли, захватывая все больше и больше пространства. Глядя на несчастное фортепиано, становилось по-настоящему страшно! Еще одним объектом была старинная ножная швейная машинка. Под лапкой машинки швея словно забыла белую сорочку, и вот эта сорочка была прибита большим количеством таких же огромных гвоздей. Вместительный зал ЦДХ, буквально забитый подобными инсталляциями, многие из которых двигались, оставлял очень сильное впечатление. А ведь казалось бы - простые гвозди! Не такие уж они простые, если никакому другому строительному инструменту не посвящено столько пословиц и поговорок, сколько гвоздю - по крайней мере, в русском языке. Судите сами: "Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит", "Засел, как гвоздь в стене" или "Неотвязчив, как гвоздь в сапоге", "На одном гвозде всего не повесишь", "Гвоздем моря не нагреешь", "Гвозди на столе, и пиру конец!", "Лычком не привяжешь, так после и гвоздем не прибьешь", "Гвозди из бочек - знак, что пиво все". "В одной дырке и гвоздь ржавеет", "Попал гвоздь под молот как шея под кулак". Есть, есть что-то такое в этом гвозде, раз оставил он такой след в нашей жизни!