Что такое акафист святым в каких случаях. Чтение акафиста по дням недели

Когда читается акафист Иисусу Христу и Пресвятой Богородице?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Акафист - особое песнопение в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Название его (греч. акафистос ; где а - отриц. частица, kathizein - сидеть) указывает на то, что во время чтения или пения акафиста не принято сидеть. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков, 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом радуйся, а 12 кондаков восклицанием аллилуия. Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, во время осады Константинополя персами во главе с полководцем шаха Хозроя Сарваром и аварами в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен.

В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей - Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие.

Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов.

К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.

Акафист Пресвятой Богородицы представлен двадцати пятью строфами, каждая строфа означает написание хвалебной песни. Хвалебные песни располагаются в определенном порядке, согласно буквам греческого алфавита. Двадцать пять песен включают в себя тринадцать кондаков и двенадцать икосов.

Кондак в переводе с греческого языка означает слово «домик», «палочка, на которую наматывали свиток». Кондак воплощает в себе краткую песнь, которая излагает сжатое содержание христианского праздника или хвалебную оду святому. Чтение кондака всегда заканчивается хвалой бога, «Аллилуйя».

Икос в переводе с греческого языка означает слово «дом». Икос представляет собой пространную песню, дающую объяснение сущности праздничного события. По этой причине икос никогда не читается самостоятельно, а только вместе с кондаком. Икос обязательно заканчивается чтением восклицания «Радуйся». Все икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак.

За чтением каждого кондака непременно следует чтение икоса, который разделен на две части. В первой части развивается какая-либо определенная тема. Вторая часть содержит двенадцать строк, каждая строка начинается со слова «радуйся» и содержит песню-хвалу.

Двадцать пятая строфа церковно-богослужебного акафиста или тринадцатый кондак считается обращением-молитвой к тому, кого прославляют в акафисте, и читается три раза подряд. После акафиста следует чтение . Акафист Пресвятой Богородице поется один раз в году в пятой седмицы Великого поста. Иначе этот день «Суббота акафиста».

Можно ли читать акафист дома? Конечно. Ведь чтение акафиста относится к келейным, то есть домашним молитвам. Поэтому их можно читать, даже не получая на то благословления священника. Перед чтением акафиста необходимо прочитать все предначинательные молитвы (как утренние или вечерние молитвы). Затем читается сам акафист, трижды тринадцатый кондак, первый икос и первый кондак. После этого читается Ангелу-Хранителю.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно читать акафист

Молитва для православного человека является не просто и не только религиозным долгом, это, прежде всего, нравственная потребность человеческой души в диалоге с Богом, Божией Матерью, ангелами или святыми. Молитва - это обращение мысли, чувств к вечности, один из духовно-нравственных подвигов православного христианина.

В течение календарного года православная Церковь определяет особенные дни, в которые человек должен с большим усердием обращаться к Богу, стремиться к духовному совершенствованию. Эти периоды именуются святыми постами. При этом пост является не просто от определенной пищи, но заключается в стремлении человека быть лучше, упражнении своей личности в духовных подвигах, в том числе и молитве.


В настоящее время существует мнение о необоснованности в пост. Акафистом именуются определенные молитвенные произведения, состоящие из 12-ти кондаков и икосов, в которых находятся молитвенные обращения к Богу, Богородице, тому или иному святому, выраженные в возвышенной радостной форме. Акафист - одно из самых радостных и торжественных молитвословий в православной Церкви. Неслучайно именно в акафистных произведениях человек обращается, например, к Божией Матери восторженным приветствием: "Радуйся...".


Приверженцы мнения о запрете чтения в пост ссылаются как раз на то, что спасительное воздержание это особое строгое время, в которое даже и молитвословия должны быть аскетичными. Некоторые люди считают, что в пост душе христианина не позволительно читать молитвословия такого "радостного характера". Вместо этого, считают они, положены определенные молитвы покаянного содержания. Однако мировоззрение чуждо православной традиции.


Церковь обращает особое внимание на то, что пост - это время покаяния. Поэтому покаянные молитвословия, аскетичные каноны вполне уместны. При этом, следуя евангельским словам Христа, Церковь не налагает на человека обязанность во время воздержания ходить с грустными лицами, печалиться и всем видом показывать как строго человек . Для православного человека время поста (время покаяния) особый радостный период в жизни. Исходя из этого, если у человека появляется молитвенный настрой с чувством радостного трепета от , то этот факт не может восприниматься православием негативно. Акафист - это молитвенное произведение, несущее в себе глубокий духовный смысл. Акафисты помогают человеку сосредоточиться на одной из важных составляющих поста - молитве.


Таким образом, запрет на чтение акафистов во время поста не соответствует православной практике и несет в себе несколько неправильное понимание спасительного воздержания. Кроме того, сама богослужебная практика Церкви, церковный устав в определенные дни предписывает совершение чтения акафиста в пост. В частности, имеется в виду пятая суббота Великого поста - время, когда в православных храмах совершается чтение на распев акафиста Пресвятой Богородице. Этот день именуется в богослужебном уставе Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы). Это чинопоследование появилось в Церкви более тысячи лет назад.


Также необходимо упомянуть и о практике чтения акафиста Страстям Господним. Начиная с вечера второго воскресенья Великого поста во многих православных храмах совершается особое великопостное богослужение воспоминания страданий Христовых (таких богослужения всего четыре). Особое место в этой службе занимает чтение акафиста Страстям Христовым.

Смерть близкого человека всегда становится тяжелым душевным потрясением. Нередко люди, никогда прежде не задумывавшиеся о вере, именно в такой ситуации впервые начинают молиться.

Молитва – это не только утешение для оставшихся в живых, но и помощь умершему в загробной жизни. По словам святого Иоанна Златоуста, молитвы значат несравненно больше, чем рыдания и пышные гробницы.

Когда посещать кладбище

Для молитвы об умерших – в том числе и на кладбище – установлены определенные дни. Это мясопустная суббота (предпоследняя суббота перед Великим постом), (на 2-й, 3-й, 4-й неделях Великого поста и накануне праздника Святой Троицы) и Радоница (вторник на 2-й неделе после Пасхи). Погибших на войне поминают в последнюю субботу перед днем св. Дмитрия Солунского, который отмечают 8 ноября. Вопреки распространенному заблуждению, посещать кладбище в день Пасхи не следует.

Кроме того, молиться за усопшего следует на 9-й и 40-й дни после смерти, а впоследствии – в годовщину смерти и день памяти святого, чье имя он носил.

Молитве на кладбище должна предшествовать молитва в храме, присутствие на богослужении, желательно – исповедь и причащение. Перед началом богослужение следует подать записку «Об », где указывается имя покойного.

Посещая кладбище, не следует устраивать на могиле поминальную трапезу, оставлять там еду и тем более – вино или водку, это

В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.


Когда нужно читать Акафист

Молитва бывает разных форм, прежде всего - церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы - можно).

Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам - нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно - если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:

  • во время болезней;
  • при желании найти жениха или зачать ребенка;
  • когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
  • о прекращении войн;
  • просят и о бытовых нуждах.

Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто - люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.


Другие виды церковной поэзии

  1. Кондак - хвалебное пение, оно является кратким
  2. Тропарь - еще один вид церковного стиха, в нем в сжатой форме излагается суть праздника, или восхваляется святой (если тропарь святому). Каждый великий праздник (Пасха, Рождество, Богоявление и т.д.) имеют собственный тропарь.
  3. Икос - тоже относится к хвалебным гимнам, но более пространным, т.е. продолжительным.

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны - перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме - можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

Строение акафиста

Этот вид молитв представляет неизменную форму. Она содержит 25 песен (13 кондаков и 12 икосов), которые чередуются друг с другом. Самый первый акафист написан около 626 г. Строго говоря, только он официально входит в богослужебный устав. Посвящен Богородице и до сих пор имеет широкое хождение среди верующих.

Икосы, или строфы, делятся на более короткие стихи, которые содержат по 12 приветственных обращений со слова «Радуйся!» В целом гимн можно разделить на 2 части: в первой ведется повествование о неких событиях (из жизни святого или история праздника). Далее более сложная часть - догматическая, которая задевает темы спасения, Боговоплощения. Услышать его в храме можно один раз в году, в великопостный период. В церковном расписании он называется «Похвала Богородице».

Жанр развивался довольно медленно, поскольку довольно сложен. Например, известный Акафист Иисусу Сладчайшему относят к 13 в., на славянском он появился лишь в 14 в. Авторство приписывается афонским монахам. Сегодня можно выбрать из огромного числа, в зависимости от своей духовной нужды.

Что такое акафист, кондак и тропарь - когда их читают, для чего нужны was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Православный сборник канонов и акафистов на каждый день седмицы предназначен для сугубой, то есть усиленной, домашней молитвы. Не являясь обязательными, они полюбились верующим за то, что наравне с утренними и вечерними молитвами помогают упорядочить молитвенную , максимально приближая ее к церковной. Поэтому христианские акафисты на каждый день подобраны в соответствии с литургической направленностью дней седмицы.

Каким святым читаются акафисты на каждый день?

Очень часто верующие, уставшие от ежедневного рутинного молитвенного правила, с радостью берутся читать церковные акафисты на каждый день седмицы, полагая, что таким образом они вносят в него разнообразие.

Но следует знать, что каноны и православные акафисты на каждый день не заменяют утренние и вечерние молитвы, а дополняют его. В соответствии с правилами, установленными церковью, при чтении следует придерживаться следующего порядка:

  • Понедельник: акафист архистратигу Михаилу
  • Вторник: акафист Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну
  • Среда: акафист Воздвижению Честного и Животворящего Креста
  • Четверг: акафисты святителю Николаю или первоверховным апостолам Петру и Павлу
  • Пятница: акафист иконе Богородицы Умягчение злых сердец или Семистрельная либо акафист Страстям Христовым
  • Суббота: акафист всем святым или акафист об упокоении усопших
  • Воскресенье: акафист Воскресению Христову

Правила чтения православных акафистов в Великий пост

Во время православных постов чтение акафистов на русском языке значительно сокращается. В эти периоды следует отдавать предпочтение канонам покаянного характера, но существуют и исключения: с давних времен принято читать в пятую субботу пасхального поста акафист Богородице Радуйся, Невесто Неневестная, а в последнюю неделю – акафист Страстям Господним. Не возбраняется в пост и чтение покаянного акафиста, а также акафиста об упокоении усопших.

Обращаться ко Господу через молитву , торжественную хвалебную песню – древняя православная традиция . Акафист – это один из многих различных видов церковных гимнов . Дошедшее к нам из Греции слово “Ο Ακάθιστος Ύμνος ” происходит от местного слова “akathistos “, где а – это отрицание , а kathizo – сидеть . Его также называют “неседальным гимном “, потому что исполнять его принято стоя .

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста . Этот жанр известен с ранних Византийских времен . Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы . Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах . Самым первым гимном , дошедшим до современности , стал великий акафист Пресвятой Богородице , он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов . Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия ). Многие гимнографы называют и более ранние сроки . Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов . В те дни Патриарх Сергий , проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен , и умолял Бога о защите от войск персов и скифов , которые осаждали Константинополь . Люди просили Господа о заступничестве в храмах , умоляя спасти их дома и родной город .

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города . Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм ), где хранились святыни : чудотворная икона Богородицы и Ее риза , а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь .

Христианские поэты составили подражания этому акафисту , а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому , которого Церковь начинает прославлять . В рассказе А .П . Чехова “Святою ночью ” можно встретить художественный рассказ о том , как люди сочиняли акафист Богородице . Подобные молитвы продолжили традицию жанра .

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни . Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт –христианин . Сейчас есть не только классические акафисты , которые мы могли встретить в древности , поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу , Богородице , святому , а иногда и церковному празднику .

В России акафист , особый вид молитвы , появился около 916 –го года . Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице , который называют “великим акафистом ” и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф . Это – 13 кондаков и 12 икосов . Икосы принято начинать с греческих букв . Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени . Текст акафиста содержится в нескольких книгах , но считается , что изначально он появился в Триоди Постной . Его поют только один раз в году . Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют “Похвала Богородице ” или “Суббота акафиста “.

Существует около 30 различных редакций акафиста . В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн ), а киевская версия 1627 года . Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей ), автор перевода “Триоди постной ” О том , что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века , говорит книга “Канонник ” Кирилла Белозерского , которая вышла в 1407 году .

В синксаре субботы 5 –ой седмицы Великого Поста отмечается , что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя , которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы . Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей . Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще . Лейтмотив акафиста – это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия .

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную . Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого , поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет .

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов . Это 25 песен , они соответствуют порядку букв греческого алфавита . Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен , кондаков и двенадцати пространных песней , которые называют “икос “. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника , которому посвящен акафист .

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся ” а кондаки на воспевании “Аллилуйя ”, которое означает “хвалите Бога “. Икос , который читают после кондака обычно делят на две части . Читать икосы без кондаков не принято .

Акафист напоминает классический кондак по своему составу . Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы : двенадцать из них более краткие , с восхвалением “аллилуйя ” и двенадцать длинных , которые соответствуют первому припеву кондака . Но , в отличие от кондака классического типа , акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления . От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы . Хайертизмы – это восхваления которые , начинаются со слова “Радуйся!” . Первое слово в краткой вводной фразе икоса – тоже “Радуйся “. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому , кому он посвящен , после него обязательно повторяется первый икос , затем опять читается первый кондак .

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила . В этом случае начальные молитвы обычно не читают , можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы “Достойно есть “. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь – 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Слушать акафисты:

Акафист