Церковь на рижской мощи трифона. Храм иконы знамение на рижской

Храм «Знамение» - один из тех немногих Московских соборов, который не закрывался никогда. Если вы войдете под его своды, то сразу же почувствуете необыкновенную атмосферу, которую православные называют «намоленностью».

История

В XVII веке на месте, где сегодня расположен храм, находилась деревянная церковь, которая была освящена в честь Иоанна Предтечи.

В 1712 году довольно ветхое строение сгорело. На его месте, на деньги благотворителей и прихожан, была выстроена новая церковь. Главный престол освятили в честь иконы «Знамение» и образа Богоматери. Храм из камня начали строить в 1757 году. А освящен он был в 1766 году.

По проекту архитектора С. В. Крыгина храм расширили (1888 г.): вперед вынесли боковые пределы, к колокольне были сооружены две пристройки, появился переход, который соединил хоры со вторым ярусом колокольни. Сохранилась мраморная доска, напоминающая об этом событии. Ее можно увидеть на южной стене трапезной. В это же время была построена церковная ограда. Ее автором стал тоже архитектор Крыгин.

Храм «Знамение» на Рижской в XX веке

В начале XX столетия при соборе работала богадельня. После Октябрьской революции храм не закрывался. В него передали иконы из закрывшихся к тому моменту окрестных церквей.

Долгие годы храм иконы Божьей Матери «Знамение» возглавлял протоиерей А. М. Державин.

В 1979 году здание было отремонтировано. В 1980 годах был выстроен церковный дом. В 1980 году освятили приставной престол. Его изготовили из 250-летнего дуба. Эту поистине ювелирную работу выполнил замечательный мастер - краснодеревщик В. И. Кудинов, который был прихожанином храма.

В декабре 1997 освятили крестильный храм - красивое здание, выполненное из камня.

Архитектура

Храм иконы Божией Матери «Знамение», который мы можем видеть сегодня, построен в стиле барокко. Здание отличается симметричной осевой композицией, которая была окончательно сформирована в 1888 г. Роспись обители выполнил художник Я. Е. Епанечников (1899 г.).

Храм иконы «Знамение» на Рижской имеет главную святыню - образ Богоматери, который хранится в центральной части собора. список XVI века, выполненный с подлинника древнейшей Образ Богоматери с поднятыми молитвенно руками окружен клеймами с изображениями святых.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» трепетно почитает Животворящий Крест, считая его чудотворным. Он находится в задней части храма у стены (у северного входа). Он установлен на возвышении, которое символизирует Голгофу.

Это Распятие мастерски вырезано из дерева. За Крестом находится изображение Иерусалима. Раньше Крест находился в расположенном неподалеку от затем его перенесли в храм преп. Пимена. Когда Пименовский собор закрыли, по благословению митрополита Сергия святыня была перенесена в храм «Знамение» на Рижской. С тех пор он постоянно находится именно здесь.

Храм «Знамение» на Рижской - иконостас

Это настоящее произведение искусства. Деревянный, резной, позолоченный иконостас, выполнен в конце девятнадцатого века. Иконостас в центре пятиярусный, в боковых пределах двухъярусный. Он выдержан в лучших традициях XVI в. Иконы Пророческого и Праздничного ярусов находятся в круглых медальонах. Они украшены пламеневидными кокошниками. Верх венчают резные изображения херувимов. Из небольших поясных образов состоит Праотеческий ряд. Они помещены в трехлопастные кокошники. В иконостасе собраны иконы московского письма.

Храм «Знамение» на Рижской в своем интерьере имеет подвесные и резные напольные киоты, которые соответствуют стилю иконостаса. Но удивительно, что мотивы резьбы не повторяются нигде.

Дата публикации 04.11.2010

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе - один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью».

Милость Божия сохранила храм и в 1812 г. и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно храм чуть было не исчез при строительстве Рижской эстакады.

Но Пресвятая Владычица Богородица не дала погибнуть Своему дому, и храм по-прежнему, вот уже четвертое столетие, звоном своих колоколов призывает православный народ «отложить всякое житейское попечение» и вспомнить о «едином на потребу».

Знаменский храм ведет свою историю с начала XVII в. В 1626 г. на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она именуется так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Тонной слободе». В 1712 г. храм сгорел. Новая деревянная церковь была выстроена иждивением благотворителей и прихожан в 1713 г. причем главный престол освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Это был один из самых многолюдных приходов в Москве. в 1722 г. он насчитывал 550 дворов.

Каменный храм, существующий по сей день, начал строиться в 1757 г. и был освящен в 1766 г. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 г.

Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Храмовые росписи были выполнены в 1899 г. художником Я. Е. Епанечниковым.

8 февраля 1998 г. в Знаменском приходе был освящен новый храм - Крестильный храм во имя новомученика протопресвитера Александра Хотовицкого.

Строительство храма началось в 1995 г. при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма - дар архитектора В. С. Васильева. Росписи выполнены художником А.Шишкиным. Это копии картин «Явление Христа народу», «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира». Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.

Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородской). Напротив главного иконостаса. над центральной аркой, вокруг хоров. помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы.

Зимой 1170 г. Великий Новгород был осажден соединенным войском семидесяти двух русских князей. Видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, новгородцы только от Бога могли ждать помощи и заступления. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн, с тех пор как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в Софийском соборе о спасении города. В третью ночь, стоя пред иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет и услышал голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа. что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение града».

Отслужив молебен, икону торжественно понесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим. Но воины не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел, одна из которых ранила священный лик. Тогда свершилось чудо: икона, как повествует летописец, «тотчас сама собою отвратив лице Свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию».

Архиепископ, утирая их фелонью, воскликнул: «О чудо преславно! Не суть бо слезы, но милостивое знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему за град и люди, уповающие на милость Ея». В то же время на осаждавших напал неописуемый страх. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов и разбили их наголову. С этого времени иконе Божией Матери и присвоили название Знаменской, или «Знамение».

Храмовый образ Богоматери находится в центральной части храма в резном киоте. Это список XVI в. с древней новгородской иконы. Изображение Божией Матери с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем окружено клеймами с изображениями святых.

В воскресные дни после вечернего богослужения перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом.

В день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение». 10 декабря, в храме совершается архиерейское богослужение.

Православными жителями Москвы почитается как чудотворный Животворящий Крест, который находится у стены в задней части храма, справа от западного входа. Крест стоит на возвышении, изображающем Голгофу.

Распятие Господа искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима. Раньше этот Крест находился в женском Страстном монастыре (недалеко от Пушкинской площади), затем был перенесен в храм преподобного Пимена Великого. Когда же Пименовский храм заняли обновленцы, по благословению митрополита Сергия (Страгородского). впоследствии Патриарха. святыня была перенесена сюда.

По пятницам после вечернего богослужения перед Животворящим Крестом совершается акафист Честному Кресту.

Одна из главных святынь Знаменского храма - образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами его святых мощей.

Этот образ принесен в храм в 1930-х гг. приснопамятным протоиереем Стефаном Марковым вместе с другими святынями из разрушенных московских храмов. В икону мученика Трифона вделаны драгоценные ковчежцы с частицами его святых мощей. присланными в 1803 г. из Черногории, где хранится чудотворная глава святого мученика Трифона. Эти ковчежцы - дар серебряных дел мастера Трифона Добрякова.

К XVI в. относится появление московского варианта изображения мученика Трифона в виде юноши на белом коне с птицей в руках. Некоторое время святой мученик Трифон считался покровителем Москвы, но позже уступил эту честь великомученику Георгию Победоносцу.

После закрытия Трифоновского храма в 1931 г. чудотворная икона мученика Трифона оказалась в Знаменском храме, где с благоговением хранится по сей день. В честь мученика Трифона в 1980 г. был освящен приставной престол. изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В. И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как Трифоновский.

Святой мученик Трифон является скорым помощником во всяких бедах и нуждах: он исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, избавляет от внезапных бед и скорбей.

Ежедневно после литургии перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом, а по средам после вечернего богослужения при большом стечении народа поется акафист мученику Трифону.

В день памяти святого мученика и чудотворца Трифона, 14 февраля, в храме совершается архиерейское богослужение.

В алтаре Предтеченского придела стоит большой старинный дубовый восьмиконечный Крест. История происхождения Креста такова. В 1652 г. решено было перенести в Успенский собор Московского Кремля мощи трех святителей: Патриарха Иова из Старицы, Патриарха Ермогена из Чудова монастыря и свт. Филиппа, митрополита Московского из Соловецкого монастыря. За мощами святителя Филиппа был послан Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх.

9 июня 1652 г. Москва торжественно встречала честные мощи священномученика. Крестный ход со святыми мощами шел по улице, которая теперь называется проспектом Мира, но как только перешли речку Каплю, вынужден был остановиться по случаю внезапной кончины шедшего в крестном ходе митрополита Варлаама. В память этого события, вероятно, тогда же и был сделан Крест. О таком происхождении Креста говорит вырезанная на его задней стороне надпись.

У Троицкой заставы Камер-Коллежского вала, там, где произошла встреча мощей святителя Филиппа, для Креста была построена специальная часовня, в которой всегда было много богомольцев - дорога вела в Троице-Сергиеву Лавру. Сама же застава после этого стала именоваться Крестовской. Об этом напоминают существующие в наши дни Крестовские переулки и Крестовский путепровод. А Знаменский храм стали называть храмом Иоанна Предтечи у Креста. После разрушения часовни Крест был принесен в Знаменский храм, где и хранится по сей день.

Резной деревянный позолоченный иконостас. выполненный в конце XIX в. отражает развитие «русского стиля» в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, иконостас Знаменского храма выдержан в традициях XVI-XVII вв. Иконы Праздничного и Пророческого ярусов помещены в круглые медальоны, украшенные пламеневидными кокошниками. Верх увенчан резными изображениями херувимов. Праотеческий ряд состоит из небольших поясных образов, помещенных в трехлопастные кокошники. В иконостасе - иконы так называемого московского письма.

В интерьере храма - резные напольные киоты и подвесные киоты. соответствующие по стилю иконостаса. При этом мотивы резьбы нигде не повторяются.

Духовенство храма: протоиерей Феодор Рожик (настоятель), иерей Николай Пушкин, иерей Павел Конюхов, иерей Андрей Пашнин, иерей Максим Батурин, протодиакон Дионисий Гусев, диакон Илия Кокин, диакон Димитрий Привезенцев.

Как известно, в годы советской власти храмы в России взрывали, использовали для промышленных нужд или просто закрывали. В лучшем случае, превращали в музеи искусства.

Но было небольшое количество церквей, которые Бог сохранил действующими даже в годы атеизма, и в них не прекращалась служба никогда. Одна из них - храм иконы Божией Матери Знамение на Рижской в Москве.

Историческая справка

В XVII веке в Переяславской слободе стояла деревянная церковь, освященная в честь Иоанна Крестителя . Об этом сохранились упоминания в Писцовых книгах.

Когда ее построили, точно не известно, вероятно в конце XVI века. В 1712 году первый храм был уничтожен пожаром. Местные жители очень быстро собрали средства, и уже через год на этом месте была воздвигнута новая церковь, освященная в честь Знаменской иконы Богородицы. Также как и первая, она была из дерева.

Но прихожанам хотелось видеть у себя каменный храм. И в 1857 году, по их прошению, началось его строительство, завершившееся через 8 лет. Имя первого архитектора не известно.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

В 1888 году церковь переделали. Немного изменили расположение приделов, сделав их более симметричными, добавили две пристройки к звоннице, и проход, соединяющий колокольню с храмом. Обнесли церковный двор каменной оградой, по стилю гармонично сочетающейся с архитектурой храма.

С 80-х годов XX века, в этом месте снова начались строительные работы. Храм отремонтировали и построили рядом с ним церковный дом. Затем, архитектурный ансамбль дополнили две маленькие церкви: в 1998 году - в честь святого новомученика Александра Хотовицкого, а в 2014 году - Крестовоздвиженская.

Все современные постройки старались с особой точностью выполнять в том же стиле, что и главный храм - барокко, в нарядных красно-белых тонах.

Для справки! В настоящее время, церковь на Рижской имеет четыре престола. Главный - в честь Знаменской иконы Богоматери, боковые посвящены Усекновению главы Иоанна Крестителя и святому Николаю Чудотворцу . И есть еще приставной престол святого мученика Трифона, добавленный в 1980-м году.

Этот престол - дар одного из прихожан церкви, Кудинова, который своими руками вырезал его из дуба.

Главные святыни Знаменского прихода

Поскольку все советское время церковь на Рижской была действующей, в неё свозились святыни из закрывавшихся московских храмов. Здесь собрано множество старинных икон.

Иконостас в Храме в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Особенно почитаются прихожанами несколько:

  • Образ Богородицы «Знамение» — главная храмовая икона. Список XVI века с чудотворного новгородского образа Знамения Богоматери.
  • Икона святого Иоанна Предтечи — образ южного придела, написанный в XVII веке. С ним связано одно чудо недавнего времени. 11 сентября 2000 года, когда совершалось престольное богослужение в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя, образ чудесно обновился. Это видели многие прихожане.
  • Икона святого мученика Трифона с частицей его мощей. У этой чудотворной иконы довольно сложная история. В XVI веке в Москве был построен храм великомученика Трифона, очень почитаемого жителями города святого. Эту церковь закрыли в 1937 году, но сохранился ее главный образ, так как был вовремя передан в храм на Рижском.
Важно! Святой Трифон так почитается местным приходом, что перед его образом каждый день служат молебны с акафистами, а сам Знаменский храм в народе часто называют церковью святого Трифона.
  • Образ преподобного Серафима Саровского . Был отдан на хранение Знаменскому храму монахинями Дивеевского подворья, разрушенного в 30-е годы. К иконе приделан фрагмент гроба святого Серафима.
  • Честной и Животворящий Крест Господень. Эта святыня когда-то находилась в Страстном монастыре. В 1928-м году ее перенесли в Пименовский храм, а затем она попала сюда, в предел Иоанна Крестителя. Каждую пятницу перед крестом поют акафист.
  • Крест с Троицкой заставы. Находится в недавно построенной на территории прихода Крестовоздвиженской церкви. Этот крест в 1652 году поставили на Троицкой заставе Камер-Коллежского вала, в память о перенесении мощей святителя Филипа. Затем, на том месте воздвигли часовню, специально для хранения этой святыни.

При советской власти часовню разрушили, и крест оказался у Знаменского прихода. Долгое время он хранился в алтаре, а к 2014 году для него построили отдельную маленькую церковь, на замену разрушенной Крестовской часовне. Теперь святыня доступна для поклонения.