О возрождении системы наставничества в России. Есть шанс? Наставничество как элемент системы развития персонала в компании Кому это нужно

«...до основанья, а затем...» Эта фраза из известного марша может вполне претендовать на девиз, который, к счастью или к сожалению, нередко отражает действительность. Причём «до основанья» с последующим построением - это одно, а когда после «до основанья» ничего не появляется, а лицезреть приходится руины, - совсем другое. Один из примеров воплощения только первой части этого лозунга – горбачёвская перестройка, «плоды» которой дают о себе знать и через три десятка лет после апогея её воплощения.

Под перестроечными девизами об обновлении и ускорении стали проталкиваться такие идеи и решения, которые в конечном итоге разрушили огромную страну, а вместе с ней – систему безопасности, образование, промышленность... список можно продолжать.
Теперь озвучиваются предложения из серии «а не восстановить ли нам то, что было демонтировано» - то, что в своё время давало положительные результаты. Предложения такого рода редки, однако обнадёживает уже сам факт того, что идеи локального возрождения всё же приходят в головы федеральным чиновникам.

В качестве примеров из уже внедрённого: возрождение системы ГТО (пусть пока в достаточно сыром виде, но всё же), создание системы поддержки талантливой молодёжи, популяризация службы в армии (ещё лет 15-20 назад сама служба благодаря либеральному ведру инфопомоев выставлялась чуть ли не как «рабская повинность»), восстановление многих почётных наименований войсковых подразделений и соединений, воссоздание звания «Герой Труда». Да, это всего лишь небольшая часть того, что можно и нужно восстановить для дальнейшего развития, но начало всё же положено.

На днях было озвучено новое предложение, которое касается восстановления ещё одной советской практики. Речь идёт о предложении первого замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко. Кириенко, который после попадания в администрацию главы государства, явно успел поднабрать медийный вес, предлагает воссоздать в стране систему наставничества и его поддержки. При этом сам Кириенко говорит о том, что такую идею ему «подсказал» Владимир Путин.

Из заявления первого замруководителя (цитирует ИА ):

Наша задача - возродить ту уникальную систему наставничества, которая, надо отдать должное, была сформирована нашими предшественниками в советские годы. Вся система работы по поддержке наставничества должна стать постоянной и будет приносить огромный результат для тысяч мальчишек и девчонок. (...) Практически невозможно назвать ни одной сферы нашей страны, особенно то, что является прорывными задачами, к которым можно двигаться без наставничества.

Сама система наставничества была фактически разрушена вместе с Советским Союзом. Однако её островки продолжали выживать в таком формате, который при построении рынка явно выбивался из «общей экономической концепции». Речь в первую очередь о наставничестве в профессионально-технической сфере образования, где и в Российской Федерации продолжало существовать понятие «мастер-наставник» или одна из производных - «мастер производственного обучения». Однако некоторое время назад, вследствие очередного этапа образовательной реформы, приказали долго жить профессионально-технические училища, которые молодёжь не только обучали рабочим специальностям, но и (что не менее актуально) старались настолько, насколько это возможно в современных условиях, воспитывать из достаточно «трудных» представителей молодого поколения членов общества, способных найти в этому обществе своё достойное место. Выходило по-разному, но факт в том, что велась по-настоящему колоссальная работа – причём работа на основании вполне себе советской (непорушенной на местах) модели.

Сегодня профессионально-техническое образование сводится к функционированию техникумов с двумя ступенями обучения – рабочие кадры – профессии (фактически начальный профессиональный уровень) и специальности (средний профессиональный уровень). При этом государство само никак не может определиться, называть ли наставников наставниками или применять куда более изощрённые западные варианты – всевозможные «тьюторы» с целью привлечь большее внимание и проводить популяризацию. Вот только популяризацию чего?

Теперь, судя по всему, здравый смысл начинает брать своё (по крайней мере, на это хочется надеяться), а потому и приходит понимание, что можно сколько угодно применять красивые и непонятные слова, но критерием повышения качества обученности это точно не является.

А система наставничества – продукт того самого СССР, которые долгие годы поливают грязью ультралиберальные элиты. Формировался этот продукт в 20-30 годы прошлого века, которые у нас упомянутыми лицами принято воспринимать исключительно как годы «большого террора». На самом деле, 20-30 годы и стали годами, когда в стране выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате непосредственно образовательного процесса, но и на производстве, в иных отраслях экономики и общественной деятельности.

Сама идея восстановления наставничества, бесспорно, хороша. Однако есть один нюанс: насколько она жизнеспособна в условиях рынка?

Здесь стоит рассмотреть следующий факт: на днях завершился конкурс «Лидеры практики наставничества». В ходе конкурса были выявлены победители, которых пообещали сделать своими подопечными такие будущие наставники как министры федерального правительства и крупные бизнесмены. Вдобавок каждый победитель получил по 1 млн рублей в виде гранта.

Как видно, система уже может и не возродиться в прежнем варианте – рынок диктует свои законы. А законы эти в том, что наставничество сразу же пытаются ассоциировать с деньгами. Возможно, это для сегодняшних реалий – вариант наиболее подходящий, и он способен стать золотой серединой в воспитании достойного специалиста на фоне взращивания общества потребления. Но у этой инициативы есть обратная сторона: если действовать только с таким подходом, то не превратится ли новое наставничество в вариант исключительно для элит? Готово ли государство вернуть наставничество в массовом плане? Ведь стране нужны не только, простите, эффективные менеджеры, которых возьмут под крыло другие менеджеры. Экономика воет без достаточно числа профессиональных слесарей, фрезеровщиков, станочников, врачей, инженеров, проектировщиков.

Если идея появилась, то нужно в её реализации идти до конца: наставничество должно стать массовым явлением, а не исключением из рыночных правил для галочки перед выборами. А массовая система наставничества предполагает поощрение самих наставников – и вот тут уже финансовая составляющая вполне актуальна. Как актуальна и системность, а не только разовые конкурсы.
Появилась информация, что Минтруд, Минобрнауки и Минпромторг приступили к проработке соответствующих вопросов. Стоит последить за результатами.

На площадке Всероссийского форума «Наставник», который проходит в Москве на ВДНХ, вручили призы социальным проектам, НКО, представителям бизнеса и частным лицам.

За наставничество в социальной сфере первое место заняла сотрудник Межрегиональной общественной организации «Старшие братья Старшие сестры» Александра Теплицына из Москвы. Жюри отметило индивидуальную помощь Александры детям и подросткам, находящихся в трудной жизненной ситуации. Второе место в этой номинации заняла сотрудник АНО «Центра содействия патриотическому воспитанию молодежи» Александра Ванюкова из Москвы за всероссийский проект «Эстафета поколений». А третье — Ольга Березина из организации «Согласие» в Томской области за использование технологии наставничества в сопровождении подростков, находящихся в конфликте с окружением и законом, сообщает сайт Агентства стратегических инициатив.

Самый юный наставник — руководитель конкурсной площадки «САМИ» Светлана Шерстнева (14 лет) из Томской области — отмечена специальным призом за проект городской конкурсной площадки «САМИ: создаем актив молодежных инициатив». В задачи площадки входит создание условий взаимного наставничества школьников в формате экономической игры для продвижения по социальной лестнице и обмена организаторским и творческим опытом.

Лучшим наставником в номинации «Дети учат детей» стал Кирилл Трушов из театра «Пиано» в Нижегородской области за инклюзивный фестиваль «Школа искусств». Это фестиваль для детей-инвалидов и здоровых детей, в котором проводниками, учителями и наставниками являются дети-инвалиды из театра «Пиано». Победителем в номинации «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве» стал основатель Фабрики предпринимательства и Фонда поддержки и развития бизнеса в Татарстане Айдар Булатов за образовательный курс «Фабрика предпринимательства» для начинающих и действующих предпринимателей.

Приз в номинации «Наставничество без границ» получила Мария Коновалова из Калужской области за проект Областной специальной библиотеки для слепых имени Н. Островского.

Гран-при конкурса «Наставник года» получил командир учебно-летного отряда компании «Аэрофлот» в Москве Николай Изосимов за адаптацию вновь принятых работников во всех производственных подразделениях, сопровождение во время прохождения специализированной подготовки в авиакомпании.

Конкурс проводится Агентством стратегических инициатив ради популяризации практик наставничества и менторинга в России, повышения социального статуса наставника, признания его роли. На участие в конкурсе наставников поступило более 4 тыс. заявок. Они принимались с 16 января по 2 февраля включительно по номинациям: «Наставничество на производстве», «Наставничество в социальной сфере», «Наставничество в образовании и кружковом движении», «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве», «Дети учат детей». Также предусмотрены две персональные номинации – гран-при «Наставник года» и «Руководитель года» (отбор победителей происходил из числа присланных заявок). Занявшие первые места в каждой из основных номинаций получат по 300 тыс. рублей, 200 тыс. рублей — за второе место и 100 тыс. рублей — за третье место.

Форум «Наставник», который проходит с 13 по 15 февраля на ВДНХ, направлен на развитие профессиональной среды наставничества. Он объединяет несколько тысяч наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших компаний, органов федеральной и региональной власти, а также сотрудников некоммерческих и образовательных учреждений.

С 13 по 15 февраля 2018 года Агентство стратегических инициатив проводит первый всероссийский форум «Наставник», направленный на развитие профессиональной среды наставничества. Форум пройдет в павильоне №75 на ВДНХ и объединит несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества на своих предприятиях: действующих наставников и представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений.
10 главных тем форума:
. Лучшие практики наставничества в предпринимательстве и промышленном производстве, которые вы можете использовать у себя.
. Как найти наставника? Как стать наставником?
. Формирование в России сообщества профессиональных наставников.
. Механизмы трансляции опыта наставников.
. Социальная роль и статус наставников в современном обществе.
. Наставничество как драйвер социальных и культурных изменений в обществе.
. Наставничество в цифровой экономике.
. Карьерное наставничество.
. Digital-наставники: поколения Z.
. Люди-легенды наставничества.
Деловая программа
Архитектура программы форума состоит из четырех основных блоков: «Наставничество на производстве», «Наставничество в бизнесе и предпринимательстве», «Наставничество в социальной сфере», «Наставничество в образовании и кружковом движении».

Отдельным треком станет хакатон Mentorhack по созданию IT-решений для развития движения. Участникам хакатона предложат разработать сервисы по поиску и подбору наставников, трекингу эффективности и оптимизации процессов наставничества.
Конкурс «Лучшие практики наставничества»
В рамках форума состоится конкурс «Лучшие практики наставничества», направленный на поиск готовых к тиражированию и внедрению успешных решений, а также представление их в широком формате на региональном и федеральном уровне.

Конкурс будет проводиться по пяти номинациям:
. «Наставник на производстве».
. «Наставник в бизнесе и предпринимательстве».
. «Наставник в образовании и кружковом движении».
. «Наставник в социальной сфере».
. «Дети учат детей».
Премия за первое место в каждой номинации составляет 300 000 руб.
За второе место в каждой номинации — 200 000 руб.
За третье место в каждой номинации — 100 000 руб.
Дополнительно учреждены две персональные номинации:
. Гран-при «Наставник года» — для подвижников наставничества, выпустивших несколько поколений молодых профессионалов. Премия 300 000 руб.
. «Руководитель года» — руководитель предприятия (более 5000 сотрудников), лично принимающий участие в наставничестве. Денежная премия не предусмотрена.
Внимание! Принять участие в конкурсе может любой желающий, обладающий соответствующим решением. Прием заявок открыт. Подробнее на сайте организатора: http://asi.ru/nastavniki/forum/.
Награждение победителей и лауреатов конкурса состоится 14 февраля.
МЕСТО: павильон №75.
ВРЕМЯ: 13-15 февраля с 10:00 до 18:00.
СТОИМОСТЬ: 13 и 15 февраля — дни открытого посещения форума с обязательной регистрацией. Ее можно пройти заранее онлайн на сайте https://leader-id.ru/, а также непосредственно во время посещения на стойках регистрации форума. 14 февраля — вход на мероприятие будет осуществляться по приглашениям.
КОНТАКТЫ: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

13-14 февраля 2018 года директор ГКУК КО «Областная специальная библиотека для слепых им.Н.Островского» М.П.Коновалова приняла участие в Первом Всероссийском форуме «Наставник» . В рамках форума проходило награждение победителей Первого Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества».

Данный конкурс проводится агентством стратегических инициатив с целью развития профессиональной среды наставничества.

На форуме обсуждались вопросы: как найти наставника; как стать наставником; формирование в России сообщества профессиональных наставников; механизмы трансляции опыта наставников; социальная роль и статус наставников в современном обществе; наставничество как драйвер социальных и культурных изменений в обществе и др.

Директор ГКУК КО «Областная специальная библиотека для слепых им.Н.Островского» М.П.Коновалова представила свой опыт наставничества, основная цель которого выявление перспективных студентов; сопровождение в профессиональной теоретической и практической деятельности; раскрытие их творческого потенциала, ведь на протяжении многих лет М.П.Коновалова является не только директором областной специальной библиотеки для слепых, но и к.п.н, доцентом, старшим преподавателем КГУ им.К.Э.Циолковского (на кафедрах: библиотечных дисциплин; социальной работы и социальных технологий). Педагогическая деятельность дает возможность выявить талантливых, творческих, перспективных студентов с дальнейшей реализацией их потенциала как в учреждениях культуры, так и в учреждениях образования и социальной сферы.Во время обучения в ВУЗе будущие специалисты посещают учреждения культуры, образования и социальной сферы города и области с целью применения теоретических знаний в практической отрасли и приобретают навыки проведения самостоятельных занятий с инвалидами всех категорий (читательские конференции, обсуждения и диспуты по русской и зарубежной литературе, подготовка и проведение викторин по различной тематике, обсуждение кинофильмов, спектаклей, встреч с писателями, поэтами). Значимым в практической деятельности будущих специалистов является индивидуальная и надомная работа с человеком- инвалидом по зрению, слуху, ДЦП и т.д.

Директор ГКУК КО «Областная специальная библиотека для слепых им.Н.Островского» М.П.Коновалова награждена дипломом в спецноминации «НАСТАВНИЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ» за проект «Мотивационный подход в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья». Почетную награду вручил лётчик-испытатель, герой СССР Виктор Пугачев.

Со столь значимым событием для Калужского региона первым поздравил Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов. Всяческую поддержку в подготовке и участии в данном форуме оказал министр культуры и туризма Калужской области П.А.Суслов.

Вы объявили о запуске конкурса по наставничеству. Давайте сначала разберемся с определениями. Наставник - это кто?

Светлана Чупшева: Это учитель в более широком понимании. Это мастер своего дела, практик, который готов передавать свои навыки, знания, делиться не только профессиональным, но и жизненным опытом. Уверена, что каждому в жизни такой наставник нужен, ведь все мы в чем-то талантливы, и нужно помочь эти таланты найти и раскрыть.

Хорошо. Какие задачи вы ставите перед собой, запуская конкурс?

Светлана Чупшева: Мы бы хотели собрать по всей стране лучшие примеры того, как можно организовать наставничество в различных областях - на производстве, в бизнесе, в социальной сфере, в образовании. Это должны быть универсальные готовые решения, чтобы практику, допустим, липецкой школы можно было использовать в Хабаровском крае. И, конечно, эти решения должны быть в чем-то уникальны. Не нужно изобретать велосипед, но новая "деталь", фишка должна быть обязательно.

Светлана Чупшева: На основе того, что удастся собрать, попробуем запустить движение наставничества во всех регионах. Точнее перезапустить, ведь в советское время это было распространенное явление, была целая система с конкурсами, наградами, в том числе на государственном уровне.

Немного отдает нафталином, не находите?

Светлана Чупшева: Нисколько. Хороший опыт надо переосмыслить, адаптировать к современным условиям. Наставничество - это связь поколений, и эту связь надо поддерживать, укреплять. Знаете, у меня сейчас перед глазами пример Николая Геннадьевича Варухина из Новгорода, который в 1967 году основал и до сих пор возглавляет Клуб юных моряков. Клуб получал от ВМФ списанные корабли, и дети под руководством Николая Геннадьевича их ремонтировали и выходили в рейсы. Сегодня у клуба четыре таких корабля. Дети стоят у штурвала, дежурят в радиорубке, работают у швартовых.

Есть целые династии наставников. Например, в "Росатоме" потомственный сварщик Александр Дуймамет, в 2015 году победив на чемпионате рабочих профессий в высокотехнологичных отраслях, к следующему году подготовил другого чемпиона, а годом позже - еще одного. Вот такие примеры нам нужны, вот таких наставников стране не хватает.

Хороший опыт 
надо переосмыслить, 
адаптировать к современным условиям. Наставничество - это связь поколений, 
и эту связь надо 
поддерживать, укреплять

Все же времена меняются. 70 % производственных профессий могут стать ненужными…

Светлана Чупшева: Конечно. Но меняясь под требования времени, крупные компании, госкорпорации начинают уделять все больше внимания программам наставничества. Они становятся еще более актуальными. В "Аэрофлоте" в рамках конкурса "Лучший по профессии" в прошлом году появилась новая номинация "Лучший наставник". Модифицируют свои наставнические программы в "Алросе", РЖД. На Челябинском трубопрокатном заводе есть очень интересная программа наставничества для студентов Первоуральского металлургического колледжа: там за каждым классом закреплен куратор от производства, он следит за успеваемостью, посещаемостью, знакомит со специальностью, передает свой жизненный опыт.

К тому же новые времена - это не только новые вызовы, но и новые возможности. Сейчас благодаря технологиям фактически не существует расстояний, наставника и его подопечного могут разделять тысячи километров, но передаче опыта это нисколько не мешает.

Среди номинаций конкурса есть и совсем очевидные вроде наставничества на производстве, но есть и необычные. Например, "Дети учат детей". Это о чем?

Светлана Чупшева: Современные дети давно во многом опередили взрослых - по скорости адаптации к современным технологиям, потребления и освоения информации. И многие из них готовы делиться своим опытом, находками со своими сверстниками, с младшими ребятами, причем находят для этого новые, необычные форматы. Кто-то онлайн готовит к олимпиадам или к ЕГЭ, кто-то создал канал на YouTube и дает своим подписчикам практические уроки по робототехнике. За них заявки на конкурс могут подать родители или образовательные организации.

Кстати, многие дети учат и взрослых, например, пользованию компьютером, навигации в Интернете. Мы такие практики тоже приветствуем.

А у вас в АСИ вы приветствуете опыт наставничества?

Светлана Чупшева: Конечно, многие наши сотрудники выступают в роли наставников. А не так давно вместе с нашими партнерами мы сделали проект для выпускников детских домов, чтобы помочь им адаптироваться во взрослой жизни и выстроить планы на будущее. Участвовали все директора АСИ.

Ну и в завершение. Когда и где мы узнаем имена победителей конкурса?

Светлана Чупшева: 14 февраля на форуме "Наставник", который пройдет в 75-м павильоне ВДНХ. Сам форум планируем сделать трехдневным и собрать на нем несколько тысяч всех тех, кто так или иначе связан с темой наставничества.

"Наставник на производстве": практики наставничества на рабочем месте;

"Наставник в бизнесе и предпринимательстве": практики взаимодействия опытных предпринимателей/компаний с начинающими предпринимателями;

"Наставник в образовании и кружковом движении": практики наставничества в основном, дополнительном и неформальном образовании;

"Наставник в социальной сфере": практики наставничества в интересах социализации, социальной адаптации, корпоративная социальная ответственность;

"Дети учат детей": наставники до 18 лет, действующие в кружковом движении и онлайн-среде.

Персональные номинации

Гран-при "Наставник года" - для подвижников наставничества, выпустивших несколько поколений молодых профессионалов;

Руководитель года - руководитель предприятия (более 5000 сотрудников), лично принимающий участие в наставничестве.