Ампирский стиль как основоположник прекрасной моды. Примеры стиля ампир в архитектуре франции и россии

В первой четверти девятнадцатого века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и зодчестве - ампир. В архитектуре стала появляться характерная для него атрибутика - монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и зодчестве узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и императорского Рима, черпая оттуда мощь и величие вычурных, но красивых элементов, тогда как его предшественник - классицизм - был ориентирован, в основном, на мягкие и гармоничные элементы.

Происхождение стиля

Ампир в архитектуре - это массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика - лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей. Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье.

После в стиль ампир в архитектуре начали вноситься нерасчленённые плоскости стен и пилонов, стилизованные сфинксы. Для этого времени характерной чертой являлось то, что египетские традиции сочетались достаточно органично с римскими, не переходя до определенных пор в эклектику. Историзм — другая характерная черта, отличающая стиль ампир в архитектуре, которая подчеркивала связь с величием древних императоров.

Идеология стиля

Жесткая идеологическая направленность ограничивала развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» насильно стал насаждаться Наполеоном по ходу его завоеваний. Например, в Германии и Австрии развилось в те времена направление «бидермайер», отчасти использующее мотивы ампира, однако противопоставляющее себя ему. В Англии возник «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским».

Имперский стиль в России

Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. Объяснялось это тем, что ей удалось сломить могущество Наполеона, и поэтому здесь он обрел собственные характерные черты. Он был мягче и пластичнее. Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси - русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другим в этом направлении является В. Стасов. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.

Завершение эпохи классицизма

Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций. Пластические идеи древнеегипетского зодчества, нерасчленённые большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающими четкость с геометрической правильностью цельных объемов и т. п. - все это отличало ампир. стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков.
В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N.

Такой экзотический декор только усиливал театральность в обстановке интерьера. Примеры ампира в архитектуре, по мнению специалистов, очень ярко характеризуют прямое заимствование некоторых типов и форм из предметного мира древности. К примеру, сооружались и соответствующим образом декорировались триумфальные арки и мемориальные обелиски.

На смену изысканности и тонкости

С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которых французский классицизм времен Людовика XVI еще недавно являлся образцом для подражания, начали откровенно следовать имперскому стилю.

После революции в Париже вновь из разных мест собрались многочисленные художники и зодчие, которые предпочли работать в этой новой стилистике. Ампир в зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений, имел достаточно космополитический характер, исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.

Санкт-Петербург

Это направление в 1810-1830 гг. начало проявляться в крупнейших градостроительных ансамблях. Примеры ампира в архитектуре Санкт-Петербурга - это известные Казанский собор и Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского и Искусств. Над ними работали такие выдающиеся зодчие как К. И. Росси и A. Н. Воронихин, Ж. Б. Тома де Томон и В. П. Стасов и другие.

Внешне русский ампир в архитектуре, примеры зданий которого буквально рассыпаны по всей северной столице, бросается в глаза прежде всего использованием классических ордерных систем, причём не только тосканских или дорических. Вслед за эпохой александровского классицизма появляется стремление к шику, парадности и монументальности, сочетающееся с мужественностью. Ампир в архитектуре, фото зданий которой свидетельствует о строгой симметричности и торжественности, наряду с лаконичностью своих форм изобилует и милитаристской символикой.

Завершающий «аккорд» русского ампира

Ампир в архитектуре, примеры зданий которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, явно выражает настроения того времени. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости. При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.

Закат «золотого века»

Таким образом, эпоха стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга, обрамленная сооружением двух наиболее грандиозных памятников — зданиями Казанского и Исаакиевского соборов, завершила тот этап в развитии города, когда было создано множество уникальных произведений зодчества. Однако если «золотой век» в русской литературе, живописи и музыке еще только начинался, то в русской архитектуре он близился к закату.

ВВЕДЕНИЕ

Исторические стили при создании интерьера ресторана с точки зрения глубины и достоверности могут быть использованы по-разному:

1) точное и глубокое использование стиля, не допускающее никакой исторической неточности, отступлений от традиций и правил;

2) менее глубокое использование стиля, допускающее творческую интерпретацию, которая выражается в гармоничном вписывании в любой другой интерьер сочетания некоторых архитектурных элементов и типичных деталей данного стиля. Таким образом, это уже не стиль, а своеобразная художественная стилизация;

3) использование лишь отдельных аксессуаров или элементов декора, акцентирующих внимание и вызывающих ассоциации именно с этим стилем, влияющих на общее впечатление, производимое интерьером.

В данной работе мы рассмотрим историческое происхождение стиля «Ампир».

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТИЛЯ «АМПИР»

стиль ампир интерьер

Ампир, или «Стиль империи» (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории или годом коронации Наполеона (1804), а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815).

Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима - высшая стадия искусства греческих Афин.

Наполеоновский Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж.-Л. Давиду.

Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого - идеалы свободы римской республики.

Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».

В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.

Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».

Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. оссианизм).

После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.

Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что, еще в период древнеримской империи, произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города.

В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.

Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской.

С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники -- бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.

В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.

Для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира -- яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах -- круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне (рис. 211, 216, 217).

Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича... так под влиянием раннее романтических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».

Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).

Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы.

И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».

Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.

Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830--1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира - неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему -- золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов.

Сегодня этот стиль выбирают сибариты (по названию древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью -- праздный, избалованный роскошью и удовольствиями человек; человек, любящий роскошь и удовольствия.), любители блеска и пышности. Дом или квартира в стиле ампир -- зеркало высокого дохода владельца, свидетельство достатка и приверженности традициям.

Сущность этого стиля выражена уже в его названии -- это монументальность, красота и роскошь.

Основные черты ампира -- геометричность, тяжеловесность, четкость форм, замысловатость отделки, изысканность декора. В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия.

Ампир -- монументален. Его характерные конструкции -- массивные, устойчивые, прямоугольные и арочные. В декоре используются античные архитектурные формы -- консоли, фризы, карнизы.

Ампир приемлет лишь дорогие природные материалы -- мрамор, цветные породы дерева, шелк, золото -- именно они придают гармонию этому стилю.

Полы покрывают дорогим паркетом.

Потолки окрашивают в белый цвет и расписываются, либо отделываются по углам декором или кессонами.

Исторически стены обтягивались шелком, драпированным на манер античных одежд, в современном варианте вполне подойдут дорогие виниловые обои со строгим рисунком. Удачным решением при оформлении стен будет использование медальонов в форме овала или ромба и обильно декорированные бордюры.

Окна в стиле ампир -- прямоугольные, устремленные вверх -- оформляются французскими шторами.

Двери в стиле ампир -- филенчатые, прямоугольные, с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

Для дизайна интерьера в стиле ампир характерны яркие, насыщенные цвета, Основными цветами стиля являются -- красный, синий, золотой, белый.

Часто используются цветовые контрасты -- красный цвет дополняется зеленым или черным, синий -- ярко-желтым. Возможно использование розового, пурпурного с золотым оттенком и фиолетового цвета.

В декоре преобладают такие орнаменты как скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, лавровые венки.

Цветовые решения стиля придают ему эффект парадного великолепия и театрального пафоса.

Одну из решающих ролей в создании стиля ампир играет освещение.

Широкие окна, большое количество зеркал в тонких рамках, величественные хрустальные люстры визуально расширяют пространство и создают атмосферу великосветского бала.

В интерьере ампир наиболее востребованы многорожковые светильники -- мраморные плафоны, изысканный металлический или бронзовый корпус, множество изящных хрустальных подвесок, создающий красочные блики.

Блеск и сияние, плавность форм и линий сделают помещение поистине великолепным.

Стиль ампир требует использования дорогостоящих натуральных тканей -- парчи, шелка, льна и др.

Для штор -- используют отделку бахромой и кистями.

Ткани украшают золотым шитьем -- классической наполеоновской пчелкой, арфой, лилией, кубками, лавром -- классическими символами королевской власти.

Мебель в стиле ампир -- массивная, роскошная, четкая. Предпочтение отдается прямоугольным, приземистым формам.

Мебель может быть как из красного дерева, так и из ореха или карельской березы. В качестве декоративных элементов используются бронзовые или позолоченные накладки с изображениями скрещенных мечей и копий, щитов и шлемов, лавровых венков.

Наиболее уместными в интерьере будут круглые столы, стулья со спинками в виде лиры, книжные шкафы с решетками, открытые серванты, круглые подставки для цветов, секретеры, табуреты с декоративными ножками, напоминающими колонны.

Мебель в стиле ампир расставляется симметрично. Массивные предметы в центре -- величественный шкаф, массивный сервант или монументальные часы завершат композицию.

Центральное место в ампире занимают детали -- сувениры из дальних стран, шкатулки, статуэтки, старинные вещи, наборы столовой посуды.

Аксессуаров не должно быть слишком много, они должны сочетаться по цвету с мебелью и гармонировать с общей идеей пространства. Предпочтительные материалы -- хрусталь, мрамор, дерево, глина. Оттенки -- черный, темно-зеленый или коричневый.

Важным элементом стиля являются также напольные часы. Выполняют их из тех же пород дерева, что и двери и оконные рамы, оформляют -- резьбой или инкрустацией.

Ампир -- это классика, а классика -- вечна. Ампир -- это богатство и роскошь, в этом интерьере легко почувствовать себя императором. Ампир -- это яркий, волшебный праздник -- он позволит Вам ежедневно ощущать атмосферу балов и светских приемов.

Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной. Особенно характерно проявление символики с военной тематикой (военные эмблемы, орнамент мечей, щитов, головных уборов). Присутствие во всем пафоса; проявление в формах лап животных - грифоны, львы, сфинксы.

Пол отделан паркетом; по краям и углам светлых потолков расположены декоративные элементы; стены драпируются тканями. Элементы золотятся. Ткань, особенно вощеный ситец, часто преобладает. Мебель удобная и мягкая и аксессуары везде - книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Для основательных и консервативных людей.

Ампир является финальным этапом классицизма, появившегося во второй половине XVIII века. В эпоху Наполеона Бонапарта классицизм переродился в официальный стиль, что нашло отражение в его названии. Слово «ампир» образовано от французского empire – «империя». Стиль быстро распространился не только во Франции, но и во многих других европейских государствах.

У себя на родине ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и величием дворцовых интерьеров. Законодателями этого стиля были придворные архитекторы Наполеона: Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Ампир в архитектуре является одним из так называемых королевских стилей, которые характеризуются театральностью во внешнем и внутреннем оформлении построек. К особенностям этого стиля относят обязательное наличие колонн, лепных карнизов, пилястров и других классических элементов. Кроме того, для ампира типично использование скульптур античного образца, а также скульптурных конструкций с грифонами, сфинксами, львами и т.п.

Подобные украшения в архитектуре стиля ампир расположены упорядоченно со строгим соблюдением симметрии. Идея могущества власти и государства подчеркивалась массивными монументальными формами и богатым декором с элементами военной символики, заимствованными из Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта.

Ампир в России

В начале XIX века французская культура была популярна среди высших слоев российского общества. В Петербурге и других городах многие государственные здания и дома богатых граждан строились архитекторами, приглашенными из других стран. Для постройки Исаакиевского собора император Александр I пригласил молодого французского архитектора Огюста Монферрана, который впоследствии стал основоположником «русского ампира».

В России этот стиль получил разделение на петербургский и московский. В основе этого деления лежали не столько территориальные признаки, сколько близость к классицизму, сильнее чувствовавшаяся в ампире. Самым известным архитектором петербургского направления стал Карл Росси, создавший ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Дворцовой площади со Зданием Генерального Штаба и триумфальной аркой и ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода.

Возрождение ампира, как величественного имперского стиля, произошло в Советском Союзе с середины 30-х до середины 50-х годов XX века. Это направление в архитектуре получило название «сталинский ампир».