Коды бюджетной классификации (КБК) и их особенности. Что такое код бюджетной классификации (КБК) Код бюджетной классификации российской федерации

Шпаргалка по применению кодов бюджетной классификации

Для чего нужны КБК

Коды бюджетной классификации (КБК) введены для того, чтобы упорядочить поступление денег в бюджет и их расходование. При помощи этих кодов происходит группировка бюджетных средств, в том числе налогов и страховых взносов. Например, все поступления налога на доходы физических лиц подразделяются на группы: НДФЛ, начисленный налоговыми агентами; НДФЛ, начисленный предпринимателями и прочими «частниками»; НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов нерезидентов и проч. И для каждой из названных групп предусмотрен отдельный код бюджетной классификации.

Где необходимо указать КБК

Прежде всего КБК необходимо указывать в платежных поручениях при перечислении налогов, сборов, пеней и штрафов. В действующей форме платежки, приведенной в приложении 3 к Положению Банка России от 19.06.12 № 383-П , для КБК предназначено поле 104 (подробнее о заполнении платежного поручения читайте в статье « »). Отметим, что в платежном поручении можно указать только один код бюджетной классификации. Если предстоит сделать платежи, относящиеся к двум, трем и более КБК, придется оформить две, три и более платежки.

Кроме того, КБК следует указывать в некоторых налоговых декларациях: по налогу на прибыль, по НДС, по транспортному налогу, а также в расчете по страховым взносам. Это позволяет инспекторам зафиксировать на лицевом счете налогоплательщика задолженность по платежу с тем или иным КБК. Как только от данного налогоплательщика поступит сумма, отмеченная этим КБК, задолженность будет погашена.

Из чего состоит код бюджетной классификации

Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфин России от 08.06.18 № 132н) каждый КБК состоит из 20-ти цифр (их называют разрядами).

Первые три разряда — это код главного администратора доходов бюджета. Для налоговых платежей, страховых взносов (кроме взносов «на травматизм») и госпошлин, данный код принимает значение «182», для платежей в ФСС «на травматизм» — «393».

Четвертый, пятый и шестой разряды показывают группу доходов. Для налога на прибыль и НДФЛ — это «101», для страховых взносов — «102», для НДС и акцизов — «103», для налога на имущество, транспортного и земельного налогов — «106», для единых налогов при «упрощенке», ЕНВД и ЕСХН — «105», для госпошлины — «108».

Разряды с седьмого по одиннадцатый используются для детализации внутри каждой группы доходов.

Двенадцатый и тринадцатый разряды показывают, в какой бюджет поступят деньги. Если указано «01», то средства предназначены для федерального бюджета, если «02», то для регионального. Значения «06», «07» и «08» означают бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС соответственно. Значения «03», «04» и «05» отведены для муниципальных бюджетов

Разряды с четырнадцатого по семнадцатый показывают, что именно перечисляет налогоплательщик или страхователь: основной платеж по налогу или взносу, пени, штрафы или проценты. Для налогов и некоторых видов взносов в случае основного платежа указывают «1000», в случае пеней — «2100», в случае штрафов — «3000» и в случае процентов — «2200».

Восемнадцатый, девятнадцатый и двадцатый разряды принимают следующие значения: при уплате налогов и госпошлины это «110», при уплате страховых взносов — «160», при перечислении платежей за пользование недрами или природными ресурсами — «120».

КБК для налогов и взносов за прошлые периоды

Министерство финансов периодически вносит изменения в перечень действующих КБК. В частности, в 2016 году обновились коды, относящиеся к страховым взносам, пеням и процентам (см. « »).

Бухгалтеру следует помнить одно важное правило: как только появляются новые значения КБК, прежние значения становятся недействующими, и применять их нельзя. Перечисляя налог или взнос за прошлый период, в платежке надо указать код бюджетной классификации, который актуален сейчас, а не в прошлом периоде. Именно поэтому для заполнения платежек лучше пользоваться веб-сервисом, где все необходимые обновления устанавливаются автоматически, без участия пользователя и вероятность допустить ошибку ничтожно мала.

К слову, для некоторых налогов предусмотрен отдельный действующий КБК для платежей за прошлые периоды. В качестве примера можно привести единый налог на вмененный доход. Существует актуальный код, который необходимо указать в случае, когда в 2019 году «вмененщик» перечисляет ЕНВД за периоды, истекшие до 1 января 2011 года. Аналогичные коды введены для УСН и единого сельхозналога.

Если же специальный КБК для платежей за прошлые периоды не предусмотрен, то актуальный код действует в отношении всех перечислений независимо от периода. Это относится, в числе прочего, к налогу на прибыль, НДС, НДФЛ и страховым взносам.

Точно так же обстоит дело с кодами, которые необходимо указывать в уточненных декларациях за прошлые периоды. Если налогоплательщик в 2019 году подает «уточненку» за 2018 год или более ранние периоды, он должен проставить КБК, действующий в 2019 году. В противном случае получится, что на лицевом счете задолженность значится по устаревшему коду, а платеж поступил по актуальному коду. В результате задолженность останется непогашенной.

При заполнении платежек или деклараций в веб-сервисе бухгалтеру или предпринимателю не придется отслеживать все эти тонкости. При указании вида налога, периода платежа и статуса декларации сервис просто не даст указать неверные значения.

Что делать, если КБК указан с ошибкой

В теории неверно указанный в платежке код бюджетной классификации (равно как и устаревший КБК) не означает, что налог или взнос не уплачен. Это прямо следует из статьи 45 НК РФ. Но на практике инспекция и казначейство не в состоянии быстро разобраться, как отразить ошибочный платеж на лицевом счете. И до тех пор, пока платеж не будет зачтен, за налогоплательщиком останется недоимка.

Если ошибка допущена при заполнении декларации, то достаточно подать «уточненку» с правильным КБК, и инцидент будет исчерпан.

Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн».

Структура кода

Доходы бюджетов

1 2 3 4
Главный администратор доходов бюджета Вид доходов Подвид доходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящаяся к доходам бюджетов
Группа Подгруппа Статья Подстатья Элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Расходы бюджетов

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

1 2 3 4 5 6
Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящаяся к расходам бюджетов
Программа Подпрограмма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Пояснения

Структура кода доходов представлена в виде четырех составных частей.

  • Администратор
  • Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
  • Программа (подпрограмма)
  • ЭКД (экономическая классификация доходов)

Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений.

Вид доходов инкапсулирует в себе:

  • группу - один знак
  • подгруппу - два знака (1 - , 2 - безвозмездные поступления, 3 - доходы от предпринимательской деятельности)
  • статью - два знака
  • подстатью - три знака
  • элемент - два знака (определяет вид бюджета). Коды элементов:
    • 01 - федеральный бюджет
    • 02 - бюджет
    • 03 - местный бюджет
    • 04 - бюджет городского округа
    • 05 - бюджет муниципального района
    • 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ
    • 07 - бюджет Фонда социального страхования РФ
    • 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования
    • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования
    • 10 - бюджет поселения

Муниципальные районы, не перешедшие на 131 закон указываются с кодом элемента 03.

Конкретизирует код дохода экономическая классификация (три значения)

адм гр/подгр ст/подст элем пр/подпр экд

000 - 1 00 - 00000 - 05 - 0000 - 110

при заполнении расчетного документа в знаках 14-17

  • 1000 = уплата налога (сбора)
  • 2000 = уплата пеней и процентов
  • 3000 = уплата штрафов

Структура кода расходов представлена в виде пяти составных частей.

  • Администратор (три знака)
  • Раздел (подраздел) (четыре знака)
  • Целевая статья расходов (семь знаков)
  • Вид расхода (три знака)
  • ЭКР (экономическая классификация расходов) (три знака)

Раздел(подраздел) конкретизируется следующими характеристиками: рзд подрзд

  • 01 00 - Общегосударственные вопросы (15 подразделов)
  • 02 00 - Национальная оборона (8 подразделов)
  • 03 00 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 подразделов)
  • 04 00 - Национальная экономика (11 подразделов)
  • 05 00 - Жилищно-коммунальное хозяйство (4 подраздела)
  • 06 00 - Охрана окружающей среды (4 подраздела)
  • 07 00 - Образование (9 подразделов)
  • 08 00 - Культура, кинематография и средства массовой информации (6 подразделов)
  • 09 00 - Здравоохранение и спорт (4 подраздела)
  • 10 00 - Социальная политика (6 подразделов)
  • 11 00 - Межбюджетные трансферты (4 раздела)

Классификация разделов(подразделов) является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Структура подразделов построена таким образом, чтобы достичь более детализированной конкретизации. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов в процессе формирования соответствующих бюджетов

Нормативная база

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 145-ФЗ)

КБК, администрируемые Федеральной налоговой службой

  • Коды бюджетной классификации по налогам, взносам и прочим платежам, администрируемым ФНС и внебюджетными фондами на 2012 год
  • Коды бюджетной классификации по налогам, взносов и прочих платежей, администрируемых ФНС и внебюджетными фондами на 2011 год
  • Коды бюджетной классификации - 2010
  • Коды бюджетной классификации - 2009
  • Коды бюджетной классификации - 2008
  • Коды бюджетной классификации - 2007
  • Коды бюджетной классификации - 2005
  • Коды бюджетной классификации КБК на 2003 год

Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое "Коды бюджетной классификации" в других словарях:

    Коды бюджетной классификации - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Коды бюджетной классификации (КБК) принято делить на доходные и расходные. Оба вида имеют двадцатизначные значения … Википедия

    Код бюджетной классификации - (КБК) – специальный цифровой код, используемый для группировки статей государственного бюджета. Понятие КБК введено Бюджетным кодексом РФ от 31 июля1998 года № 145 ФЗ. Закон определяет его как «группировку доходов, расходов и источников… … Банковская энциклопедия

    Бюджет - (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… … Энциклопедия инвестора - Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Бюджет РФ

    КБК - Классификация библиотеки Конгресса США (КБК) Коды бюджетной классификации Коэффициент биоконцентрирования Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи … Википедия

    Федеральный бюджет РФ - Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия

    Федеральный бюджет Российской Федерации - Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия

КБК – это код бюджетной классификации, который состоит из двадцати цифр. Используются коды для распределения доходной и расходной части всех бюджетов уровней в Российской Федерации. Иметь достоверные сведения о кодах, существующих на момент проведения платежа, когда получателем является один из бюджетов, крайне важно, чтобы сам платеж не пошел «не туда», и чтобы не последовала отмена транзакции или же вовсе потеря средств.

По КБК оплачиваются абсолютно все взносы, налоги, иные платежи в бюджеты. В зависимости от места нахождения плательщика и получателя денежных средств, а также целевого назначения платежа цифровые значения отличаются друг от друга.

Из чего состоит обозначение

Коды КБК устанавливаются законодателем на определенный промежуток времени, как правило, на год. Начиная с 2016 года, бюджетная классификация включает:

  • классификацию всех доходов бюджетов;
  • классификацию всех расходов бюджетов;
  • классификацию всех источников финансирования;
  • классификацию всех источников финансирования дефицитов бюджета.

Чтобы понять принцип работы КБК, необходимо рассмотреть их подробнее, разобраться с их расшифровкой и обозначением комбинаций цифр. Некоторые сложности возникают как раз от незнания того, из чего состоят коды и как их определять для проведения операции по перечислению денег.

Коды бюджетной классификации имеют свои составляющие.

  • Администратор (первые три цифры).
  • Виды доходной части (элемент, статья и группа, а также подстатья и подгруппа – цифры от 4 до 13).
  • Классификация доходов (14-20 разряды).

Первые три цифры обозначают администратора, на чье имя поступают определенные доходные платежи или поступления, — это может быть, например Пенсионный фонд (код 392), Фонд социального страхования (код 393), Федеральная налоговая служба (код 182) и другие. За ними следует классификация и распределение видов и подвидов. Виды включают в себя группу, подгруппу, статью, три знака подстатьи и элемент.

Коды элементов КБК доходов распределяются по десяткам. Их распределение происходит следующим образом:

Код Наименование
01 бюджет всей страны
02 отдельно обособленного образования в составе РФ (субъекта)
03 местный бюджет
04 городскому округу
05 для муниципалитета
06 Пенсионный фонд Российской Федерации
07 для Фонда социального страхования
08 относится к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
09 территориальный фонд обязательного медицинского страхования
10 бюджет поселения

Итак, код бюджетной классификации Российской Федерации имеет такую расшифровку: первые три цифры кода определены получателю и распорядителю, следующие четыре определяют раздел и подраздел, последующие семь знаков определяют целевую статью, затем идут три знака вида расходов и завершается код тремя цифрами экономической классификации расходов.

Изменения в кодах бюджетной классификации: видео

Разделы по кодам

Составляющие части включают в себя также разделы и подразделы, для которых определены свои номера. При этом раздел и подраздел используются неотъемлемо друг от друга и всегда выглядят таким образом:

Раздел
01 00 вопросы государственного характера, которые содержатся в пятнадцати подразделах (например, 0115, или 0108)
02 00 установлено для национальной обороны, в этом разделе подразделов 8
03 00 национальная безопасность и правоохранительная деятельность
04 00 экономика (составных подразделов 11)
05 00 ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство)
06 00 сфера охраны окружающей среды
07 00 сфера образования и науки
08 00 СМИ, кинематограф, культура
09 00 спорт и охрана здоровья
10 00 социальная политика
11 00 трансферты между бюджетами

Вот некоторые обозначения расходов, что означает КБК.

Следует знать, что все оплачиваемые взносы в ФФОМС и ТФОМС администрирует ПФР. Для взимания налогов и сборов определены такие подвиды с 14 по 17 цифру:

  • 1000 – недоимка или существующая задолженность, выраженная в конкретной сумме платежа, и по отмененному;
  • 2000 – применяется в том случае, когда на задолженность по платежу начислена пеня или проценты (в отношении уплачиваемого платежа);
  • 3000 – указывается при оплате штрафов;
  • 4000 – для других платежей.

Отдельные виды кодов классификатора

Коды доходов бюджетной классификации установлены в 12 и 13 цифровых обозначениях и определяется для налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету системы Российской Федерации по критериям распределения полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами муниципалитета.

Коды элементов для неналоговых доходов определяются также в зависимости от полномочий того органа власти, который управляет внебюджетными государственными фондами Российской Федерации. А по безвозмездным поступлениям код устанавливается по трансферту получателя и зависит от того, кому он назначается.

Кроме того, существуют целые правительственные программы, по которым устанавливаются и КБК возврата из бюджета. Таким образом, при назначении отправленного платежа или для того, чтобы получить возврат из бюджета по государственной программе, нужно внимательно следить за указанием цифр из классификатора. Для некоторых платежей такие коды генерирует Пенсионный фонд и налоговая.

Изменения в 2016 году

С 1 января 2016 года изменились коды КБК по платежам в Пенсионный фонд. В соответствии с приказом № 90н, были внесены изменения в коды подвида доходов бюджетов для КБК по обязательному пенсионному страхованию:

  • 2100 – применяется во время перечисления пени;
  • 2200 – для погашения процентов, которые начисляются за время действия отсрочки погашения.

Бюджетная классификация бывает как по расходам, так и по доходам. По кодам доходов определяют, что за доходы поступили в бюджеты разных уровней. Чтобы узнать какой код дохода бюджетной системы РФ применить, используйте Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Из чего состоит структура кода классификации доходов бюджетов

Структура КБК по доходам остается двадцатизначной и является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета

Код вида доходов бюджетов

Код подвида доходов бюджетов

группа доходов

подгруппа доходов

статья доходов

подстатья доходов

элемент доходов

группа подвида доходов бюджетов

аналитическая группа подвида доходов бюджетов

С 2016 года код подвида доходов детализирован на:

  • группы подвида доходов бюджетов (14 - 17 разряды);
  • аналитической группы подвида доходов бюджетов (18 - 20 разряды).

Аналитическая группа подвида доходов бюджетов введена бюджетным законодательством вместо КОСГУ по доходам и является группировкой доходов по их экономическому содержанию.

Целевой характер доходов определяется видом и подвидом доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Коды доходов закрепляют за администраторами доходов. У каждого их них есть свой код главного администратора. Они начисляют доходы в бюджетном учете, а также отражают их поступление в бюджет. Для этого им открывают отдельные лицевые счета в органах Казначейства России.

Как правило, главными администраторами являются органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями.

Как применяют коды подвидов доходов бюджетов

Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган. Это уполномоченные органы власти, которые ведут учет по исполнению бюджета. К ним относятся: Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Они формируют перечень таких кодов с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемых Минфином России (далее – Общие требования).

Финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать детализацию кода подвида доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта Российской Федерации в том случае, если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета в соответствии с законодательством и приложением 7к Указаниям № 65н.

Финансовый орган муниципального образования формирует перечень подвидов доходов, с учетом Общих требований и детализации, если она установлено соответствующим субъектом Российской Федерации.

Администраторы доходов бюджета доводят до плательщиков полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов.

  • 000 1 13 01992 02 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации";
  • 000 1 13 02992 02 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации";
  • 000 1 16 90020 02 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации".

Как применяют группы подвида доходов

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций и состоит из групп:

  • 100 – Доходы. В группу 100 "Доходы" входят статьи (подстатьи) 110 – 180 ;
  • 400 - Выбытие нефинансовых активов. В группу 400 "Выбытие нефинансовых активов" входят статьи (подстатьи) 410 – 440;

Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждает Минфин России.

При этом, на 7 разряде подвида доходов (3 разряд аналитической группы подвида доходов), свободном от обязательной детализации, финансовый орган субъекта Российской Федерации может установить дополнительную детализацию аналитической группы подвида доходов.

Например, аналитическая группа подвида доходов 180 "Прочие доходы" может быть детализирована:

  • 181 "Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных), негосударственных организаций";
  • 182 "Гранты и иные целевые безвозмездные поступления", 183 "Иные безвозмездные поступления";
  • 189 "Иные прочие доходы" и т.д).

Об это сказано в письме Минфина России от 14.05.2015 № 02-05-11/27759.

Примеры кодов доходов бюджетов

  1. Штрафные санкции, взыскиваемые с поставщика, относят на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ и отражаются по коду доходов:
  • 000 1 16 46000 01 6000 140 "Поступления сумм в возмещение ущерба в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств Федерального дорожного фонда, либо в связи с уклонением от заключения таких контрактов или иных договоров (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)";
  • 000 1 16 46000 01 7000 140 "Поступления сумм в возмещение ущерба в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств Федерального дорожного фонда, либо в связи с уклонением от заключения таких контрактов или иных договоров (федеральные казенные учреждения)".

При этом, поступления в бюджеты бюджетной системы РФ денежных взысканий (штрафов), налагаемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг", осуществляются по коду бюджетной классификации:

  • 000 1 16 33000 00 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг" с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов.
  1. Если учреждение реализует нефинансовый актив, например, автомобиль - основное средство или запчасть к нему – материальный запас, то примените группу подвида доходов:
  • статью 410 "Уменьшение стоимости основных средств" КОСГУ отражаются доходы от выбытия основных средств, в том числе от их реализации;
  • статью 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ отражаются доходы от выбытия материальных запасов, в том числе от их реализации.
  1. Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 000 1 13 02991 01 0300 130 "Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета" с указанием в 14 - 17 разрядах кода соответствующего кода подвида доходов бюджета.

Код подвида доходов для федеральных казенных учреждений, не относящихся к учреждениям уголовно-исполнительной системы и не являющихся загранучреждениями, применяют 0300 - средства, поступающие от деятельности прочих учреждений.