Национальный свадебный наряд татар. Татарский народный костюм (фото)

Одежда - это тот атрибут, по которому в первую очередь идентифицируют человека и относят его к определённой национальности, религии, профессии.

Традиционный костюм всегда был отличительной чертой определённой нации или народности. Хотя отличий в стиле одежды современных европейцев и азиатов практически нет, традиционный костюм по-прежнему остаётся предметом гордости для каждого народа.

Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа.

История наряда

Свою историю классический татарский костюм начал с XVIII века. Татарский наряд - явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, которая имела существенные отличия от того, что надевали другие представители этой национальности. Например, традиционный наряд крымских татар сильно отличался от одежды поволжских. Наибольшее влияние на оформление народного костюма оказали именно последние .

На характер одежды повлияла религия и традиции Востока: она украшалась изящными орнаментами, учитывала высокие нормы морали. Но главный фактор, который обусловил внешний вид и состав татарского наряда, - это странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобна для езды верхом. В ней было комфортно и летом, и зимой. Она лёгкая, но при этом тёплая.

О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.

В пошиве костюма использовались разные материалы:

  • ткань;
  • натуральная кожа;
  • войлок (верблюжий или овечий).

В наше время национальный костюм татар в обиходе почти не встречается. Но он широко используется в качестве сценического и танцевального наряда.

Особенности костюма

Костюм татар состоит из рубашки (кулмэк), шароваров (ыщтын) и распашного халата. Шьётся он в минималистичной цветовой гамме. Самые популярные цвета - бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Наряд, обувь и головной убор обильно украшены декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, монеты и бусины. Чаще всего используются растительные узоры.

Мужской и женский костюм имеют мало отличий. В обоих случаях присутствует рубаха в виде туники с глубоким нагрудным вырезом и клиньями по бокам. Она очень просторная и не стесняет движений. В Татарстане вместо выреза на груди используется воротничок-стойка. Поскольку рубаха очень просторная, она носится без пояса. В прошлом женская туника по длине достигала ступней .

Рубаха изготавливалась из хлопка, шерсти, шелка и даже парчи. Она украшалась яркими ленточками, золотой тесьмой, тончайшим кружевом или бижутерией. Женщины под нее надевали тешелдрек или кукрекче, которые закрывали нагрудный вырез. Шаровары изготавливались из плотной льняной ткани: женские - из однотонной материи, мужские - из полосатой.

Верх, который надевался на сорочку, распашной. Лёгкая приталенность этой одежды придаёт татаркам грациозность. Верхняя одежда запахивается вправо и имеет боковые клинья. Татарский наряд невозможен без пояса - вязанного или текстильного.

Женский костюм длиннее мужского и выглядит богаче благодаря аппликациям, меху и вышивке. Сверху рубашки женщины носили халаты и блузки, изящные распашные камзолы, длина которых достигала бёдер или колен.

Сам камзол мог быть с рукавами или без них. Его пойма, рукава и подол украшались монетами, перьями или тесьмой. Туника тоже богато украшалась . Безрукавка надевалась поверх рубахи. Она изготавливалась из бархатного материала и дополнялась мехом или позолоченной тесьмой. Пояс - ещё один важный элемент татарского костюма. Он изготавливался с применением крупных золотых и серебряных пряжек. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы.

Украшения

По украшениям судили о достатке семьи. Количество и качество нарядов говорило не только о женщине, но и о паре в целом. Девушка обязательно надевала на себя множество дополнительных украшений:

  • кольца, перстни, печатки;
  • серьги, разнообразные накостники;
  • подвески, ожерелья;
  • монисто, браслеты;
  • поясные пряжки.

Серьги - обязательный атрибут татарки , который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов. Украшения для шеи имели практическое значение: они закрывали глубокий вырез на груди костюма.

Татарки из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.

Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней. Ещё один чисто татарский элемент - перевязь. Это полоска ткани, которая носилась через плечо. У верующих имелись специальные карманы, в которых они носили выдержки из Корана. Мужчины тоже украшали себя и носили перстни с крупными камнями, а также пряжки.

Косметика

Идеал татарской красавицы - чёрные блестящие волосы, белая кожа лица и рук, миндалевидные глаза. Чтобы достичь такого эффекта, девушки красили брови усьмой, ресницы - сурьмой, лицо - китайскими белилами, ногти - хной. Волосы мыли кислым молоком , это обеспечивало их здоровье и активный рост. Для татарки за правило было иметь длинные и ухоженные волосы. Часто девушки заплетали две косы с прямым пробором. Тело они мазали восточными ароматическими средствами: розовым маслом, соком душистого базилика.

Это видео познакомит вас с татарской культурой.

Головные уборы

Головной убор мужчины состоял из верха и низа. К первым относится тюбетейка, на которую сверху надевался колпак (войлочная шапка) или чалма. Колпак представляет собой конусообразную шляпу с прямыми или загнутыми полями. Такой головной убор носили богатые татары . Снаружи он украшался атласом или бархатом, а внутри выстилался мягким белым войлоком. Пёстрые тюбетейки использовала молодёжь, татары постарше предпочитали однотонные варианты.

Внешний вид головного убора говорил о семейном положении татарки. Юные носили однотипную тканевую или меховую шапочку бурек или такию. Она украшалась вышивкой, бусинами, серебром и кораллами. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из трёх частей. Нижняя часть закрепляла волосы (татарки часто носили две косы), потом шло покрывало, и затем обруч, повязка, платочек или шапка, задача которых - фиксировать покрывало.

Обувь

В роли обуви в традиционном татарском костюме использовались сапоги читек или ичиги - их носят в течение всего года, надевая на тканые чулки. Летом используются модели с мягкой кожей, зимой - с грубой. Обыденные варианты были чёрного цвета , праздничные украшались мозаичным орнаментом, аппликацией и вышивкой. Традиционная рабочая обувь - разновидность русских лаптей, которая называется чабата. Обувь обязательно была с завёрнутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. В наряде для детей постарше появляются первые различия. Прежде всего, разница видна в расцветке. Наряд юных красавиц выполнялся в бордовом, синем или зелёном цвете, костюм мальчиков выполнялся в лаконичных чёрных или синих тонах. По мере взросления в одежде ребенка прибавлялись аксессуары, изменялась обувь и головные уборы.

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны - именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды - классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Сейчас наряд может иметь другой фасон и длину, но в нём сохранились узнаваемые детали. К последним относится растительный орнамент, неизменная шапочка-калфак, большое количество украшений как на девушке, так и на самом костюме. Калфак шьётся в тон платью, он может быть однотонным, а также иметь форму, немного отличающуюся от классической.

Ткань и орнаменты

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс - толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань - волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля - ступенчатые зазоры.
  • Досочный - нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии . Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной - мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой - колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый - хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность - когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Национальный костюм - это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной - изящество, удобство и достоинство.

Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.

Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному.

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.


Традиционные костюмы народов России — это воплощение их индивидуальных особенностей. Каждый регион имеет свои отличия в фасоне, цветовой гамме и аксессуарах. Главными отличительными чертами татарской национальной одежды являются богатые полотна и изысканная фурнитура. Татары уделяют большое внимание своим традиционным нарядам и иногда используют их в современной жизни.

История

Костюм каждого народа имеет свою историю и формируется на протяжении многих веков. Хоть общие черты татарского костюма и были определены задолго до этого времени, тот наряд, который сегодня считается традиционным, татары сформировали в XVIII веке.

За основу традиционного наряда современные татары взяли наряд поволжских булгар и немного его модернизировали. Большую роль в этом процессе сыграла вера народа. Ислам не только внес свою лепту в формировании цвета и появлении новых штрихов в уже готовый костюм, но и дополнил наряды татар длинным распашным халатом.

В доисламский период, женщины в Волжской Булгарии были, как и мужчины, наездниками. Что отразилось и в их повседневной одежде. Они носили заправленные в штаны брюки и куртки «камзолы». Но, новая роль женщины в обществе отразилась и на их нарядах. «Тюркские» штаны сменились красивыми длинными платьями.

Очень большое значение в татарской культуре имеет традиционный орнамент. До принятия Ислама, татары использовали его узоры в виде стилизованных животных. Новое мировоззрение повлияло не только на культуру татар в целом, но и традиционный орнамент.

Животные все чаще стали заменяться растениями и цветами. Маки и тюльпаны, колокольчики и ромашки, георгины и хризантемы. По виду отображающихся цветов и растений можно понять, в каком регионе жил тот или иной мастер. Каждый мотив, используемый при изготовлении орнамента имеет свою трактовку. Сочетание узоров в таком орнаменте имеет важное значение.

Орнаментом украшали наиболее важные части рубашки. У женщин его можно встретить в районе груди. Считалось, что с помощью орнамента можно увеличить приток молока, и продлить период кормления грудью. Что, в свою очередь, поможет сделать детей крепкими и здоровыми.

Женский народный костюм

Традиционная одежда татарок состоит из рубахи с длинными рукавами с удлиненным низом. Рукава и низ рубахи декорировались красивыми воланами. Обязательным атрибутом женского наряда являются массивные украшения. Их размещали на груди, спине и в виде тяжелых сережек в ушах. Массивные серьги татарки носили, начиная с 3-летнего возраста и заканчивая в глубокой старости.

Поверх рубахи надевался камзол. Он мог быть изготовлен из однотонного или цветного бархата. Зимний вариант такого наряда дополнялся мехом, а летний – золотой тесьмой. Под рубаху обязательно надевались специальные нагрудники, которые закрывали вырез на груди.

Важной частью традиционного наряда женщины является головной убор. До брака девушки носили вязаные шапочки белого цвета. Замужние женщины поверх такого головного убора надевали платки или покрывала. Женщинам после свадьбы разрешали сменить белый калфак на головной убор, напоминающий тюбетейку. Татарские женщины показывали свое мастерство, украшая свой головной убор вышивкой золотыми нитями, бусинами и монетами.

Замужние женщины использовали в своем наряде покрывало. Применение этого аксессуара имеет языческие истоки. Считалось, что если покрыть волосы, то злые духи не смогут причинить вреда. Ислам видоизменил эту традицию, но смысл покрывать голову остался прежним. Женщины после свадьбы подвязывали такими покрывалами головной убор. В XIX веке на его смену пришел специальный головной платок.

Женские шаровары шились из однотонной ткани. И мужчины, и женщины носили чулки. Их вязали из шерстяных ниток или шили из самодельного сукна. Поверх таких чулок надевались кожаные сапоги (на праздники) или лапти (повседневная обувь).

Булгары очень хорошо научились обрабатывать кожу и шерсть. Изготовленные таким образом ткани очень высоко ценились на рынках Европы и Азии. Но, в XIX веке юфь и сафьян «булгарского изготовления» были заменены на фабричный товар. Это сильно отразилось на внешнем виде. Цветовая гамма стала менее яркой. Но, сама верхняя одежда стала более функциональной. Фабричная ткань выдерживала большие нагрузки, но не могла дать того, что давала ткань, произведенная с помощью ручных механизмов.

Мужской костюм

Татарские мужчины носили одежду, которые мало чем отличались от женского наряда. Да, они не были такими «живописными» и имели меньшую длину. Но, фасон мужской повседневной одежды, практически не отличался от женского наряда. Его основными элементами были широкая рубаха с воротником-стойкой и боковыми клиньями. Ее носили без пояса. В зависимости от времени года она могла быть шерстяной, шелковой или хлопковой.

Мужские шаровары шились из полосатой ткани. Покрой этой части костюма мало чем отличался от покроя штанов других тюркоязычных народов. Его еще называли «штаны широким шагом». Поверх рубахи надевался камзол. Он имел приталенный силуэт и запахивался на правый бок. Интересно, что вплоть до первой четверти XX века татары не носили нижней одежды. Рубахи и штаны надевались на голое тело.

Главным головным убором каждого мусульманина является тюбетейка. В зимнее время года, поверх нее мужчины надевали меховую или стеганую шапку. Она хорошо защищала от мороза и согревала голову. Такая шапка шилась из каракуля или шерсти куницы, бобра и соболя.

Важным атрибутом традиционной верхней мужской одежды был матерчатый пояс. Его изготавливали из самотканых или сшитых полотен. В музеях этнографии сегодня можно встретить такие пояса с богато украшенными пряжками из серебра. Хоть казанские татары и рано отказались от такого пояса, у сибирских и астраханских татар он был популярен вплоть до XX века.

В качестве обуви татары использовали национальные сапожки – ичиги. Их шили из сафьяна или юфти, дополняли различной вышивкой и подошвой из мягкой кожи. Кожаная обувь была доступна только зажиточным горожанам и представителям духовенства. В непогоду, при выходе из дому на ичиги надевали сапоги, а зимой полуваленки.

Украшения и аксессуары

Украшения — это важная часть татарского наряда. Женщины украшали свои наряды изделиями из серебра, яшмы, бирюзы и даже коралла. Суммарный вес всех украшений мог достигать шести килограмм. Казанские ювелиры даже освоили свою технику изготовления украшений – бугорчатую скань. С ее помощью они создавали кольца, серьги и тяжелые подвески. Которые широко использовались для украшения.

Многие украшения применялись не только для придания одежде художественной ценности, но и в виде оберега. От дурного сглаза защищала бирюза. Любовь и верность супругов можно было достичь, только при носке одинакового количества браслетов на обеих руках.

Самыми популярными украшениями женской национальной одежды татар были воротниковые и поясничные застежки и браслеты. Нагрудная перевязь, украшенная драгоценными камнями и ювелирными изделиями, собиралась с рождения девочки и до ее выхода замуж. В специальные кармашки такой перевязи прятали суры Корана, защищающие ее владелицу.

Мужчины в качестве украшений использовали перстни-печати, подтверждающие их личность.

Особенности свадебного (праздничного) наряда

Праздничная одежда татар отличается от повседневной. И мужской и женский праздничный костюм выглядит богаче и легче. Особенно ярко в этом плане заметны отличия в женской одежде. Он состоял из тонкой рубахи из шелка и расшитого золотом парчового камзола. Широкий подол рубахи украшался снизу яркими шелковыми лентами. И конечно весь наряд дополнялся особыми, «праздничными» украшениями. Вырез рубахи обшивался специальным орнаментом-цепочкой.

Ткани и цвета

Историки, с помощью этнографических исследований, выяснили, что до XIX века мужской татарский национальный костюм состоял преимущественно из белых, красных, золотых, зеленых и черных тканей. Женщины предпочитали материалы розового, голубого и оранжевых расцветок. Но ближе к XX веку «колор» изменился. Чаще стали использоваться ткани фиолетовых, синих, желтых и красных тканей.

Особое место в палитре татарского костюма отведено зеленому цвету. Он считается знаком особого отличия и чтится всеми мусульманскими народами. Этот цвет символизирует райские сады и изобилие.

До появления фабричных тканей, элементы верхней одежды шились из самодельного сукна. Рубашки шили из холста. Их украшали нашивками и различной вышивкой. Самыми популярными тканями, используемыми в костюме, считаются хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые полотна.

Разновидности по регионам

Татары Волго-Уральского региона состоят из двух этносов: мишарей и казанских татар. У них есть отличия в языке и культуре. В их национальных костюмах также есть отличия. Мужской костюм мишарей и казанцев мало отличается. А вот в женском наряде отличия были более существенными. Здесь большое влияние отводилось тканевым аппликациям и всевозможным нашивкам.

Изначально рубахи казанских татарок и мишарок шились из домотканых материалов. Но, затем девушки-мишари стали больше использовать ситец. Этот материал видоизменил форму туники. Она стала более пышной, на плечах появились оборки.

В женский наряд обязательно входил передник. У различных татарских субэтносов его назначение было различным. У татар Окско-Сурского междуречья передник использовался в рабочем костюме, а в районах Северного Приуралья и Предкамья его обязательно надевали во время праздников. Конечно внешний вид таких передников сильно отличался.

Костюм крымских татар

Очень сильно отличается одежда крымских татар от казанских. Они первыми заменили шаровары на широкие юбки, которые подчеркивали фигуру женщины. Особое отношение у крымчан было к различным отверстиям в одежде. Они обрабатывались специальными узорами. Считалось, что они могли даже спасти жизнь своего владельцу.

В наряд крымской татарки входят широки и просторные рубахи, длинные изящные платья и кафтаны, которые традиционно окрашивались в малиновые и розовые цвета. Обязательным являлась носка шапочки из бархата, которые украшались монетками, золотыми и серебряными нитями.

Мужской костюм представителя этого народа представляет набор из рубахи с косым воротом, шаровар и тюбетейки. Поверх рубашки обязательно надевалась короткая безрукавка из бархатной ткани яркой расцветки. Такой наряд больше походил на одежду тюркских племен, тогда как в наряде казанских татар прослеживались европейские тенденции.

Современный татарский костюм

Сегодня в Татарстане редко встретишь человека в народной одежде. В быту используются лишь его отдельные элементы. Мужчины носят традиционные головные уборы, а женщины особым образом подвязывают головной платок.

Традиционные татарские наряды используются только во время народных гуляний и различных праздников. Сегодня татарки носят закрытые платья, которые отличаются наличием воротника стойки и пышными рукавами. А вот головной убор не меняется уже много времени.

Современный мужской народный костюм татар мало изменился. На праздниках можно встретить представителя этого народа в широких штанах, заправленных в сапоги. Рубахи и камзолы не претерпели изменения. Для народных гуляний выбирают одежду ярких расцветок, богато украшенную вышивкой.

Сложно определить единый тип татарского национального костюма, ведь существует немало подгрупп татар. На формирование национального образа в одежде оказали влияние восточные народы, ислам, особенности национального костюма поволжских татар.

Как и традиционные костюмы всех прочих народов, национальная одежда прошла долгий и непростой путь исторического развития.

В национальном костюме татар представлены в гармоничном сочетании ткани ярких «восточных» цветов, головные уборы с непростым орнаментом, обувь разных видов и назначений, изящные и сложные ювелирные украшения. За счет всех этих элементов формируется особенный характер национальной татарской одежды.

Элементы национального татарского костюма

Основу традиционного костюма татар составляют шаровары (ыштан) и рубаха-платье (кулмэк). Поверх рубахи традиционно надевали кафтан или халат. Причем само слово «халат» имеет арабские корни и очень созвучно с подобным элементом арабской одежды – хильгатом.

Также татары часто надевали чобу. Это была легкая верхняя одежды без подкладки, достигавшая длины чуть ниже колена. Обычно ее шили из льняных или конопляных тканей.

Обычно верхняя распашная одежда татар не имела застежек, поэтому несомненным атрибутом национального костюма является пояс. Он мог в равной степени быть сшитым из ткани или связанным из шерсти.

Еще одним отличительным моментом татарской одежды была ее трапециевидная форма. А также большой размер и удивительная яркость тканей. Для было характерно надевать большое количество украшений, что только добавляло яркости образу.

Женская традиционная одежда

Татарская была более разнообразна, нежели мужская. Она различалась не только по сезонным периодам, но и по назначению (повседневная, праздничная), и даже по возрастному признаку. Именно в женской традиционной одежде ярче были видны территориальные особенности той или иной подгруппы татар.

Основу женского традиционного костюма составляли рубаха, штаны и нижний нагрудник. Также часто использовались камзолы и бишметы. Камзолом называлась короткая безрукавная одежда, чаще всего приталенная, в отличие от мужского варианта камзола. А бишметом - кафтан с длинными рукавами и приталенной спинкой. Его часто шили из бархата и отделывали мехом. Он застегивался с помощью большой серебряной застежки, которая выполняла еще и эстетическую функцию.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета.

В середине XIX в. у татар еще преобладала традиционная одежда. Об этом говорят музейные коллекции, литературные и архивные сведения, материалы этнографических экспедиций. Продолжали бытовать многочисленные этнотерриториальные, этноконфессиональные, а внутри них возрастные, социальные и др. комплексы костюма.

Большую роль в формировании этнотерриториальных комплексов народной одежды, наряду с особенностями этнической истории и неравномерностью социально-экономического развития групп этноса, природных условий обитания, этнического окружения и конфессиональной принадлежности, играла территориальная разбросанность татар, обусловленная сложной историей народа в целом. Так, территориальная удаленность мишарей Окско-Сурского междуречья, касимовских, астраханских, сибирских и других групп татар от татар казанских способствовала формированию у них, одновременно с общеэтническими, и местных особенностей костюма. Это преимущественно касалось одежды женщин, что объясняется их более замкнутым образом жизни и большей приверженностью к традиционным морально-этическим нормам.

Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха (к?лм?к) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Вплоть до середины XIX в. древняя туникообразная рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.

У татар, особенно казанских, преобладала рубаха с воротником-стойкой. Отложной воротник чаще встречался на обрядовых свадебных рубахах мужчин (кия? к?лм?ге). Среди кряшен некоторое распространение получила рубаха с боковым грудным разрезом. В отличие от русской косоворотки разрез делался на правой стороне груди. От туникообразных рубах соседних народов - русских, мари, удмуртов - татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась («Без креста и пояса, как татарин»). Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, позуме?тной или многоцветной домотканой тесьмой. Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX в. у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи). Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Для казанских татарок и кряшенок была характерна рубаха с верхним воланом.

Для мишарок - с нижним. Красочной аппликацией - наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле - отличалась рубаха сергачских мишарей. Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (к?кр?кч?, т?шелдрек). Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди.

Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя - из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки (бала ит?к). Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.

Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха (кия? ыштаны) шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами.

Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце XIX - начале XX вв. являлись передники (алъяпкыч, алч?прак). Узорчатые домотканые или расшитые полихромным, нередко ковровым, тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи, а молодые кряшенки надевали их и с верхней одеждой. У мужчин неорнаментированные передники чаще бытовали в комплекте рабочей одежды. У пермских татар богато украшенные тамбуром передники составляли часть приданого невесты и использовались в качестве праздничного элемента в одежде жениха.

Верхняя одежда была исключительно распашной с рукавами или с проймами для продевания рук. В зависимости от назначения ее изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы и т.д.). Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

К такой одежде относятся: камзол - вид домашней одежды, к?з?ки - распространенный вид демисезонной одежды, бишм?т - утепленная ватой или овечьей шерстью зимняя одежда, чабулы чикм?н - рабочая одежда из сукна домашней выработки, чабулы тун - меховая, нередко крытая тканью, шуба. Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба - легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная - у женщин. Еще в начале XX в. она входила в число приданого невесты у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья. Верхняя одежда с прямой спинкой (туры кием) широкая и длинная, туникообразного покроя, как правило, не имела застежек.

Ее носили свободной или подпоясанной кушаком: ?ил?н, чапан - мужская одежда для посещения мечети; туры чикм?н - демисезонная рабочая и дорожная одежда; толып, туры тун - зимняя дорожная одежда. У кряшен значительное распространение, как и у русских, имела верхняя одежда с отрезной по линии талии и присборенной спинкой (борчатка).

Обязательным атрибутом традицион¬ной верхней одежды татарина является пояс (билбау, ?з?р). Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязаные шерстяные. Среди музейных коллекций имеются широкие позументные, ковровые, бархатные, а также из серебряных пластинок, соединенных между собой шарнирами, пояса (к?м?р) с массивными, богато украшенными серебряными пряжками. У казанских татар они рано вышли из употребления. Однако в костюме татар астраханских и сибирских, как, впрочем, и крымских, пояса с пряжками и металлическими накладками были широко распространены как в мужском, так и женском костюме.

Верхняя одежда женщин отличалась от мужской лишь некоторыми деталями декоративного плана: дополнительной отделкой мехом, позументом, вышивкой, художественной строчкой и т.д. Наиболее характерным для татарок видом легкой домашней и выходной одежды были камзолы, которые надевались поверх рубахи. Для придания спинке камзола большей приталенности ее часто кроили из двух половинок (с вертикальным осевым швом), расширяющихся от талии к бедрам с помощью боковых клиньев. Центральный и два боковых клина образовывали фалды в трехшовном камзоле (?ч билле). Молодые женщины шили камзолы пятишовными (биш билле). Использование для пошива камзолов разнообразных покупных тканей, фурнитуры, аксессуаров способствовало восприимчивости к инновациям, образованию чрезвычайного множества вариаций. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом. В восточных районах региона со временем становится традиционным украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку камзолов - тесьму (ука).