Когда ввели санкции против ирана. Россия поддержала санкции против ирана

Президент Ирана Хасан Роухани назвал снятие экономических и финансовых санкций ООН «золотой страницей» в истории страны. Роухани благодарит аятоллу Хаменеи, в то время как ООН, МАГАТЭ и страны «шестерки» приписывают лавры себе. Пока Иран и его партнеры, включая Россию, подсчитывают гипотетические барыши от открытия страны миру, минфин США напоминает, что санкционное ярмо с Ирана вовсе не снято.

Снятие экономических и финансовых санкций с Ирана будет способствовать росту экономики страны, «настало время для новых усилий по улучшению экономики и качества жизни населения», заявил в воскресенье иранский президент Хасан Роухани, выступая перед меджлисом – парламентом исламской республики.

«Иран сможет активнее участвовать в урегулировании сирийского конфликта. Здесь позиции Ирана и России во многом совпадают»

Об отмене санкций в отношении Ирана было объявлено накануне поздно вечером в Вене с началом реализации ядерного соглашения, заключенного в июле 2015 года Тегераном и шестью мировыми державами (пять постоянных членов Совбеза ООН, включая Россию, плюс Германия). Накануне страны МАГАТЭ получили финальный доклад экспертов агентства по иранской ядерной программе, предшествующий официальному началу ее реализации. Евросоюз и США подтвердили снятие с Ирана экономических и финансовых санкций, связанных с его ядерной программой.

Иран «выполняет свои обязательства по демонтажу большей части своей ядерной программы», и посему США и Евросоюз «немедленно снимают санкции, связанные с ядерной сферой», цитирует заявление госсекретаря США Джона Керри.

«Так как Иран выполнил все свои обязательства, сегодня международные и односторонние санкции с Ирана, касающиеся его ядерной программы, снимаются в соответствии с Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД)», – в свою очередь торжественно объявила глава европейской дипломатии Федерика Могерини, зачитав совместное заявление с министром иностранных дел Ирана Мохаммедом Джавадом Зарифом.

25 лет мониторинга «мирного атома»

Директор Международного агентства по ядерной энергии Юкия Амано с удовлетворением подвел черту предшествующей более чем 15-летней работе. «Мы прошли долгий путь с тех пор, как в 2003 году МАГАТЭ впервые начало работу по иранской ядерной проблеме. Для того чтобы прийти к нынешней точке, был проделан большой труд. Реализация этого (нового) соглашения потребует аналогичных усилий», – цитирует главу МАГАТЭ Wall Street Journal. Представители агентства уже в воскресенье вылетят в Тегеран на встречу с Роухани и другими высокопоставленными представителями Ирана, чтобы начать обсуждение мониторинга ядерной сделки.

«Договор предусматривает проведение очень строгих проверок, которые, однако, в течение последующих 25 лет будут постепенно ослаблены или сокращены», – поясняет в комментарии эксперт по вопросам безопасности и контроля над вооружениями берлинского Фонда науки и политики (SWP) Оливер Майер. В числе прочего некоторые из атомных объектов Ирана планируется при участии международных экспертов преобразовать в исследовательские центры. Речь идет о подземной лаборатории в Фордо (где находится завод по обогащению урана) и ядерном реакторе в Араке.

Спасибо рахбару за «золотую страницу»

«Переговоры по ядерной тематике удались благодаря участию великого рахбара (верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи – прим. ВЗГЛЯД), при поддержке народа и всей политической системы страны, их успех можно назвать одной из золотых страниц в истории страны», – объявил президент Роухани, обращаясь к парламентариям.

Страна должна в полной мере использовать возможности, открывающиеся с отменой санкций, цитирует иранского президента. Напомним, в числе прочего снимаются ограничения на действие системы SWIFT в Иране, на покупку нефти и газа у этой страны, и, что крайне важно для российско-иранских экономических связей, сняты ограничения на поставки туда оборудования для нефте- и газодобычи.

Как напоминает РИА «Новости», Россия и Иран рассматривают реализацию проектов на сумму до 40 млрд долларов, в ближайшее время по ним уже могут быть подписаны контракты. Москва и Тегеран рассмотрят возможность создания совместного российско-иранского банка, который будет кредитовать эти проекты.

Снятие санкционного ярма уже приносит свои плоды – Роухани говорит об уже достигнутом сокращении инфляции (с 40% до 13,7%). В бюджете страны заложен расчет на рост экономики в 8%, что потребует ежегодно привлекать иностранные инвестиции в размере от 30 до 50 млрд долларов.

Иран рассчитывает ежедневно экспортировать до 2,25 млн баррелей нефти. Показательно, что уже в субботу, в преддверии снятия санкций представители крупнейших нефтяных компаний Shell и Total прибыли в Тегеран для участия в переговорах с представителями Национальной нефтяной компании Ирана.

При этом Роухани не мог не констатировать, что цена на черное золото на мировом рынке «упала ниже 30 долларов за баррель, сократившись на 75%». Поэтому, делает вывод иранский президент, страна не может «более ориентироваться только на этот источник доходов». Необходимо «раз и навсегда» сократить зависимость иранской экономики от продажи нефти. В частности, власти страны планируют, что к 2020 году туристический поток в страну возрастет до 20 млн человек.

Очевидны и политические подвижки. Еще до обнародования сообщения МАГАТЭ в субботу состоялись отдельные переговоры верховного представителя ЕС по иностранным делам Федерики Могерини и главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, увенчавшиеся упомянутым выше совместным заявлением, а также встреча Могерини, Зарифа и Керри. Анонсируя отмену санкций, Зариф заявил в субботу, что «сегодняшний день станет хорошим и памятным для Ирана, региона и мира». По словам Зарифа, «реализация Совместного всеобъемлющего плана действий приведет к укреплению мира в регионе», кроме того «сделка продемонстрировала всему миру, что существующие проблемы необходимо решать с помощью дипломатии».

Спасибо Обаме за аэробусы

Пока же Ирану дают понять всю выгоду полюбовного соглашения с Западом. В день переговоров президент США Барак Обама отменил 10-летний запрет на экспорт гражданских самолетов в Иран (в связи с действовавшими экономическими санкциями в последние десять лет особенно пострадал гражданский авиапарк Ирана, многие самолеты не летают из-за отсутствия запчастей). Показательно, что первым контрактом, подписанным Тегераном после судьбоносного решения по санкциям, стало заключенное в субботу соглашение с компанией Airbus на покупку 114 самолетов для иранской авиакомпании Iran Air, занимающейся международным воздушным сообщением. Как известно, Airbus – не американская, а европейская компания, но мнение Вашингтона, очевидно, оказалось решающим.

По новому контракту первые аэробусы прибудут в Иран уже до 20 марта, сообщает агентство со ссылкой на министра дорог и городского транспорта республики Аббаса Ахунди. В целом Иран планирует закупить до 400 новых самолетов в ближайшие десять лет.

Торжествовать рано

Впрочем, следует отметить, что США пока отменили только «второстепенные санкции» против Ирана, которые касались зарубежных филиалов американских компаний и иностранных фирм. Эти «второстепенные санкции» были оговорены в одном из приложений СВПД.

«Первостепенные санкции, вводящие запрет на деловые контакты с Исламской Республикой физических и юридических лиц США, пока останутся в силе. Внутреннее эмбарго США на торговлю с Ираном продолжает действовать», – поясняется в заявлении пресс-службы минфина Соединенных Штатов. США продолжат вводить санкции против Ирана, не касающиеся ядерной сделки с ним, заявил в воскресенье американский министр финансов Джейкоб Лью.

СВПД предусматривает поэтапную отмену санкций, пояснил в интервью немецкий эксперт Оливер Майер. «В день, когда документ вступает в силу, перестают действовать торговые и финансовые санкции против Ирана. Полностью отменяются только штрафные меры, введенные ООН в связи с ядерной программой Тегерана. Что же касается санкций Евросоюза и США, то они лишь приостанавливают свое действие, – объясняет германский эксперт. – Самое позднее через восемь лет должен наступить день, когда наконец отменится действие всех санкций».

Окончательное снятие может наступить и раньше, если МАГАТЭ представит развернутое заключение, подтверждающее, что иранская ядерная программа служит исключительно мирным целям. При этом СВПД не предусматривает новые санкции против Ирана, если тот нарушит договоренности, поясняет DW Майер. В этом случае снова вступят в силу действовавшие ранее санкции, и для их введения не потребуется нового официального постановления.

Взаимное помилование

Демонстрируя стремление к диалогу, влекущему за собой очевидные экономические выгоды, Тегеран сигнализирует о готовности смягчить внутреннюю политику. Накануне иранский суд освободил четырех заключенных с двойным гражданством. «На основе положений Высшего совета национальной безопасности в интересах всего политического порядка страны четверо иранских заключенных были освобождены в субботу в рамках обмена заключенными, имеющими двойное гражданство», – говорится в заявлении суда. Все освобожденные имеют американское и иранское гражданство. Среди освобожденных – корреспондент газеты Washington Post Джейсон Резаян, арестованный в июле 2014 года в Иране. Сообщалось, что власти Ирана обвинили журналиста в шпионаже.

Власти Ирана также освободили христианского священника иранского происхождения – протестантского пастора Саида Абедини, приговоренного к трем годам тюремного заключения за подрыв национальной безопасности; бывшего американского морского пехотинца Амира Хекмати, осужденного на 10 лет за сотрудничество с «врагами» ИРИ; бизнесмена Сиамака Намази, арестованного в прошлом году после достижения соглашения по ядерной программе. Как сообщает , также был освобожден американский гражданин Мэтью Треветик, некоторое время назад «прибывший в Тегеран для изучения языка» и арестованный иранскими властями, «о чем не было заявлено публично», в том числе о местонахождении американца не знала его семья. По сведениям New York Times, Треветик первым из освобожденных покинул страну – еще в субботу.

«Иран предпринял значительные шаги, в самой возможности которых сомневались многие – действительно, очень многие», – эмоционально прокомментировал добрую волю Тегерана госсекретарь США Керри, выступая в штаб-квартире МАГАТЭ.

В свою очередь США собираются освободить из тюрем или прекратить уголовное преследование в отношении нескольких граждан Ирана. По данным телеканала CNN , освобожденные Вашингтоном иранцы отбывали наказание или проходили под следствием за нарушение режима санкций в отношении Тегерана. Как сообщает New York Times, речь идет о семерых иранцах, фамилии еще 14 граждан исламской республики были из списка лиц, объявленных США в международный розыск.

Решение администрации Обамы произвести этот обмен заключенными уже вызвало резкую критику со стороны кандидатов в президенты от Республиканской партии, отмечает New York Times. Фаворит республиканских симпатий миллиардер Дональд Трамп и сенатор от Флориды Марко Рубио осудили обмен как признак слабости Белого дома; оба кандидата не преминули напомнить, что в случае избрания президентом они разорвут ядерное соглашение с Тегераном.

«Обнадеживающий сигнал» или сохраняющаяся угроза

Помимо республиканских кандидатов в президенты США, скепсис в отношении очередного соглашения с Ираном высказал Израиль. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху вновь предостерег об угрозе, исходящей, по его мнению, от исламской республики. «Тегеран будет и впредь дестабилизировать Ближний Восток и распространять терроризм по всему миру. Он не отказался от стремления заполучить ядерное оружие», – цитирует израильского лидера Deutsche Welle. Нетаньяху призвал мировые державы внимательно следить за Ираном и реагировать на каждое допущенное Тегераном нарушение.

Но в целом в мире очередной шаг в разрешении иранской атомной проблемы был встречен с оптимизмом. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал выполнение договора по атомной программе Ирана «обнадеживающим и мощным сигналом».

«Опасения, которые сейчас высказываются в адрес Ирана, чрезвычайно политизированы»

«Россия сыграла ключевую роль в создании условий для начала выполнения СВПД. В результате тесного взаимодействия между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Организацией по атомной энергии Ирана за пределы территории Исламской Республики вывезен весь предусмотренный СВПД объем обогащенного урана», – напомнил российский МИД в официальном обращении.

С огромным интересом к снятию санкций отнеслись в Берлине. Как передает Deutsche Welle, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер назвал случившееся «историческим успехом дипломатии», а министр экономики в правительстве Ангелы Меркель Зигмар Габриэль назвал отмену западных санкций против Ирана хорошей основой для возобновления германо-иранских экономических и финансовых отношений.

«В условиях, когда перед всем ближневосточным регионом стоят огромные по своим масштабам вызовы и в нем царит сильная напряженность, я высказываю надежду, что тот дух сотрудничества, которым отмечены инициативы, увенчавшиеся заключением договора, найдет свое продолжение и в отношении других региональных проблем», – заявил глава МИД Франции Лоран Фабиус, подчеркнувший, что именно Париж внес весомый вклад в переговоры «шестерки». Укрепить «исторически дружественные» отношения с Ираном пообещал министр иностранных дел Японии Фумио Кисида, а МИД Южной Кореи выразил надежду, что пример Ирана «станет основой дальнейших совместных действий мирового сообщества» для ядерного разоружения на Корейском полуострове.

Изменения баланса в регионе

Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», политолог Аждар Куртов отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что опасения растущего влияния Ирана, которые озвучивают политики некоторых стран, являются не более чем намерениями части государств сохранить статус-кво и оставить за Ираном статус государства-изгоя, наделенного чертами некоего регионального зла.

«Но из этого ничего не выйдет, – уверен эксперт. – Иран – страна с богатейшей историей и культурой, его государственность насчитывает больше двух с половиной тысяч лет».

Иранцы, конечно же, имеют право на повышение своего статуса в решении региональных проблем. «Ну а как иначе? Страна, имеющая население в несколько десятков миллионов человек, имеющая огромные достижения в культуре, внесшая вклад не только в ближневосточную, но и в мировую цивилизацию, – отмечает Куртов. – Поэтому опасения, которые сейчас высказываются в адрес Ирана, чрезвычайно политизированы. Они основаны на том, что Иран вынашивает агрессивные планы в отношении своих соседей и Израиля. Но все эти обвинения являются надуманными».

По его мнению, «опыт последних десятилетий показывает, что если у кого и есть планы экспансии, то не у Ирана, а у радикального суннитского ислама».

«Иран после снятия санкций будет заинтересован в наращивании своего регионального влияния, но это произойдет благодаря тому, что у него есть для этого объективные основания. Он будет наращивать свою торговлю углеводородами, исправит диспропорции в своем хозяйстве, которые сложились в результате работы в режиме жесткой экономии, и станет участником решений важнейших вопросов в регионе. По крайней мере, он будет стараться. Но ведь эта задача стоит перед многими государствами, и отсюда отнюдь не возникает некая агрессивность Ирана. У этой страны есть региональные интересы, они состоят в том, чтобы создавать в окружающих государствах благоприятную обстановку и не допускать появления там антииранских политических сил.

Никакой резкой подвижки в балансе сил я не вижу. Что касается этих изменений к российским интересам, то снятие санкций может привести к тому, что Иран сможет еще более активно участвовать в урегулировании сирийского конфликта. А здесь позиции Ирана и России во многом совпадают. Тегеран и Москва заинтересованы в том, чтобы прекратить кровопролитие в Сирии и чтобы фазу гражданской войны сменила фаза восстановления», – подытожил эксперт.

Начать процесс отмены санкций против Ирана.

На фоне подготовки к отмене санкций российское руководство предприняло шаги по углублению сотрудничества с Ираном. Эксперты отмечали, что когда Иран начнет экспорт нефти, у него появятся деньги на строительство объектов инфраструктуры и закупку импорта, после чего он станет еще более важным торговым партнером, а американские и европейские компании будут стремиться застолбить рынки в Иране, особенно энергетический.

В то же время в конце декабря появились сообщения о готовящихся в отношении компаний и лиц, причастных к иранской программе создания баллистических ракет. Наблюдатели связывали эти процессы с внутриполитической ситуацией в Вашингтоне – часть сил пытается таким образом укрепить свои позиции. Одновременно сообщалось о морском инциденте: американские военные пожаловались на то, что иранские ракеты в ходе учебных пусков пролетели в относительной близости от американского авианосца.

На этой неделе произошел еще один инцидент, грозивший осложнить отношения между Тегераном и Вашингтоном: власти исламской республики недалеко от острова Фарси в Персидском заливе два катера с 10 моряками ВМС США. Их заподозрили в шпионаже: на острове, по некоторым данным, находится база Корпуса стражей Исламской революции, а катера этого проекта способны высаживать десант на необорудованное побережье. Однако инцидент обошелся без последствий: на следующий день моряков отпустили, а командующий иранскими ВС заявил, что это должно послужить Вашингтону уроком.

Поддерживало данный бойкот.

В связи с чрезвычайно серьёзным эффектом для британской экономики, правительство У. Черчилля совместно с американским руководством приняло решение свергнуть инициатора национализации , премьер-министра Ирана Мохаммада Моссадека.

1970-е

В 1995 году впервые были введены послабления в санкции: указом Клинтона было разрешено продавать в Иран американские товары (невоенные) через третьи страны.

В июле 2015 года «ядерная сделка», заключённая между Ираном и шестёркой международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) (см. Ядерная программа Ирана).

Частичное снятие санкций

После того, как Иран пошёл на уступки по ядерной программе, власти США в 2016 году объявили об освобождении от санкций 59 физических лиц (граждан Ирана и других стран), 385 предприятий, 77 самолетов и 227 судов (в их числе нефтяные танкеры)

3 февраля 2017 года, уже спустя год после так называемой "ядерной сделки", было объявлено о новых санкциях со стороны США против Ирана. Это было сделано новой администрацией Дональда Трампа . Израиль (Моссад) считает, что Иран не отказался от своих ядерных амбиций и его действия после «ядерной сделки» «только усиливает эту тенденцию» и наблюдаемое усиление региональной экспансии Ирана. Данная связь обусловлена тем, что отмена международных санкций привела к заключению Ираном многих контрактов с иностранными партнёрами, дала импульс развития его экономике и обеспечила ему приток валютных ресурсов, используемых Тегераном для финансирования КСИР и проиранских вооружённых формирований в Сирии , Ливане, Ираке и Йемене .

3 февраля под санкции попали 8 иранских компаний, деятельность которых якобы связана с терроризмом . Ещё против 17 компаний были приняты ограничительные меры из-за их участия в разработке и производстве баллистических ракет . Все эти меры приняты с целью сдерживания ядерной программы Ирана .

В 2018 году администрация Трампа восстановила санкции против Ирана. Первый блок ограничительных мер США против Ирана коснулись автомобильного сектора Ирана, а также торговли золотом и другими металлами, и возобновились с 7 августа; второй блок санкций (касательно энергетического сектора Ирана, транзакций, имеющих отношение к углеводородному сырью, и транзакций, связанных с центральным банком Ирана) должен вступил в силу 4 ноября 2018 года . Вводя новые санкции против исламской республики, США пока вывели из-под их действия несколько стран-покупателей иранской нефти: Китай, Индию, Грецию, Южную Корею, Японию, Тайвань, Италию и Турцию .

В ноябре 2018 года Иран был отключён от международной межбанковской системы SWIFT .

31 января 2019 года Германия, Франция и Великобритания дали официальный старт работе инструмента взаиморасчётов с Ираном, призванного сохранить торгово-экономические отношения с этой страной и не допустить попадания европейских компаний под антииранские санкции США; инструмент обхода американских санкций получил название INSTEX (Instrument in Support of Trade Exchanges, «Инструмент поддержки в торговых операциях») . Имеются «два странных условия» (аятолла Садек Амоли Лариджани, глава судебной власти Ирана) для реализации механизма: речь идёт об обязательном присоединении Ирана к межправительственной организации по борьбе с отмыванием преступных доходов (FATF) и о вступлении его в переговоры по своей ракетной программе.

Воздействие санкций на экономику Ирана

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Publishers split over response to US trade embargo ruling (англ.) . Nature (19 февраля 2004). Дата обращения 4 июля 2016.
  2. США опубликовали список лиц и компаний, освобождённых от санкций по соглашению с Ираном // ИТАР-ТАСС

В кулуарах Конгресса США обсуждаются новые антироссийские санкции. Поводом для них стало обвинение в адрес российского руководства во вмешательстве во внутренние дела США во время последней президентской избирательной кампании. Новые санкции предполагается направить против топливно-энергетического комплекса РФ. Известный сторонник жесткой линии в отношениях с Россией сенатор Джон Маккейн обуславливает это тем, что Россия - это «страна-бензоколонка», «…чья экономика на самом деле зависит только от нефти и газа». Правда, на практике, заметим мы, топливно-энергетический комплекс России создает не более 16% российского ВВП. Но при этом доля углеводородов в экспорте составляет около 65%. К середине 2016 года доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ из-за падения цен и других обстоятельств снизилась до 43% и продолжает снижаться дальше. В свете подобных значений проектируемые антироссийские санкции США выглядят вполне шаблонно на фоне известной американской санкционной политики по отношению к Ирану . Поэтому из-за озвученных в США угроз было бы полезно рассмотреть более, чем четвертьвековую историю американских санкций против иранского энергетического сектора.

В настоящее время Иран имеет 136,3 млрд баррелей доказанных запасов нефти и находится в мире на третьем месте по этой величине после Саудовской Аравии и Канады. Кроме того, Иран обладает очень большими ресурсами природного газа - 34,02 трлн кубических метров (18,2% мировых запасов), чуть отставая по этому показателю от России. Однако газовая добыча в Иране значительно отстает от нефтяной.

В 2005 году на энергетический сектор Ирана приходилось 20% иранского ВВП, около 80% валютных поступлений, а также около 50% бюджетных доходов. Стоит заметить, что по всем этим показателям Иран находился тогда достаточно близко к России. Сейчас, на выходе из режима международных санкций, Иран из-за диверсификации своей экономики внешне выглядит более уверенно, чем до начала режима санкций.

Далее следует отметить, что, как и в России, иранский нефтедобывающий сектор существует с начала ХХ века. Он был ориентирован по части сбыта на Запад и устроен таким образом, что для своего функционирования нуждался исключительно в западных инвестициях и технологиях. Например, такая сохраняющаяся черта иранского энергетического комплекса, как преобладание экспорта сырой нефти перед внутренней нефтепереработкой, унаследована из эпохи полной политической зависимости Ирана от Запада. Именно национализация иранским премьером Мохаммедом Мосаддыком нефтяной промышленности Ирана привела к первому крупному конфликту Ирана с США и Великобританией в 1952-1953 годах. После национализации Ираном энергетического комплекса при Мосаддыке добыча нефти практически остановилась в этой стране из-за выезда британских специалистов и введенного Великобританией иранского нефтяного эмбарго. Этот короткий и давний исторический эпизод может рассматриваться как первый опыт санкций Запада против энергетического сектора Ирана. В итоге этого конфликта премьер Мосаддык был свергнут в результате военного заговора при участии американского ЦРУ после того, как британцы договорились с американцами о разделе иранских нефтяных прибылей.

19 сентября 1954 года новое правительство шаха Ирана Моххамеда Реза Пехлеви подписало соглашение с Международным нефтяным консорциумом (МНК). По этому соглашению 95% акций МНК принадлежало восьми западным компаниям: British Petroleum - 40%, англо-голландской Royal Dutch Shell - 14%, американской «большой пятерке» - Standard Oil of New Jersey, Socony Mobil Oil, Standard Oil of California, Texaco, Gulf Oil Corporation - 35% и Compagnie Française de Petrol - будущей французской Тоtal - 6%. По этому соглашению Иран получал 50% чистой прибыли МНК. Срок действия соглашения был определен в 25 лет - до конца 1979 года. И так уж совпало, что именно в этот самый 1979 год грянула Исламская революция в Иране. После революции Иран отказался от посредничества и услуг иностранных корпораций в продаже иранской нефти. В мае 1979 года революционное иранское правительство в одностороннем порядке заявило о приостановке действия соглашения между Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) и западными транснациональными корпорациями. Компания нефтяных услуг, учрежденная международным консорциумом для добычи иранской нефти, была ликвидирована. С этого времени добыча, переработка и транспортировка нефти полностью перешли к ИННК. Летом 1979 года для урегулирования спорных финансовых вопросов по иранской нефти в Лондоне начались переговоры между представителями ИННК и МНК. Иностранные компании требовали от Ирана выплаты разовой компенсации в размере $ 350 млн. Эти переговоры завершились без результата. В пику Иран в одностороннем порядке увеличил экспортные цены на свою нефть в 2,5 раза. Подобное развитие событий подталкивало США к санкциям и конкретно против национализированного исламской революцией энергетического комплекса Ирана. Для санкций нужен был только повод.

По большому счету после 1979 года американская политика в регионе была направлена на сдерживание исламской революции в ее иранском шиитском варианте, наказание этой революции и ограничение иранского потенциала в регионе, препятствование суверенному развитию Ирана. Санкции США против Ирана стартовали уже во время кризиса с захватом исламскими радикалами в Тегеране посольства США 4 ноября 1979 года. На недолгий период до разрешения кризиса после 20 января 1981 года президент США Джимми Картер приостановил импорт иранской нефти и заморозил иранские счета в американских банках.

В конечном итоге, уже этот эпизод продемонстрировал, что США определили воздействие на иранский нефтегазовый сектор и финансы, как ключевой элемент негативного воздействия санкций на всю экономику Ирана. Однако решительное наступление США на этом направлении стало возможно только на исходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов, которая до ее окончания была выгодна Вашингтону, поскольку ослабляла обе воюющие и недружественные Западу стороны.

На излете этой войны 29 октября 1987 года указом президента США вновь был введен запрет на импорт в США иранской нефти. Но на торговлю американцами иранской нефтью за рубежом запрет тогда не распространялся. Позднее, в 1995 году, был установлен запрет и на этот вид деятельности. Однако и здесь была оставлена возможная лазейка. Допуск компаний США для проведения своповых операций с иранской каспийской нефтью стал осуществляться на основе государственного лицензирования. Кроме того, торговый запрет не распространялся на ввоз в США бензина и других нефтепродуктов, произведенных неиранскими компаниями, даже если этот продукт был произведен с долей иранского сырья. Эта возможность в комплексе американских санкций сохраняется до сего дня.

Под предлогом борьбы с международным терроризмом, который якобы поддерживал Иран, администрация президента Билла Клинтона 6 мая 1995 года значительно расширила санкции США (указ 12 959), запретив торговлю Ирана с США и американские инвестиции в Иран. Чуть ранее указом 12 959 от 15 марта 1995 года был введен запрет на американские инвестиции в энергетический сектор Ирана. С того времени эти действующие и сейчас санкции подтверждались каждый год в марте месяце при любой очередной президентской администрации США. Преемственность санкционной политики США против Ирана сохраняется.

На практике американские санкции 1995 года в энергетическом секторе были ответом не на «терроризм», а на конкретную попытку Ирана открыть этот сектор для иностранных неамериканских инвестиций.

Далее санкции против энергетического сектора Ирана пошли в едином законе, принятом Конгрессом 5 августа 1996 года по санкциям в отношении Ирана и Ливии. В адрес Ливии санкции были прекращены в 2006 году, и этот закон стал касаться исключительно Ирана.

Конкретно санкционный закон установил, что санкции будут применяться к компаниям (и частным лицам), которые осуществляют инвестиции на сумму более $ 20 млн в год в энергетический сектор Ирана, который рассматривается широко - не только нефтяные поля, но и инфраструктура хранения, сухопутной транспортировки, морские танкеры и прочая сопутствующая инфраструктура и техника.

Кроме того, санкции учитывали сложившуюся до 1979 года внутреннюю зависимость Ирана от импорта продуктов нефтепереработки, которая составляет в настоящее время 40%. Санкционный пакет 1995-1996 годов запрещает приобретать нефтепродукты в Стратегический нефтяной резерв США от фирм, которые продают продукты нефтепеработки в Иран. Эта мера принудила, например, Индию сократить свою продажу бензина и технических масел Ирану в декабре 2008 года. С другой стороны, американские санкции ввели ограничения против попыток Ирана увеличить мощности собственных нефтеперерабатывающих предприятий.

По акту 2012 года об уменьшении угрозы Ирана и правах человека в Сирии санкции стали применяться уже к фирмам, которые предоставили Ирану на $ 1 млн или более (или $ 5 млн в течение одного года) товаров или услуг, которые Иран мог бы использовать для поддержания или развития своего нефтегазового сектора. Кроме того, запрещалось предоставлять Ирану товары или услуги на сумму $ 250 тыс (или на $ 1 млн в течение одного года), которые Иран мог бы использовать для поддержания или развитие собственной нефтепереработки.

Санкции коснулись и неиранских перевозчиков иранской нефти. Судну, замеченному в перевозке иранской нефти, или принадлежащему компании, которая занимается перевозкой иранской нефти не на этом, а на других судах, запрещается на два года вход в гавани США.

Санкции 2012 года касались и страховых компаний, которые облегчают обслуживание суверенного долга правительства Ирана, дают страховые гарантии на иранские государственные облигации, осуществляют страхование или перестрахование Иранской национальной нефтяной компании, ее различных подразделений или Национальной иранской танкерной компании. Любой иностранный банк, замеченный в обслуживании ИННК, в том числе, в перечислении на банковский счет ИННК в другом иностранном государстве, подлежал санкциям.

Получение страховки по транспортировке грузов имеет решающее значение для расширения Ираном экспорта своей нефти. Базирующийся на Нью-Йорк пул из 13 крупнейших в мире страховых компаний - т. н. группа P&I доминирует в морском транспортном деле. Поэтому США могут существенно вредить иранскому нефтяному экспорту и по этому направлению.

Акт о свободе Ирана и по нераспространению (IFCA) от 2 января 2013 года расширил антииранские санкции США, помимо энергетики, на все иранское судостроение и судоходство. В сумме под американский запрет попали предоставление товаров или услуг в энергетике, судостроении и судоходных секторах Ирана, ведение портовых операций и обеспечение страхования для всех этих операций.

Акт 2013 года предусматривал, что санкции не применяются, когда в сделках по закупке иранской нефти участвуют страны, определенные в качестве исключений. Аналогичным образом санкции не распространялись на все закупки природного газа из Ирана. Санкции США преследовали сделки в драгоценных металлах в обмен на нефть или любой другой продукт Ирана.

Таким образом, банки и другие финансовые учреждения, которые помогают Ирану инвестициями в энергетику и закупочной деятельностью продуктов нефтепереработки и бензина, могут подпасть под американские санкции. Правда, из-за отношений с европейскими союзниками санкции в период 1995-2011 годов намеренно не распространялись на крупнейшие страховые официальные агентства из ЕС, такие как КОФАС во Франции или Hermes в Германии. В некоторых случаях в режиме международных санкций иностранным фирмам, занятым в энергетическом секторе Ирана, давалась отсрочка в несколько лет для выхода из иранского бизнеса. Это было связано с долгосрочным характером прежних инвестиций в энергетику. Мгновенный выход из проектов означал бы для этих фирм большие убытки.

Введением санкций в отношении Ирана США превратили эту страну в поле риска для любых иностранных компаний и банков. Например, за помощь Ирану в обходе ограничений на работу с американскими банками в январе 2014 года Luxemburg Clearstream Banking заплатил в США большой штраф в размере $ 152 млн. В январе 2014 года российский «Банк Москвы» заплатил $ 9,5 млн за незаконное перемещение денег через финансовую систему США от имени иранского банка Melli.

Санкции против зарубежных нарушителей иранского санкционного режима могут определяться госсекретарем США или Казначейством. Они, кроме наложения штрафов, могут предполагать следующие конкретные меры:

Отказ в кредитах экспортно-импортного банка США или кредитных гарантиях для экспорта в США;

Отказ в выдаче лицензий на экспорт из США военной или полезных в военном отношении технологий;

Отказ в банковских кредитах, превышающих $ 10 млн в год;

Запрет первичного дилерства в патенте США на размещение государственных облигаций, если юридическое лицо является финансовым учреждением;

Запрет на участие в государственных закупках США;

Запрет на операции в США в иностранной валюте;

Запрет на любой кредит или платеж между организацией и любым финансовым учреждением США;

Запрет на приобретение, владение и использование имущества на территории США;

Ограничение на импорт;

Запрет на инвестиции в США.

Санкции против Ирана контролируются Конгрессом США, который каждые 180 дней требует отчета от президентской администрации об инвестициях в энергетический сектор Ирана, совместных предприятиях с Ираном, а также оценки импорта и экспорта нефтепродуктов Ирана, сведений о строительстве энергетических трубопроводов из или через Иран.

Однако при всех жестких условиях режим санкций США против Ирана никогда не был всеобъемлющ в отношении американского экспорта. Так, например, в последнем международном санкционном 2015 году США продали своих товаров в Иран на сумму в $ 281 млн и импортировали товаров из Ирана на сумму в $ 10 млн. Означенный дисбаланс весьма характерен для экспортной политики США даже в отношении враждебных государств.

Необходимо отметить, что санкции против энергетического сектора Ирана с конца 1990-х годов шли в русле глобального стратегического планирования США. Поэтому из санкций после 1996 года специально были исключены возможности покупки природного газа из Ирана. Санкции США, например, намеренно не коснулись азербайджанского проекта «Шах Дениз» и проекта Транскаспийского трубопровода, хотя в обеих проектах участвовала иранская государственная компания Naftiran Intertrade Company (NICO). Американские санкции не применяются и к разработке Ираном возможности экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Но, тем не менее, Иран не имеет экспортных терминалов СПГ отчасти по причине того, что технология для таких терминалов запатентована фирмами США. Поэтому она недоступна для продажи в Иран по другим санкционным статьям.

Пика санкционный режим против энергетического сектора Ирана достиг после того, как к нему присоединились союзники США и «международное сообщество» под предлогом противодействия военной ядерной программе Ирана. Расширение санкционного режима на международный уровень обеспечила известная резолюция Совета безопасности ООН 1929. После нее санкции Европейского союза против Ирана стали почти столь же обширны, как и санкции США. ЕС в 2012 году ввел запрет на импорт нефти и природного газа из Ирана, запрет на страхование отгрузки нефти или продуктов нефтехимической промышленности Ирана. По части запрета на экспорт иранского газа европейцы даже превзошли американцев.

До этого кризиса в отношениях в 1990-е годы страны ЕС придерживались политики «критического диалога» с Ираном. Так, например, ЕС и Япония отказались присоединиться к санкциям США в 1996 году. В конце 1990-х годов, несмотря на правила Парижского клуба, европейские и японские кредиторы воспротивились возражениям США по вопросу реструктуризации иранского национального долга в размере $ 16 млрд. В июле 2002 года Иран впервые после исламской революции вышел на международные финансовые рынки, продав своих облигаций европейским банкам на сумму в $ 500 млн. В течение 2002−2005 годов ЕС и Иран вели активные переговоры о торговом соглашении, которое снизило бы тарифы и увеличило квоты для иранского экспорта в страны ЕС. Ситуацию изменила иранская ядерная программа.

Но даже в продвижении международных санкций США вынуждены были учесть интересы своих европейских союзников. В результате эмбарго ЕС на закупки иранской нефти, объявленное 23 января 2012 и вступившее в полную силу 1 июля 2012 года, предполагало, что практически все нефтяные клиенты Ирана в ЕС получили льготы на продолжение иранских поставок, а это десять стран Евросоюза, среди которых все ведущие - Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Чехия, Греция и Польша. Поэтому санкционное опускание уровня нефтяного экспорта Ирана в 2012-2013 года с 2,5 млн до 1,1 млн баррелей в сутки происходило вполне организованно. Президент Барак Обама публично подтвердил, что он будет применять санкции против Ирана с тем условием, чтобы не нанести ущерба отношениям США с союзниками и странами-партнерами. Кроме того, санкции применялись с таким учетом, чтобы они не привели к росту цен на нефть на мировом рынке, что могло бы принести дополнительные выгоды подсанкционному Ирану. Строгая бухгалтерия санкций исходила из того, чтобы Иран в период их действия за свои поставки нефти получал примерно $ 700 млн в месяц. На эти деньги Иран должен был оплачивать свои долги и разрешенный импорт.

Вне ЕС после июня 2012 года следующие страны имели льготы для значительного сокращения иранских нефтяных поставок: Индия, Китай, Южная Корея, Турция и Тайвань. В итоге Китай к 2015 году сократил свои поставки иранской нефти с 550 тыс баррелей в сутки до 410 тыс, Япония - с 325 тыс до 190 тыс, Индия - с 320 тыс до 190 тыс, Южная Корея с 230 тыс до 130 тыс, Тайвань с 35 тыс до 10 тыс. Определение для «льготников» объемов импорта иранской нефти пересматривалось каждые 180 дней, и эти страны должны были постепенно и плавно сокращать свои закупки нефти у Ирана. Президент США лично определял, существует ли достаточный запас нефти по всему миру, чтобы позволить этим странам и дальше сокращать закупки нефти из Ирана.

Другие страны рангом поменьше имели льготы с конечной целью полного прекращения закупок ими нефти из Ирана - это Сингапур, Малайзия, Южная Африка и Шри Ланка. В итоге, как и планировалось, к 2014 году эти страны выполнили условие полного отказа от импорта иранской нефти.

Из-за международных санкций общий экспорт сырой нефти из Ирана сократился с примерно 2,5 млн баррелей в сутки (оценка 2011 года) до 1,1 млн к середине 2013 года. Одновременно импорт необходимого Ирану бензина в 2013 году сократился примерно со 120 тыс баррелей в сутки до примерно 30 тыс баррелей. Позже импорт бензина в Иран и под санкциями увеличился до 50 тыс баррелей в сутки.

В попытках преодолеть ограничения на торговлю сырой нефтью Иран увеличил продажи собственных продуктов нефтехимии и конденсатов. Так, например, в период 2011-2016 годов Иран экспортировал своих конденсатов в размере, эквивалентном 200 тыс баррелей сырой нефти, и получил около $ 4,7 млрд доходов из этого источника.

Национальные санкционные режимы в рамках режима международных санкций имели свои особенности, от которых отдельные страны не только теряли, но и искали собственных выгод. В этом отношении режим международных санкций, как теперь выясняется, создавал для незападных акторов новые возможности в Иране. Особенно характерен в этом случае пример Китая.

В 2011 году несколько китайских энергетических компаний, инвестировавших значительные средства в энергетический сектор Ирана, заморозили эти проекты до лучших времен. Сейчас, после января 2016 года, все эти проекты возобновляются. Кроме того, на период 2012-2016 годов Китай зафиксировал большую часть своего торгового, и не только по поставкам нефти, баланса с Ираном своими товарами, а не твердой валютой. Это было очень выгодно для Китая в финансовом и промышленном отношении. На этом основании, например, сотрудничество с Китаем по поставкам комплектующих позволило Ирану еще в период санкций почти полностью восстановить свою автомобильную промышленность, до этого упавшую из-за санкций на 60%.

В январе 2016 года через несколько дней после снятия санкций президент Китая Си Цзиньпин посетил Иран и договорился об увеличении товарооборота до $ 600 млрд в год в течение следующего десятилетия. Китай рассматривает Иран как важное звено в расширении своего экономического влияния на запад под лозунгом «Один пояс, одна дорога». Китайские энергетические фирмы были в первых рядах по возобновлению инвестиционных проектов в энергетическом секторе Ирана. Подобное сотрудничество с Ираном было заложено Китаем именно в период самых жестких по отношению к нему международных санкций. И США приходится считаться с этим обстоятельством.

Другие крупные игроки - Япония и Южная Корея в 2010 году присоединились к политике санкций из-за своих союзнических отношений с США. Они запретили своим фирмам новые энергетические проекты в Иране, но позволили завершиться начатым. Южная Корея в декабре 2011 года запретила своим фирмам приобретать нефть у Ирана и продавать этой стране промышленное нефтехимическое оборудование. Но при всех этих запретах именно Япония и Южная Корея стали основными источниками валютных поступлений Ирана, зафиксированных, как мы писали выше, на уровне $ 700 млн в месяц. Японские и корейские банки держали большую часть иранской валютной выручки, поступающей за поставки нефти. Разумеется, они получали выгоду от этого. Собственно, сам Центральный банк Ирана во внешней торговле этой страны действовал в основном посредством Промышленного банка Кореи и корейского Ури Банка.

Из азиатов Северная Корея оставалась главным союзником Ирана и, разумеется, не участвовала в международных санкциях. Эта страна и на пике международных санкций продолжала активно сотрудничать с Ираном по программе разработки баллистических ракет. Однако нефть из Ирана Северная Корея получала не прямо, а через Китай.

В январе 2012 года Иран в режиме международных санкций согласился торговать нефтью с Индией в объеме 45% с оплатой индийской валютой. Объем экспорта иранской нефти в Индию сократился с 16% в 2008 году от общего объема индийского нефтяного импорта до 6% в 2015 году. Индии пришлось понести значительные затраты для перестройки оборудования своих нефтеперерабатывающих заводов с иранской нефти.

Еще до периода международных санкций Индия и Иран договорились, что Индия будет работать над развитием иранского морского порта Чахбахар, который позволил бы индийцам вести торговлю с Афганистаном в обход недружественного Индии Пакистана. В мае 2016 года премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил Иран и подписал соглашение об инвестициях в размере $ 500 млн в развитие этого порта.

Другой пример. Несмотря на санкции, Иран к середине 2014 года достроил до границы с Пакистаном экспортный газопровод. С пакистанской стороны проект тормозили санкции, но в апреле 2015 года Китай заявил о готовности инвестировать в этот проект $ 3 млрд. По-видимому, во время визита президента Ирана Хасана Роухани в Пакистан в конце марта 2016 года рассматривался вопрос о завершении этого проекта.

Турция и в период международных санкций оставалась значительным покупателем иранской нефти и газа. Нефть из Ирана в Турцию поступает через построенный в 1997 году нефтепровод. США не препятствовали во время объявленного в 1995 году режима своих санкций и строительству газопровода из Ирана в Турцию. На старте проект дипломатично прикрывался заявлениями, что по этому газопроводу газ будет поступать в Турцию не из Ирана, а якобы из Туркменистана. Но в конечном итоге по газопроводу пошел именно иранский газ. Госдепартамент США оценивал этот газопровод, как имеющий решающее значение для энергетической безопасности Турции. Односторонняя зависимость Турции от поставок российского газа не выгодна США. Кроме того, очевидно, что американцы рассматривают этот газопровод, как нужное начинание и для политики диверсификации поставок газа в ЕС.

Иран и в период международных санкций экспортировал в год около одного триллиона кубических метров газа - в первую очередь в Турцию и Армению. По сообщениям СМИ, Турция во время режима международных санкций расплачивалась с Ираном за поставки нефти и газа посредством своего банка Halkbank не только валютой, но и золотом. Последнее обстоятельство не одобрялось США.

В Закавказье Армения также оставалась крупнейшим импортером иранского газа и в период международных санкций. В мае 2009 года Армению и Иран связал газопровод, построенный российским «Газпромом». Кроме того, американские наблюдатели утверждали, что Иран использовал армянские банки Арцахбанк и Америабанк, работающие в Нагорном Карабахе, для обхода международных финансовых санкций.

Аналогичным образом иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) использовал до сотни подставных компаний, зарегистрированных в Грузии для импорта в Иран товаров двойного назначения, в том числе, для своего энергетического комплекса, и для увеличения не нефтяного экспорта Ирана. После разоблачений в 2013 году Грузия вынуждена была сократить эти операции.

Арабские страны Персидского залива, с одной стороны, поддерживали режим международных санкций против Ирана и заместили своим экспортом выпавшие объемы иранской нефти на международном рынке. Они не передавали Ирану западные технологии, используемые в энергетическом секторе. С другой стороны, чтобы не озлоблять Иран, они поддерживали с ним относительно нормальную торговлю. В регионе Персидского залива Иран для обхода санкций действовал посредством ОАЭ. Иран, по сообщениям, использовал для обработки значительной части своих нефтяных платежей дубайский Noor Islamic Bank. Кроме того, иранские конденсаты - до 120 тыс баррелей в день, были импортированы национальной нефтяной компанией ОАЭ и использованы в основном для производства горючего для реактивной авиации.

И в период международных санкций Иран продолжал развитие порта Дукум в Омане. В сентябре 2015 года Иран и Оман вновь заявили о совместном газопроводном проекте.

В Ираке Иран стремился использовать свои тесные отношения с шиитским правительством Ирака для обхода некоторых международных санкций. В разгар международных санкций в июле 2013 года Багдад подписал соглашение с Тегераном о поставках для своих электростанций 260 млн кубических метров природного газа в день через совместный трубопровод, который входит в Ирак в провинции Дияла. Американцам пришлось также закрыть глаза и на запрещенные резолюцией 2231 Совбеза ООН поставки иранского оружия в Ирак, поскольку оружие стало использоваться для войны иракской армии с ИГИЛ.

В других частях мира президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пытался обойти международные санкции посредством латиноамериканских и африканских стран. Опыт этот нельзя признать удачным. ЮАР вовсе прекратила закупки иранской нефти в 2012-2013 годах, а несколько венесуэльских фирм были наказаны США за нефтяные сделки с Ираном. В 2012 году Кения заключила контракт на покупку около 30 млн баррелей иранской нефти, но тут же отменила его из-за угроз США. Последние примеры демонстрируют, что незначительные и удаленные от Ирана страны не смогли извлечь выгод для себя из режима международных санкций. Их попытки торговать иранской нефтью легко блокировались США. Но в остальном, можно признать, что Иран смог пережить самый трудный период международных санкций, во-первых, из-за того, что они не были всеобъемлющи и тотальны, и, во-вторых, из-за позиции соседей Ирана и, самое главное - крупных незападных игроков в Азии.

Бывшее посольство США в Тегеране, захваченное 4 ноября 1979 года «революционной молодёжью», с тех пор является в иранской столице весьма популярным местом. Стены разрисованы граффити - тут и попавший в рай герой войны, и доллары, превращающиеся в бомбы, и пауки, ползущие по звёздно-полосатому флагу.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Туристы фотографируются на фоне рисунков, молодая мать грозит малышу, показывая на статую Свободы с лицом черепа: «Не будешь слушаться, американцы тебя заберут!» Именно с этого здания началась 37-летняя история санкций против Ирана. В 1979 году США запретили торговать с «режимом мулл» и отказались от иранской нефти. Далее запреты только ужесточались - в 1995 году Ирану пере-стали продавать самолёты, а в 2012-м «персидский бензин» прекратил покупать ЕС, обвинив страну в желании создать атомную бомбу. Казалось, республике пришёл конец. Однако в феврале этого года и Евросоюз, и США сняли добрую часть запретов. Каким же образом у Ирана получилось избавиться от санкций?

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Нечего терять

- В 1979 году советник президента США Бжезинский сказал, что Иран рухнет под гнётом санк-ций, - объясняет Хусейн Канани Могхадам, политолог и экс-глава «Корпуса стражей исламской революции» . - Ещё раньше американские политики утверждали то же самое про Кубу, а сейчас говорят про Россию. Они уверены, что запрет покупать американских кур - это уже апокалипсис. По поводу атомной бомбы я считаю: международное сообщество к нам элементарно придралось. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи ещё в 2005 году запретил разработку ядерного оружия специальным указом - фетвой. Мы всего лишь развивали атомную энергетику. Попав под санкции, Иран решил, что ему нечего терять, и принялся налаживать связи с государствами, у которых в арсенале имеются ядерные технологии, - например с Северной Кореей. Хотя я подчеркну: это была лишь игра - в реальности мы не хотели бомбу. Зато на Запад поступки Ирана действовали как ледяной душ.

Столичные политики, без-условно, лукавят. Мечта о собственной бомбе популярна в народе, и даже на иранской банкноте в 50 000 риалов изображён символ атома - якобы в честь АЭС в Бушере. Стоит мне заговорить в одном из кафе Тегерана на тему ядерного оружия, как мои собеседники взрываются эмоциями. Каждый пытается сказать, перебивая соседа. Общий смысл их гнева: Иран как государство старше Пакистана, почему же друзьям «большого дьявола» (прозвище Америки в местном агитпропе) можно иметь «правильные ракеты», а иранцам нельзя? Однако дело здесь в другом: по сути, Запад опять попался в собственную ловушку. Смысл санкций 1979 года состоял в том, чтобы уничтожить экономику Ирана и свергнуть режим мулл. И что в результате? Я захожу в тегеранское метро - новенькие поезда, кондиционеры, билет в переводе на российскую валюту стоит 10 рублей. Шоссе и развязки в городе такие, что можно только позавидовать. Всюду строятся новые здания, магазины ломятся от продуктов местного производства. «Американцы представляли нас как страну бородачей с автоматами, - говорит адвокат Али Амири . - Но это неправда. Исламское духовенство, стоящее у руля, не только отрубает ворам руки по закону шариата, оно направляет инвестиции в здравоохранение, космическую программу, нанотехнологии. Санкции не ослабили режим - пожалуй, они его укрепили».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Развязаны руки

- Экс-президент Махмуд Ахмадинежад поступил не слишком умно, возобновив ядерные исследования и испортив отношения с ЕС, - высказывается Эмин Мухаммади, главный редактор газеты «Шарк» . - Однако Евросоюз показал себя ещё глупее. Введя против Ирана самые строгие санкции за всю свою историю, лидеры Запада утратили рычаги влияния на нашу республику. В ЕС и США с удивлением поняли: отныне у Ирана развязаны руки, теперь он и вправду способен получить бомбу, вот только помешать ему больше нельзя. Начались грозные разговоры о военной операции, «точечных бомбардировках», но ввязаться в войну с 80-миллионной страной никто не решился. Уже через 3 года в Женеве стартовали переговоры, на которых Иран добился отмены не только новых санкций, но и значительной части старых, введённых ещё США. Из этого следует один вывод: разговаривайте с Западом жёстко. Иначе лидеры западных стран не понимают.

«Смерть Америке!»

Иран виртуозно шантажировал США и Европу будущей бомбой, и западные политики попросту растерялись. Дейст-вительно: они ввели санкции, а революций не происходит, страна не погрязла в нищете и готова за пару лет смастерить ядерное оружие. Похоже поступил и президент Турции Эрдоган : . До этого турки 30 лет не могли добиться безвизового режима с ЕС, а сейчас его им предоставят. Увы, иранцы правы - на Западе понимают только язык шантажа.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Вечером в центре Тегерана проходят гулянья в честь празд-ника вознесения пророка Мухаммеда. Прохожие обсуждают новое граффити: солдаты США ставят флаг на горе из трупов сирийцев и иракцев. Кое-где временами слышно скандирование: «Смерть Америке!» Даже набором самых крутых санкций Запад не добился смены иран-ской политики и вынужден был пойти на соглашение. Глядя на это, задумываешься: может, Россия слишком вежливо и коррект-но ведёт себя с Западом, строго соблюдая взаимные договорённости. Если бы действия России (особенно в сфере ядерных техно-логий и рвущихся в ЕС беженцев) были иными, Евросоюз и США сами предложили бы нам переговоры по отмене санкций.

Для чего России нужен Иран и почему мы никак не продадим ему танки, самолёты и… слонов? Читайте в следующем номере «АиФ».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов