Материал на тему: Положение о взаимопосещении уроков. Лист для взаимопосещения уроков

Обмен опытом – один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от нескольких факторов.

Подготовка руководителей к посещению уроков

Основные элементы подготовки:

  • Повторить основные определения и понятия.
  • Повторить типологию уроков и классификацию методов обучения.
  • Изучить технологию личностно-ориентированного обучения.
  • Сформулировать цель посещения (скорректировать).
  • Просмотреть соответствующий раздел учебной программы и материал имеющихся школьных учебников, жела-тельно просмотреть также методические пособия в помощь учителю.
  • Постараться самому мысленно смодели¬ровать предстоящий урок.
  • Ответить себе на вопрос: «Знаю ли я об учителе то главное, что характеризует его как педагога — уровень квалификации, отношение к делу, детям, к своему профессиональному росту? «
  • Если учитель молодой, недостаточно квалифицированный, провести с ним предварительную беседу за несколько дней до посещения урока, дать свою программу наблюдения на уроках. Познакомиться с тематическими и поурочными планами, выяснить, какие основные затруднения испытывает учитель при подготовке к предстоящему уроку, высказать свои соображения. При этом не забывайте, что поурочный план — это личный документ учителя, и в отношении его нужно давать не указания и директивы, а рекомендации и советы. Учитель может по своему усмотрению использовать старый календарно-тематический план, внося в него коррективы.

Важно! Предварительно беседу до посещения урока в ряде случаев полезно провести совместно с опытным учителем, при этом выяснить учебные возможности учащихся, особенности мотивации. Необходимо познакомить учителя с типичными ошибками при проведении урока и схемой самоанализа урока.

  • С помощью записей о ранее посещенных уроках у данного учителя восстановить, какие выводы были сделаны, какие даны советы, предложения.
  • В некоторых случаях надо решить, не следует ли пригласить на урок опытного специалиста по данному предме-ту, который сможет более квалифицированно проанализировать, оценить урок по содержанию, методам работы, результативности. Ваша позиция при этом будет выражена в вопросах к обоим учителям.
  • Если предлагается посетить не один, а ряд уроков, то необходимо заранее выяснить место и роль изучаемой темы в системе всего учебного курса, мысленно спроекти¬ровать в основных чертах тот учебно-воспитательный процесс, который должен протекать на занятиях, вычленить роль каждого из предстоящих уроков, четко определить основные результаты образования, которые необходимо достичь учащимся по изучаемой теме.
  • Готовясь к посещению занятий, следует заранее определить форму выявления результативности обучения, подобрать соответствующие тексты, задания для контрольной работы, тесты, вопросник для проверочной фронтальной беседы с классом и т.д.

Основные первичные понятия

Анализ (разложение) — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

Форма — строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием.

Рефлексия (обращение назад) — 1.Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2.Форма теоретической деятельности человека направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи
с хозяйственной деятельностью человека.

Тип — 1.Единица расчленения изучаемой реальности в типологии. 2. Высшее подразделение в систематике чего-нибудь.

Вид — подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода.

Структура (строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Аспект — точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие, перспектива; взгляд на что-нибудь.

Функция — заранее определенная операция над данными.

Общая функция урока — целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и вос-питывающего обучения.

Цель — 1. То к чему стремятся, что надо осуществить. 2.Заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познава-тельного, развивающего и воспитывающего.

Задача — 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Поручение, задание

Задача обучения — один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся.

Обучение — передача кому-нибудь какие-нибудь знания, умения и навыки.

Обучение — планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя.

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойст-во: в результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.

Развитие — процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, культурной и общественной деятельности.

Воспитание — навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Метод — форма практического и теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей изучаемо-го объекта.

Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направлен-ных на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.

Метод обучения — это осознанный, схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности.

Приемы обучения — это одна или несколько конкретных операций, преследующих достижение частных, вспомогательных целей того или иного метода. Связь методов с приемами — одни приемы обслуживают определенные ме-тоды, другие пригодны при всех методах, но при всех условиях они выступают в качестве элементов реализуемых методов и методик обучения, вариантно и по выбору, осуществляемому учителем, выступающих в качестве средств и способов достижения конкретных, частных его целей.

Знания — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.

Умения — способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.

Навыки — умение, созданное упражнениями, привычкой.

Способ — действие или система действий, применяемых при исполнении какой — нибудь работы, при осуществлении чего — нибудь.

Прием — 1. Отдельное действие, движение. 2. Способ в осуществлении чего-нибудь.

Средство — прием, способ действия для достижения чего-нибудь.

Отчет-отзыв о взаимопосещении урока

Дата посещения 10.10

Класс 6 «А» количество учеников 12 человек

Урок по счету в этот день 6-й

Урок ведет преподаватель Скирневская В.Б.

Посетил Чиркова О.В.

Тип урока комбинированный Форма проведения урок-практикум

Тема урока Закрепление пройденного материала. Отработка форм глаголов в Present Simple Tense

Цель посещения обмен опытом проведения уроков

Структура урока : урок состоял из традиционных элементов:

  • орг. момент, включая все необходимое: приветствие, проверка готовности к уроку, дисциплина, озвучивание темы, соответствующей рабочей программе и календарному плану, целей урока. (5мин);
  • проверка д/з (12 мин.) в письменной и устной форме;
  • закрепление пройденного материала учащимися (25 мин.): работа как индивидуально, так и с учениками у доски;
  • выставление и обоснование оценок за работу на уроке (1 мин.);
  • новое д/з (2 мин.).

УЧЕБНАЯ АТМОСФЕРА в классе (кабинете) способна переключить учащихся на предмет «иностранный язык». Этому способствуют материалы, рассказывающие о стране изучаемого языка; воспроизводимая в перерыве в звукозаписи иноязычная речь; другие средства языковой среды соответствующим образом классная доска, таблицы, визуальная наглядность к уроку.

Основные задачи урока были сформулированы педагогом четко и ясно, громко. Учитель показывает примеры чётко и доступно, объясняя важные для понимания учениками моменты, учитель указывает и исправляет ошибки в процессе выполнения упражнений учащимися. Правильно подобранные упражнения по уровням сложности позволяют наращивать сложность по мере усвоения материала. Но учащиеся к занятиям не относятся с большим энтузиазмом и неохотно выполняют задания в тетрадях. Педагогу приходится отвлекаться для изменения поведения в классе, уговаривать учеников выйти к доске. Учитель задаёт вопросы, но ученики не всегда отвечают сами. Мало случаев, когда ученик начинает речь самостоятельно, для ответа на поставленный вопрос. Чаще разговаривают не по теме урока, отвлекая своих одноклассников.

Учитель относится к детям с уважением, пониманием (6 урок, дети устали), соблюдает тактичность. Урок проводился согласно программе. Для урока были характерны моменты молчания, замешательства, паузы, т.к. многие ученики не были готовы к уроку, не имели домашнего задания.

В ходе урока учителю все же удалось наладить контакт с детьми, создать необходимую обстановку, задействовать весь класс в процесс обучения, контролируя работу каждого ученика.

Во время урока учитель привлекает внимание учеников, задавая вопросы, иногда выходит на уровень диалога с учениками. Методы обучения и воспитания достаточно результативны, не сложны, скоординированы.. В процессе урока учитель исправляет ошибки, в случаях затруднений делает подсказки. Учитель придерживается дидактических принципов обучения и воспитания: активности, наглядности обучения, систематичности, последовательности, доступности. Привлекает детей к анализу выполненных заданий, самооценке.

Время от времени преподаватель акцентирует внимание учеников на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайте поподробнее», «Это очень важно». Таким образом, он обращает внимание учеников на какие-то значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы. Это способствует выработке у учащихся умению выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, учит их мыслить аналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.

В заключительной части урока закрепление основных моментов, рефлексия. Проводится подведение итогов урока, дается домашнее задание. Оценку деятельности учеников проводил сам учитель, ученики не были задействованы в проверке работ у друг друга (при проверке д/з, текущих заданий урока). При стимулировании учащихся к активной деятельности учителем в большей мере использовались методы принуждения.

Учитель был в полной мере подготовлен к уроку.

Цель посещения урока достигнута в полном объеме, получен опыт проведения такого типа урока.

Общие впечатления от урока:

Учитель уверенно и настойчиво требует выполнений задач урока. Он умело держится перед классом, правда, не всегда владеет им. К детям относится с уважением, соблюдает тактичность. Взаимоотношения детей с учителем хорошие. Он дает указания детям правильно, его речь четкая и ясная. К отдельным ученикам применяет индивидуальный подход.

В процессе урока практически все задания учителя выполнены. В процессе урока выполнены образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Выводы и замечания:

Урок был построен в соответствии с требованиями к современному уроку:

1 Урок преследовал три цели: практическую, воспитательную и развивающую.

  1. Урок был четким, целенаправленным (средства обучения соответствовали цели).
  2. Урок носил практический характер (ученики отрабатывали пройденный материал).
  3. Урок носил научный характер, ученики постигали материал в соответствии с признанными грамматическими, лексическими, фонетическими стандартами английского языка.
  4. Полного управления процессом обучения на уроке добиться удалось не сразу.
  5. Урок носил комплексный характер: на уроке были использованы устные и письменные

Формы работы.

  1. Урок был построен логично и был познавательным.
  2. Урок носил обязательную коммуникативную направленность.
  3. На уроке присутствовало единство обучающей и контролирующей функций, что дает возможность учителю анализировать свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.

10 Дифференцированный подход к организации деятельности учащихся, учитывая их различную подготовку.

Структура урока отражала все вышеуказанные принципы.

Преподаватель, посетивший занятие

С выводами и замечаниями ознакомлены



▫ А в горах... А в таджикских горах есть река Пасруд. Те, кто мимо проходит, там обязательно сделают то, о чём говорит название реки, причём не один раз. Если, конечно, воду не вскипятят и не сделают из неё чай. Может быть, это потому, что по берегам реки пасётся много скота. Происхождение чайного гриба и по сей день является научной загадкой: в естественном виде в природе он не встречается, а между тем известен с далекой древности - первое историческое упоминание об этом чудесном грибе относится примерно к 400 г. н. э.: по легенде, корейский врач исцелил японского императора этим снадобьем от болезни желудка. Есть более интересная версия этой сказки: монах предсказал больному императору, что лекарство ему принесет муравей. Некоторое время спустя император действительно увидел упавшего в чашку с чаем муравья, и тот сказал ему, что принес и опустил в чашку императора невидимое глазу лекарство. Чашку следует оставить и подождать, пока в ней не вырастет медуза, которая превратит чай в целебное снадобье. Император послушался муравья, выпил лекарство и выздоровел.
▫ Вот еще сказки про айран: А. А. Атманских: Айран способствует правильному пищеварению, а, следовательно, и общему хорошему состоянию здоровья. Лучшей иллюстрацией сказанного служит цветущее здоровье карачаевцев и частая глубокая старость среди них. Только там мне удалось видеть стариков и старух с зубами, смена которых произошла у них в весьма глубокой старости. Давно не была в Карачае, но вот в моем родовом селе Верхняя Балкария и сегодня можно встретить таких стариков. У некоторых даже паспортов нет, потому что родились они еще до прихода советской власти в горы. Но старыми их назвать язык не поворачивается правнукам по хозяйству помогают!. Есть и более страшные сказки
▫ СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МЕТОДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ.
▫ Фотографию того, чем масаи моют свои калебасы, - можно я не стану публиковать из этических соображений? Не, просто неудобно перед сотрудницей, одетой так, как предписывают совершенно ничего не соображающие специалисты: масайский способ настолько хорош, что даже ставить в неловкое положение септику с антисептикой не хочется. Хотя даже странно, почему у сотрудницы руки не отливают гордо следами недельной непомытости. И, предположу, не пахнут совсем масайским моющим средством. Ну а на картинке, где угощаются - сами себе делают, сами и едят. Я, когда готовлю, тоже руки спиртом не мою, негодник этакий. А вот если для кого-то, куда-то что-то из моей стряпни пойдёт... Тут я, конечно, совершенно неграмотно и преступно постараюсь сохранить чистоту и как-то озаботиться безопасностью. Безопасностью того, кому потом всё это в пищу употребить. Ради этого я даже пренебрегу высоким искусством масаев в деле урино (простите) ополаскивания(
▫ 6581956-a3691701 6581958-a3691701 не мог грибок выжить во вторых условиях, значит у тетеньки из лаборатории не напиток долголетия в руках Наверное, напиток долголетия от такого грибка, который в грязных условиях (по меркам лаборатории молочного завода) выжил и выглядит беленьким и здоровеньким. Логично предположить, что у него `сильный` иммунитет. А не эти вот кефиры, над которым трясутся в лабораториях.. Но это на правах сказки

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Тетерина Людмила Николаевна

Обмен опытом - один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от двух факторов:

1) от степени осознаваемой учителем субъективной новизны посещенного урока;

2) от умения видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями.

Посещать уроки у коллег можно только с их согласия и по предварительной договорённости.

При посещении урока с целью развития методической компетентности учителя решающее значение приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Нельзя забывать, что главной целью посещения уроков учителем является методическая учёба, повышение собственного профессионального уровня. И как любая учебная деятельность, она наиболее эффективна, если учитель тщательно подготовится к посещению урока у коллеги, а во время урока будет внимательно наблюдать, фиксируя результаты своего наблюдения.

Исходя из своих затруднений, учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

После посещения урока необходимо осмыслить то, что записано на уроке и принять участие в обсуждении и анализе посещённого урока. Если обсуждение урока не организуется, посещающему урок коллеги педагогу всё равно надо узнать мнение самого учителя об уроке, задать ему вопросы о том, что в уроке осталось не совсем ясным, поделится собственными впечатлениями.

В дальнейшем учитель будет активно осваивать опыт посещённых уроков: использовать информацию, приобретённую им в процессе посещения, осмысления и обсуждения урока, при подготовке и проведении своих уроков; творчески интерпретировать полученный опыт, исходя из собственных потребностей в развитии методической компетентности.

Таким образом, цель деятельности, связанной с посещением уроков педагогом у своего коллеги, заключается в том, чтобы заимствовать положительный опыт и учиться на чужих ошибках.

При посещении урока хорошо воспользоваться памятками для посещающих урок или картами посещения. Они могут подсказать, на что надо обратить внимание на уроке во время посещения.

Примерная памятка анализа урока русского языка.

Учитель______ Класс_______ Тема_______

1. Правильность освещения темы урока, формулировка определений и выводов, сделанных на уроке.

2. Воспитательная и образовательная ценность дидактического материала.

3. Культура речи учителя и учащихся.

II. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. Методы и приемы изучения нового материала, закрепление пройденного и про-верка, рациональность их применения.

2. Виды упражнений и эффективность их использования.

3. Эффективность использования наглядных пособий.

4. Приемы объяснения домашнего задания и места его на \роке.

5. Осуществление на уроке задач формирования грамматической базы учащихся (работа по развитию орфографической и пунктуационнойзоркости).

6. Осуществление на уроке задач развития связной речи учащихся.

7. Осуществление на уроке принципов развивающего и воспитывающего обуче-ния.

8. Выявление знаний учащихся, правильность и мотивированность оценок.

9. Подведение итогов урока.

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА АНАЛИЗА УРОКА.

1. Поведение учителя на уроке, внимание к классу и отдельным учащимся, манера обращения с детьми.

2. Организация классного коллектива на воспитание положительных мотивов учащихся.

3. Реакция учащихся на применение учителем новых приемов и видов работ.

4. Степень активности и самостоятельности учащихся на протяжении всего >рока и на отдельных этапах.

IV. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО УРОКУ.

1. Достигли урок цели?

  1. Насколько рациональны пути ее достижения?

4. Методика построения (принципы, формы, методы и приемы).

5. Закономерность и эффективность урока в целом.

V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Памятка анализа урока литературы.

Учитель ___________ Класс _____________Тема ________________

1. Правильно ли определена цель урока и выбраны средства ее достижения?

2. Как осуществляется идейное, нравственное и эстетическое воспитание учащих-ся?

3. Соблюдается ли принцип единства формы и содержания при анализе литера-турных произведений? Какими путями он осуществляется?

4. Насколько хорошо учащиеся знают тексты изучаемых произведений?

5. Какими путями учитель пользуется при освещении основных проблем в творче-стве разных писателей?

6. Привлекаются ли смежные виды искусства для более глубокого понимания ос-новной идеи произведения или исторической закономерности и достоверности событий, раскрытых писателем, поэтом?

7. Какое место на уроках литературы имеют технические средства и наглядность?

8. Связаны ли занятия с усвоением богатства родного языка, обогащением речи учащихся, обучением выразительности речи?

9. Как учащиеся овладевают основными понятиями теории литературы?

10. Как учитель руководит внеклассным чтением, отводит ли специальные уроки с этой целью?

11. Насколько ярка, эмоциональна и выразительна речь самого учителя?

12. Какая работа ведется по подготовке к письму, сочинению или устным расска-зам, выступлениям как на уроке, так и в порядке домашних заданий?

13. Уделяется ли внимание повторению теоретических понятий?

14. Каким образом устанавливается связь с изученным уже ранее произведением?

15. Выводы и предложения.

В то же время при посещении уроков у коллег надо помнить, что коллега, у которого Вы посещаете урок, такой же учитель, как и Вы. И разрешение на посещение его урока он даёт добровольно, никто его не может обязать это делать. При этом он очень волнуется. Поэтому здесь надо учитывать и психологический аспект процесса посещения. Все Вы хорошо помните свои чувства, когда кто-то присутствует у Вас на уроке. И страх, и боязнь сделать что-то не так, и смущение, и готовность покивать головой на чей-то лестный отзыв, и обида на несправедливое замечание, и сокрушение по поводу очевидных промахов. Чтобы благополучно избежать недоразумений, недопонимания и не принести коллеге лишних тревог, воспользуйтесь простыми советами:

1. Каким бы странным и непонятным ни был урок, попробуйте заметить в поведении учителя такие особенности, которые обнаруживают, что ему самому интересно, найдут ли дети ответ, выход или верное направление. Если это есть, урок удался.

2. Не судите об активности детей по резвости воздевания рук и их количеству. Активность в том, что и смех, и говор, и движение могут быстро сменяться рабочей внимательной тишиной, и наоборот.

3. Как ни странно, личностно-ориентированный подход обнаруживается не только и не столько в том, даются ли индивидуальные задания, а в том, что задания легче и полезнее выполнять вместе с товарищами, чем в одиночку. Поэтому хорошо, если работа на уроке или часть её выполняются в группах. Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании, онизащищены от скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки. Это является украшением любого урока и показателем высокого качества работы учителя с классом.

4. Уровень компетентности класса, таланта и сообразительности каждого ребёнка лучше всего виден в смене дел, содержания и форм работы при отсутствии учительских разносов за глупость, нерадивость и бестолковость. Многие и разные задания, сменяя друг друга, позволяют детям проявлять свою находчивость, умения, способности.

5. И наконец, если Вы увидели талант другого, порадовались за него, то не становитесь ли и Вы талантливее сами?

Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам.

А. Макаренко.

Но на деле происходит так: молодые педагоги всячески увиливают, уроки посещают только администрация или руководители методобъединений (должность обязывает), а проведение открытых уроков нередко воспринимается как сущее наказание учителя.

Конечно, многое зависит от условий работы в конкретной школе. Как правило, взаимопосещение уроков — дело добровольное, и регламентируется исключительно локальными актами и приказами. Хотя нередко слышишь, что в некоторых школах наличие тетради взаимопосещения обязательно. Более того, установлено даже минимальное количество уроков за четверть.

Как же организовать взаимопосещение уроков таким образом, чтобы это занятие было полезным и не напряжным? Коллеги, давайте делиться опытом.

  • Делимся на группы . Обычно учителей объединяет либо методобъединение, либо отношения "наставник — молодой специалист". Почему бы не объединиться учителям, работающим в одном классе? Особенно это действенно для тех, кто начинает работать в 5-х классах: новые детки после младшей школы — удобнее изучать класс вместе. Или объединится учителям, работающим в выпускных классах.
  • Ставим цель . Для чего вы идете на урок? Опустим все формальности вроде "администрация обязывает", "учитель проходит аттестацию", "предметная неделя" и т.п. Гораздо удобнее и практичнее, если каждый учитель (МО, группа учителей, работающих в одном классе) составит перечень целей.

Например, в течение 1-ой четверти — "применение новых технологий и ИКТ", во 2-ой четверти — " ", в 3-ей — "способы работы с отстающими/одаренными учениками" и т.д. Во-первых, вы знаете, на какие аспекты преподавания обращать внимание (к вам же тоже будут ходить). Во-вторых, по итогам четверти накапливается немалая база приемов и методов по одному конкретному вопросу, которую можно обсудить в рамках группы.

  • Составляем график . Если вы решили организовать взаимопосещение в рамках такой группы, хорошо бы заранее составить график. В графике желательно учитывать и "окна", и пожелания самих учителей, которые будут приглашать на уроки.
  • Облегчаем задачу . Предложите учителям готовые схемы анализов урока. Например, на нашем сайте есть , каждый из которых можно доработать, согласуясь со своими целями. Еще удобнее заполнять эти бланки с помощью компьютера, чем писать постоянно от руки и вести эти толстенные тетради.
  • Стимулируем . Можно, например, расписать рейтинг учителей и предложить листы стимулирования. Провел открытый урок — 10 баллов в копилку, организовал мероприятие в рамках предметной недели — еще 5 баллов, посетил урок коллеги с целью наставничества — 1 балл, с целью ознакомления — 0,5 баллов и т.д. Самых отличившихся учителей можно поощрять материально или, например, давать незапланированные отгулы. Наверняка, в арсенале каждой администрации есть .

Пожелания для администрации

  • Свободное посещение . Конечно, удобно, когда взаимопосещение уроков регламентировано. Но давить на учителей и требовать по "20 анализов" в четверть — плодить бумагомарательство. Пока вы не покажете практическую действенность взаимопосещения уроков, результатов, увы, не будет.
  • Доброжелательное отношение . Опытный педагог знает, что , а отчитывать и критиковать — исключительно наедине. Почему мы забываем это правило, когда идем на урок к коллеге? В крайнем случае, всегда можно найти обтекаемую форму критики: "А посему бы не попробовать вот так? А может изменить вот этот пункт урока на другой?" и т.д.
  • Обязательный анализ . Если уж вы пришли на урок, то ограничиваться двумя-тремя общими фразами неразумно. Спрашивается: "Чего тогда приходили?". Хорошо, если вы заранее будете предупреждать учителя о цели анализа урока, что именно вы хотите оценить (умение работать со всем классом, дифференцированный подход, применение новых методик и т.д.). И по итогам обязательно дать развернутую оценку по данному аспекту.

А как у них?

Один из наиболее приемлемых вариантов организации взаимопосещения уроков предложен японскими специалистами. Этот способ получил название Lesson Study или "Исследование в действии".

Вкратце суть такова: формируются группы учителей (обычно, в группе не более 3-5 человек). Затем выбирается один доброволец и ставится конкретная цель анализа уроков.

Например, учитель английского языка. Цель анализа: использование диалога как метода обучения языку. Группа коллег посещает уроки этого учителя (не менее трех) и исследует именно работу с диалогом. В качестве исследуемых (этаких "контрольных точек") в классе выбираются по три ученика (отличник, ученик со средней успеваемостью и отстающий). После проведения 3-4 запланированных на данном этапе уроков, с этими учениками проводят анкетирование (рефлексию).

По итогам происходит "разбор полетов". Но при этом группа учителей становится не только критиками, но и полноправными соучастниками каждого урока. Вполне возможно, что уже после первого посещения можно предложить коллеге свой вариант работы, свою методику, совет, на что обратить внимание и т.д.

Впрочем, это тема для отдельной статьи. А как организовано взаимопосещение уроков в вашей школе?