Виктор Языков. Российский одиночный экстремальный яхтинг

Океан

В один прекрасный момент я просто понял, что Земля - это мама, которая нас родила, и, естественно, она просто выше нас по своей организации. Парусная яхта объединяет эти две более высокие субстанции - мировой океан и воздушный океан, соединяя их естественным образом. Получается, что яхта - это вечный двигатель в каком-то плане, потому что энергия ветра неиссякаема. То есть ты отталкиваешься от тверди, от тела, и начинаешь путешествие в пространстве души с помощью силы духа…

Очень много, конечно, нюансов, когда мы говорим о человеке в океане. Все мы изначальное вышли из океана - это наш прародитель. Но люди говорят это, иногда совершено не понимая, о чём говорят. Потому как наш родитель - океан нам вреда причинить не может. И те опасности, которые нас подстерегают, как нам кажется, в океане - это то, что родилось в нашем больном сознании. Для начала нужно полностью исключить такое понятие, как опасность, потому что опасности не существует, кроме той, которую мы сами себе создаём в своей голове. Если уж рассматривать то, что люди называют опасностью, то это просто более или менее сложные ситуации, в которых надо правильно действовать и, само собой, быть к ним готовым.

Я бы назвал яхту идеальным инструментом познания. Мне кажется, это самое правильное определение. Инструмент, который создаётся, безусловно, каждым человеком, его нельзя купить, нельзя получить от кого-то в подарок - это то, во что ты вкладываешь себя. Есть потрясающая фраза, подобной я больше не встречал, Джозефа Конрада: «Everything can be found at sea, according to the spirit of your quest». Одно слово - «всё», хотя понять человек этого не может. Многие эту фразу слышали. Но главное понять… Для человека понятие «всё» отсутствует. Я знаю эту фразу давно, и она приводила меня в восторг, но именно в этот раз я понял, как много всего человек может получить в океане.

Как люди вообще воспринимают океан? Они его не видят. Отражение солнечных лучей от поверхности воды они считают океаном. Когда ты идёшь по океану, то начинаешь в конце концов кое-что понимать… Саша Подводный мне многое объяснил. Когда я его спросил - почему Подводный, он сказал: «Ну всё же под водой…» Там и рыба, в том числе и рифы, и всё остальное. Смотришь, тишь да гладь, ты скользишь по ней, и вдруг - бах! - наехал на риф или заметил рыбу-меч. Или решил искупаться, ныряешь - не будем говорить об акулах, та же медуза «португальский кораблик» может создать очень неприятную ситуацию. Потому внимательно смотри по сторонам.

Яхта идёт иногда с приличной скоростью, узлов до десяти. Для начала надо попробовать искупаться на скорости два, три, четыре узла. Хороший конец должен быть привязан надёжно, надо подёргать эту верёвку, потом надеть на руку - там петля. Я, например, раньше просто руку вставлял в петлю, а теперь из этой петли делаю петлю, затягиваю на запястье и уже держусь, то есть получается двойная страховка. Прежде чем опуститься, само собой надо посмотреть по сторонам. Георгий Иванович (Гурджиев. - Прим. ред. ), он же правильно все объяснял: «Надо видеть себя со стороны, помнить себя».


Безопасность

Когда что-то делаешь, думай о том, что делаешь. Это правило является основой безопасности вообще, ну и в океане тоже. Смысл в чём? Когда ты каждый день делаешь одно и то же, то сначала есть ощущение опасности, страха, и всё делаешь внимательно, но постепенно привыкаешь и начинаешь думать бог знает о чём в то время, когда делаешь какую-либо серьёзную вещь.

Практиковать внимательное отношение к тому, что делаешь, нужно постоянно. Занимаясь любым делом, можно практиковаться. Например, у меня есть нож, очень острый, и я его всё время вытираю об руку. Если провести им немного иначе, то порежусь. Точно так же, чем чаще опускаешься за борт на этой верёвочке, тем вроде бы возникает больше шансов, что когда-нибудь какая-то неприятность с тобой случится. Вот такого быть не должно. Это неправильно.

Опасности не существует, как я уже говорил. Как только человек произносит слово «опасность», он автоматически включает программу самоуничтожения. Единственно, чего надо бояться, - это чувства страха. Если ты не боишься, то всё в порядке. А если есть страх, то его и надо бояться. У меня на протяжении 44-х дней и 6 тысяч миль (во время одиночного плавания по Атлантике. - Прим. ред. ) не было ощущения страха, опасности и даже тревоги и беспокойства. Это, безусловно, одно из самых главных достижений плавания. Такое было у меня в первый раз.

Четвёртое измерение

Конечно, это состояние формировалось раньше. Ситуация создавалась на протяжении длительного времени. Так создаётся свой мир, я назвал это четвёртым измерением. Безусловно, ты закладываешь в собственный мир четвёртого измерения всё то, о чём мечтаешь. То есть это мир, в котором нет страха, нет опасности, нет ничего неприятного. Ты создал собственное пространство, в котором ничего страшного произойти просто не может. Если ты в состоянии удерживать это состояние, оно может длиться сколь угодно долго.

Процесс создания яхты был очень тяжёлым, но, только когда плавание подходило к завершению, я понял, что у меня финиш совпадает по дате с точностью до нескольких часов с финишем в , которая была 12 лет назад. Я понял, что у меня замкнулся 12-летний цикл. Получилось ровно 12 лет и 12 часов. Началось всё с того момента, когда завершилась кругосветная гонка. За это время много всего было. Строительство яхты началось летом 2003 года. И всё, что было сделано, - это подготовка к плаванию. Плавание продолжалось 44 дня, подготовка - 12 лет. Было такое огромное количество событий, людей, которые бескорыстно приняли участие в этом проекте. По-другому такие вещи не происходят. Безусловно, я не воспринимаю данный результат как свой личный.

Я вышел в какое-то новое пространство, обрёл новое знание. Знание того, что люди - каждый человек - живёт в собственном мире. В любой ситуации он живёт в своём мире, который сам создаёт собственными усилиями, и другого быть не может. Ни больше, ни меньше. И только от него зависит, как выглядит его мир. Если, скажем, какой-то человек тебе не нравится, то никто не виноват, что ты такой хреновый художник. Как ты его нарисовал, таким он тебе и представляется. Нарисуй снова.

Для того чтобы получить всё, нужно отдать всё. В принципе ни один человек не может отдать всё, но приблизиться к этому может. Вкладывай себя в течение длительного времени по максимуму, не думая ни о чём, вопреки всем опасениям, страхам, усилиям… Даже небольшое дело связано с риском. С риском того, что из этого ничего не выйдет. И стоит ли оно того, чтобы в него вкладываться? Если ты в состоянии вложиться полностью, то получишь гораздо больше, чем отдал. Ты получаешь качественно другие состояния. У человека есть только его состояние.

Откуда оно взялось, четвёртое измерение, вообще вся ситуация? Это уже давно забытое прошлое… У меня с детства было стремление создать подобную яхту. Всё начиналось с вёсел лет в 10-12, мозоли были на всех местах, где положено. Когда мне было 16 лет, я прочитал книжку о канадском капитане , о человеке, который построил яхту и обошёл на ней вокруг света в одиночку. Его яхта могла идти с закреплённым рулём. За всю историю - а прошло больше ста лет - не было создано ни одной подобной яхты, за исключением наших «Ветра перемен» и . Когда выходишь под парусом - это такое чудо! Оказывается, можно двигаться по поверхности океана или моря и не упираться изо всех сил, налегая на вёсла, набивая мозоли. Просто замечательно! Мне в этом плане повезло невероятно. И, несомненно, умение не рулить имеет очень большое значение. Для меня это уже стало реальностью. Почти никаких усилий не требует управление яхтой.

Интересно смотреть на воду за кормой - зрелище бесподобное, оно расслабляет. Скажем, если есть что-то нехорошее, то всё это уносится. А когда хочешь что-то получить, надо смотреть на набегающую волну. Когда ветерок ещё встречный, ты ощущаешь одновременно как бы воду, которая набегает на тебя. Вот такие интересные вещи.

В чём смысл четвёртого измерения? Как его почувствовать? Главное - ситуация, в которой ты минимально занят чем бы то ни было. Это получается, потому что яхта идёт сама, ничего не надо делать. Заранее надо всё очень серьёзно продумать, чтобы вообще не о чем было беспокоиться. То есть заблаговременно создаёшь ситуацию.

Человек всегда живёт в том мире, который создал сам, по-другому не бывает. Когда у человека неприятности, он обвиняет кого угодно и не понимает, что сам смоделировал ситуацию. Но в данном случае ты осознанно и целенаправленно создаёшь мир определённого качества. То есть появляется наконец-то возможность сотворения такого мира, в котором ты не встретишься с неприятностями.

Параметры следующие: не должно быть холодно, не должен дуть сильный ветер, не должно быть много работы и так далее. То есть в этом плаванье задавались конкретные параметры для четвёртого измерения. Безусловно, понятие «четвёртое измерение» появляется только тогда, когда ты в нём очутился. Уже находясь в нём, начинаешь понимать, что это такое. Очень важно удержаться там и не вывалиться.

Тебе при этом подают какие-нибудь знаки. Один знак был - корабль появился. До этого не было ничего. Потом ещё более суровый знак - голубь прилетел. Это было недалеко от островов Зелёного мыса, там спорт такой - почтовых голубей запускают. Я думал, что он улетит. Но нет, 11 суток был на яхте. Это было серьёзное предупреждение: он очень здорово нарушил мою ситуацию, так как надо было его кормить и что-то с ним делать. В итоге я подумал, что он будет со мной до конца, и воспринял это как должное. Тоже была интересная практика. Когда ветерок усилился, сбоку начали залетать брызги, то голубя стало захлёстывать волной. Он поднялся, полетал, прилетел обратно, опять волна на него. В конце концов птица улетела. До берега далеко, но, похоже, голубь встретил какое-то судно и остался на нём. Об этом можно много говорить, ведь ничего случайного не бывает.

Яхта

Большинство людей создают некий мир, но он существует скорее в пространстве сознания. А яхта - это ситуация материализовавшегося созданного мира. Качество созданного пространства, безусловно, имеет огромное значение. Поскольку мы говорим о яхте, то эта яхта осознанно была создана с определёнными характеристиками, чтобы она сама шла.

Мы создали технологию обретения силы в океане. И, наверное, есть люди, которые могут воспользоваться этим делом, применить с пользой для себя. С другой стороны, мы использовали весь накопленный человечеством опыт в области создания яхт, проектирования, материаловедения, технологий, в том числе опыт вот этого человека… Ну и плюс, конечно, Гурджиев, его «Четвёртый путь», Дао Дэ Цзин, И Цзин и всё остальное, что удалось усвоить из премудростей. Они тоже являются частью большой работы, длинною в жизнь.

Осознанность появилась, когда впервые начал разговаривать с волнами… Ветер - это не страшно: паруса убрал, и всё. А волны зачастую создают очень серьёзные ситуации. Ну, это тоже было начало новой практики. Мысль, которая звучит очень просто: в этот раз всё будет иначе. Мне как-то Сергей Ресин сказал ключевую фразу: «Постарайся не делать ничего такого, что можно не делать». Он не стал ничего объяснять, но я понял. Эта практика впервые стала работать. На волне предыдущего опыта осознаёшь две основные вещи: первое - установка на то, что в этот раз всё будет по-другому, всё хорошо, и второе - надо стараться как можно меньше быть занятым, тогда ты свободен к восприятию. В противном случае ты воспринимаешь очень незначительное количество информации или вообще её не воспринимаешь. Это было первое плавание в новом качестве.

Вернусь к волнам. Я начал с ними разговаривать. Когда волны воспринимаешь как что-то родное и близкое, тогда они тебе не навредят. Как-то я упоминал, что волны как огромные дикие звери. Вот ты и начинаешь их уговаривать, что-то обещать, где-то за ухом погладил, как большую собаку.

Существует представление о духах стихий, духах местности. Они, безусловно, есть. Когда появляется понимание этого, тогда всё начинает правильно происходить. Например, есть традиция открывать бутылку вина перед обедом и сначала немного вина вылить за борт - поприветствовать. У нас есть свой тост, который работает. Важно понимать, что есть вещи, которых ты практически не осознаёшь, но они существуют, и их нужно всегда учитывать и благожелательно относиться. Точно так же, когда за яхтой на верёвке болтаешься, прежде чем опуститься в воду, ты должен обратиться с каким-то пожеланиями и просьбами, чтобы всё закончилось благополучно. То есть надо создавать ритуал. Ритуал, которому ты следуешь, является обеспечением твоей безопасности в гораздо большей степени, чем спасательный плот. Я раньше почему-то не придавал значения этому очень важному моменту. Создание четвёртого измерения - это в значительной степени родство с яхтой. Если рассматривать яхту как живое существо, то зачем брать с собой плот? В надежде на то, что, если с яхтой что-то случилось, ты выживешь? Это не прилично, не этично. Яхта это тоже чувствует, понимает. Большинство людей чего только не делают: и страховки, и спасательные жилеты, и плоты, совершенно не понимая, что зачастую причиняют больше вреда, чем пользы, этими вещами. Главное помнить, что яхта - живое существо, и забота о ней, мысли о ней являются основой обеспечения безопасности. И не только безопасности, а, что гораздо важнее, создания четвёртого измерения, создания твоего пространства, твоего мира.

Вконтакте

Он в одиночку прошел тысячи миль по безбрежному океану, обогнул весь земной шар и пережил множество удивительных мгновений. Его имя знакомо каждому искателю приключений, связавшему свою судьбу с морем.

Юношеские годы будущего путешественника

Виктор родился в 1948 году, в небольшом курортном поселке Лазаревское, который в настоящее время является одним из районов города Сочи. Мальчик был старшим сыном в семье и помогал родителям в воспитании двух младших братьев. Отец Виктора, Аркадий Семенович, был обычным плотником. Именно он привил своему старшему сыну любовь к плотницкому мастерству и работе с деревом. Мать работала учительницей в школе – от нее мальчик унаследовал упорство и силу характера.

О море будущий яхтсмен мечтал всю свою сознательную жизнь. Он зачитывался Джеком Лондоном и верил, что когда-нибудь обязательно отправится в дальнее , о котором напишут книги. За несколько дней до 14-летия мальчика в море погиб отец, вышедший с другом на на небольшой лодке. Начался сильный шторм, и вернуться на берег им так и не удалось. В тот день Виктор четко осознал, что обязательно свяжет свою жизнь с морем и сумеет победить непокорную стихию.

После школы парень поступил в мореходное училище, затем туда же взяли его среднего брата Анатолия. Младший, Славик, выучился на инженера-конструктора. Такой план братьями был разработан намеренно, чтобы всем вместе можно было проектировать, строить и осваивать яхты.

На пути к мечте

При Лазаревской функционировал , который стал настоящим вторым домом для всех братьев Языковых. Именно здесь проходила их первая , здесь они научились умело обращаться с парусами, строить шлюпки, яхты и швертботы.

После службы в армии Виктор отправился на Дальний Восток, заниматься рыбным промыслом. Эта работа дала ему грандиозный опыт, закалку и позволила реально оценить собственные возможности. Языков со своей командой ходил по Тихому океану и Охотскому морю, бывал в Японии. Работа, приносившая солидный доход, все же не была тем, о чем всю жизнь мечтал Виктор. Его потянуло к родным берегам теплого Черного моря.

Бросив рыбный промысел, все свое время Языков посвятил строительству суден. В 1986 году ему пришлось прервать это занятие из-за аварии на Чернобыльской АЭС – он становится одним из ее ликвидаторов. К любимому делу возвращается, получив изрядную дозу радиации. С 1988 по 1990 год Виктор строит яхту «Фазис» и принимает участие в гонке Whitbread, в ходе которой погибает один из членов экипажа. Затем Языков несколько месяцев стажируется в Англии, перенимает там новые технологии строительства и ремонта яхт, а также завязывает тесные отношения с лучшими и конструкторами.

В 1990 году Языков достраивает яхту «Лагуну» - свое детище, вместе с которым через 2 года принимает участие в Трансатлантической гонке по маршруту из Великобритании в Америку.

Трансатлантическая гонка

Участие в приняло 87 смельчаков, стартовавших из Плимута в июне 1992 года. Российский флаг впервые реял среди вымпелов других одиночек, решившихся на эту авантюру. Языков записал в судовом журнале, что ему удалось наконец-то свершить свою многолетнюю мечту.

Яхта «Лагуна» хорошо стартовала, и долгое время шла довольно быстро, однако через 25 дней судно попало в затяжной штиль. Долгожданный ветер не помог преодолеть оставшуюся дистанцию, так как яхтсмен совершил досадную ошибку и заблудился. В итоге, зайти в порт «Лагуне» удалось на 27 день гонки, получив 4 место в своем классе и 37 место в общем зачете. Не смотря на неудачу, не потерял своей привлекательности для бывалого моряка Виктора Языкова.

Участие в других гонках

После финиша в Америке Языков решил заработать немного средств на дорогу домой, однако очень быстро изменил свои планы и решил начать совместный с американцем Бобом Адамсом проект. Яхтсмены запланировали строительство новой яхты для участия в гонке «Around Alone», которая должна была состояться с 1994 по 1995 год. К сожалению, в этот период поучаствовать в соревновании не пришлось, поэтому стали готовиться к следующему – с 1998 по 1999 год.

Яхтсмены столкнулись с множеством препятствий во время подготовки, в итоге за 3 дня до старта Боб отменил свое участие. Сам Языков опоздал к старту, однако, несмотря на это, вышел на дистанцию и стал обладателем множества титулов, присвоенных ему по результатам гонки: «Яхтсмен месяца» от профессионального журнала «Seahorse», «Яхтсмен года» от Всероссийской федерации парусного спорта, «Человек года» от Русского биографического института.

В 2000 году Виктор Языков, на своей яхте «Ветер перемен», вторым приходит к финишу на Трансатлантической гонке одиночек. Затем он занимается строительством еще нескольких яхт, делая каждое новое судно еще более совершенным, чем предыдущее.

Конец эпохи гонок

Не смотря на то, что занимал особое место в жизни яхтсмена, он решает полностью отказаться от участия в гонках и посвятить себя другому занятию. Языков создает свою знаменитую яхту «Дочь ветров» и отправляется на ней в испытательное плавание по родному Черному морю.

В 2008 году Виктор Языков, вместе с экипажем, проходит на этом судне через . В 2009 году на той же яхте он отправляется в очередное свое одиночное путешествие от Чарльстона () до Саумптона (Великобритания). «Дочь ветра» оказалась тем идеальным судном, которого не хватало яхтсмену долгие годы.

В настоящее время Виктор Языков продолжает заниматься любимым делом. За всю свою карьеру яхтсмена он 3 раза пересек Тихий океан, 10 раз – , и два раза обошел в одиночку земной шар. Также он известен как человек, сделавший сам себе уникальную операцию в открытом море: во время одной из гонок Языкову пришлось удалять огромную опухоль на руке. Этот человек стал настоящей легендой еще при жизни.

В иктор Языков человек неординарный и готов делиться своим опытом, хотя далеко не каждый сможет последовать его примеру. Однако, как говорит сам Виктор, чужой опыт не нужно копировать, его нужно использовать как ориентир. Вот такой ориентир мы решили дать читателям в виде нескольких правил Виктора Языкова.

* Каждое новое плавание должно приносить очередное открытие. Человек вообще должен идти в океан, чтобы постичь какие-то вещи, которые на берегу недоступны. Океан и яхта, если она правильно создана, гармонизируют окружающее пространство, человека ничто не отвлекает, он может погрузиться в себя, в свои мысли.

* Результат кругосветки всегда один. Это то, насколько ты изменился, пройдя кругосветку, все остальное несущественно.

* Я никогда не был путешественником и никогда им не буду. Нужно всегда четко осознавать, зачем вы идете в море. Моя цель - изучение аспектов взаимодействия человека и океана.

* Океан в любой момент может сделать с нами все что угодно. Все, что приходит к нам, это оттуда, из океана. Он нас создал с определенной целью. И если правильно подходить к пониманию смысла жизни, то ее цель - выполнить то, зачем он нас создал. У меня уже давно исчезло желание делать то, что хочется. Сейчас мне хочется понять, что я должен.

* Единственный смысл этой жизни - в понимании того, что мир устроен разумно, правильно. Чтобы постичь эту правильность, человек должен работать над собой. А то, что люди делают вместо этого, служит для них оправданием, что они не делают самое главное.

* Одна из задач этого плавания заключалась в том, чтобы помочь людям понять: все происходящее в их жизни зависит только от них и повлиять на то, что происходит в мире - это в первую очередь изменить себя.

* Ты сам создаешь мир, который вокруг тебя. И если ты все делаешь правильно, то ничего с тобой не произойдет. Человечество большая семья, все братья и сестры, и есть Папа, который видит, кто что делает, и так не бывает, чтобы кто-то остался без присмотра. И Папа никогда не накажет ребенка, если он все делает правильно, наоборот, он поможет.

* Смена настроений происходит постоянно. Но если тучи на небе, это не значит, что солнца нет - тучи пройдут, солнце выглянет. Ваше состояние не навсегда. И неприятности проходят. То, что с нами происходит, - это то, что мы создали сами. Обвинять кого-то нет смысла.

* Мы освоили те возможности, которые в нас заложены, всего на несколько процентов. Можно ли назвать человека умным в таком случае? Нет, мы примитивны, хотя считаем себя венцом творения. И если человек не понимает этого, то он как слепой в потемках. Наша задача - помочь людям задуматься: зачем в нас заложен такой фантастический потенциал. И как его использовать? С этих вопросов начинается настоящая жизнь, а до этого человек существует как животное.

* Человек не рождается с душой, ее нужно создать. И эта сложная работа - то, что интересно в жизни по-настоящему. Все остальное нас отвлекает.

* Если стараться делать свою работу как можно лучше, тогда все произойдет само собой и результат будет выше ожидаемого. Для меня это аксиома и хорошее правило, которое подойдет каждому.

* Если ты не знаешь, что делать, делай что-нибудь. Если делаешь то, что нужно, - продолжай, нет - придет понимание того, что надо делать.

* Из всех, кто поделился своим опытом, только Бернар Муатесье говорил об океане и яхте с наиболее глубоким пониманием. Но чужой опыт нельзя копировать, его нужно использовать как ориентир. Опыт нужно нарабатывать свой, лишь это позволит все делать правильно.

* Мне было 16 лет, когда я прочитал о гонке яхтсменов-одиночек через Атлантику. Потом была книга Джошуа Слокама. Тогда я и начал готовиться к своему одиночному плаванию - за 30 лет до своего старта в Around Alone. Поэтому и результат был такой: самая маленькая лодка, а в журналах писали «Триумф Виктора Языкова». Выше, чем победу, оценили.

* Подготовка - это 90% успеха. Один из главных ее принципов - ты не должен оставлять шанса неприятностям. А главное - осознание того, зачем ты идешь в океан. То, с чем ты приходишь, океан усиливает, ничего не делая для тебя и ничего не делая против. Он лишь усиливает то, что в тебе. Если это хорошее, он усиливает хорошее, если плохое, то плохое. Есть четкая взаимосвязь между тем, что ты делаешь в море и что делаешь на берегу. Море просто проявляет это гораздо быстрее.

* Жизнь - это большая тренировка, и когда приходишь к этому пониманию, получаешь нужный результат.

* Только в парусе профессиональные спортсмены не становятся калеками в 30-40 лет.

* Я был гонщиком и перестал им быть. Есть такое примитивное мнение, что Vendée Globe - это потолок для яхтсмена. Но это не так, на самом деле нет потолка для роста человека. Я участвовал в Around Alone и хотел идти снова, но потом понял, что нельзя топтаться на месте, надо делать что-то другое. Но я не хочу сказать, что гонки - это глупость, нет, но все же есть что-то более высокое. Гонки - это конкуренция, это гордыня, стремление показать, что ты лучший, и тут все средства хороши. Тем не менее гонки позволяют быстрее научиться понимать парус, поэтому они нужны.

* На мой взгляд, гонки одиночек серьезно отличаются и от гонок вообще, и от любого другого вида спорта, потому что зачастую только другой гонщик, только тот, кто рядом, может прийти на помощь в беде, в которой больше никто не поможет.

* Относиться к лодке надо с подобающим уважением. Это не просто средство для достижения собственных целей. Яхта - живое существо, с которым надо говорить на одном языке.

* Начинать заниматься парусом надо с весел. Тогда человек поймет, что такое парус, что такое ветер - та сила, которую тебе дарит природа, а мы бездарно ее игнорируем. Лишь поработав на веслах, парус станет настоящим подарком. Все познается на контрастах.

* Если хочешь научиться ходить под парусом, нужно надеяться только на парус. На яхте, где есть двигатель, ты используешь его в сложных ситуациях, и это лишает тебя возможности тренироваться. Только в сложной ситуации ты по-настоящему учишься, все остальное это так, между прочим.

* То, что сейчас называют яхтой, это моторное судно, у которого в качестве декораций есть паруса. Двигатель лишает гармонии окружающее пространство, даже когда он не работает. Но учат именно на таких яхтах, хотя ходить под парусами научить на них невозможно. Многие люди, которые годами занимаются парусом, все равно не приближаются к хорошему уровню, потому что у них нет для этого шанса.

* Хорошей лодки для новичков сейчас нет, и это наша задача - сделать лодку, с которой можно начинать шаг в парус.

* Идеальное проектирование яхты - пойти в кругосветку на прототипе и найти новые решения. Вот что такое «Дочь ветра»? Это наш опыт участия в гонках. Но как бы ни была совершенна яхта, всегда найдется немало вещей, которые можно усовершенствовать. Научиться этому невозможно, просто читая книжки и проектируя яхты на земле.

* То, что сейчас делается на больших верфях, это не сказать, что халтура, но примитив. Профессионалы, которые проектируют яхты, находятся в жестких рамках и полностью зависят от заказчика. И строитель, имея чертежи, будет строить по ним, даже если видит, что можно сделать лучше. У нас же все по-другому в и проектировании, и в строительстве: если видим, что можно сделать лучше, то мы делаем лучше.

* Лучше всего строить лодку дома и самому. Правда, человеку, который живет в современном мире, это сложно, но научиться можно всему. Да, можно купить секонд-хенд или ширпотреб, но как вы тогда осуществите главную задачу - работать над собой? Это не эволюция, а деградация. Что бы мы ни делали, мы создаем себя.

* Технический прогресс, казалось бы, дает человеку много свободного времени, чтобы заниматься главным делом. На самом деле он превращает людей в менее разумное существо, потому что человек ленив и стремится к тому, чтобы ничего не делать, чтобы расслабиться и успокоиться.

* Нужно выработать в себе способности к тому, чтобы чувствовать себя комфортно одному вообще и в океане в частности.

* Когда даже самый близкий человек находится на яхте, у тебя значительная часть внимания уходит на него. С другой стороны, он понижает уровень твоей ответственности, дает надежду, что поможет в сложной ситуации. Даже если этот человек - женщина, которая ничего не понимает в парусе.

* Основная эмоция стихии воды - страх. Его надо преодолеть. Если каждый день по утрам полчаса или час плавать в океане, ты начинаешь чувствовать себя как рыба в воде. Страх, даже тревожность и беспокойство, исчезает. Это потрясающее ощущение, и это тоже путь к океану.

* Во всем есть своя правильность и нужно правильно относиться ко всему. Отсутствие понимания правильности - это болезнь, а понимание правильности - это здоровье. И лучшего определения здоровья найти невозможно, все с этого начинается.

* Избавиться от морской болезни помогут упражнения с закрытыми глазами и задержкой дыхания для тренировки вестибулярного аппарата. Благодаря этим упражнениям возрастают и творческие способности. А естественными лекарствами могут служить имбирь, лимон и кардамон. Я делаю из них чай. Отлично помогает.

* Основная моя пища на борту - овощи. Картошка, лук… Консервы беру овощные: зеленый горошек, кукуруза, фасоль, фрукты. Ни мясных, ни рыбных в море не беру, есть опасность отравиться. Люблю орехи - грецкие, фундук, кедровые, миндаль, бразильский. Еще оливки, сыр. Это здоровая пища.

* Витамины? Я не вижу в них смысла. У меня есть имбирь, лимоны... К тому же средство от цинги у моряков всегда рядом. Нужно лишь зачерпнуть и выпить раз в сутки стакан морской воды.

* Вода в бутылках не лучший вариант. Но можно ее улучшить - лимона добавить, пить с медом, заваривать с травами.

* У меня есть опреснитель на случай непредвиденных обстоятельств. Но чтобы литр накачать, надо час работать. Однако это хорошая психологическая поддержка.

* GPS полезен. А остальное… Зачем нужна метеостанция? Чтобы стрелка показала, откуда ветер дует? А сам ты определить не в состоянии? Прогнозы погоды меня вообще мало волнуют. Барограф у меня был и прошел со мной всю кругосветку, вот только он не работал. Техника лишает человека тех немногих достоинств, которые мы сохранили от своего животного состояния.

* У нас два аккумулятора по 50 а/ч и одна солнечная батарея, которой вполне хватает. Причем большая часть энергии уходит на то, чтобы послушать музыку.

* Весь смысл того, что мы делаем в жизни, это научиться не рулить. Если вы этому научились, ваша жизнь станет гораздо благополучнее, чем у вашего окружения. Но для того чтобы научиться не рулить, сначала нужно научиться рулить.

* Ни в одном учении нет всего.

О НЕМ. Виктор Языков родился 29 октября 1948 года в поселке Лазаревское (близ Сочи). В возрасте 13 лет начал работать на Лазаревской верфи подмастерьем. При верфи был яхт-клуб, в котором он стал заниматься парусным спортом. В 18 лет был призван в десантные войска. После армии в 1970 году поступил в Дальневосточное мореходное училище на судоводительский факультет. По окончании стал одним из организаторов яхт-клуба торгового морского флота «Водник» в Находке, в котором работал до 1984 года. В 1979 году, впервые в истории, привел советскую яхту в Японию. В 1986 году участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В 1988-1990 годах принял участие в строительстве яхты «Фазиси», на которой прошел два этапа кругосветной гонки Whitbread Round the World Race (сейчас Volvo Ocean Race). Подключившись к проекту еще на стадии проектирования, ознакомился с передовыми технологиями в яхтостроении. Позже этот опыт будет использован при постройке собственных яхт: «Лагуна», «Ветер перемен», «Дочь ветра». В 1992 году Виктор Языков принимает участие в Трансатлантической гонке Europe-1-Star и получает звание почетного гражданина г. Ньюпорта (США). К 1998 году строит 40-футовую яхту «Ветер перемен», на которой участвует в кругосветной гонке Around Alone 1998/99. На одном из этапов Виктор проводит уникальную операцию на локте, поврежденном во время пересечения Атлантики еще до старта гонки. Несмотря на медицинские проблемы и недельное отставание на старте, Виктор в итоге занимает четвертое место в своем классе. По итогам этой гонки яхта «Ветер перемен» получила приз Global Media Choice, а журнал Seahorse присвоил Языкову титул «Яхтсмен года». Всероссийская федерация парусного спорта присвоила Виктору Языкову звание «Заслуженный мастер спорта» и назвала его «Яхтсменом года», Русский биографический институт присвоил Языкову звание «Человек года» в номинации «Спорт». Также Языкову было присвоено звание «Почетный гражданин города Сочи». В июне 2000 года В. Языков на яхте «Ветер перемен» участвует в Трансатлантической гонке одиночек (класс «Open-40»), в которой занимает 2-е место. В середине 2000-х Виктор начинает строительство 30-футовой яхты «Дочь ветра». Яхта ориентирована на продолжительное комфортное одиночное плавание без использования вспомогательных устройств. После испытаний в 2007 году яхта достраивается и перегоняется в Чарльстон (США), откуда в 2009 году стартует одиночный переход по маршруту Чарльстон - Ньюпорт (США) - Саутгемптон (Англия). В 2011 году Виктор проводит 42-дневное одиночное плавание в Атлантическом океане, а в 2012-м начинает одиночное кругосветное плавание по маршруту Канарские острова - Панамский канал - Новая Зеландия - о.Маврикий - Канарские острова, которое благополучно завершилось в феврале 2014 года.

Строительство яхты началось в 2003 году, и длилось без малого четыре года.

И вот наступил знаменательный момент – спуск яхты.

День 26 мая был выбран не случайно. Это благоприятный день по гороскопу для рождения Яхты. Накануне был шквал, молния. Сотрудники верфи, и сам Языков работали до поздней ночи, чтобы успеть подготовить яхту к спуску. Сомнения в успешности этого мероприятия были до последнего момента. Но на удивление, утром 26 мая стояла прекрасная штилевая погода. Для спуска яхты удалось вырвать у подрядчика лучшего крановщика Краснодарского края – фаната яхт. Водитель загнал кран аж на три(!) метра в море!

С восходом солнца идут последние приготовительные работы. Вот уже яхта на причале, здесь же мачта, киль, и другое оборудование.

На пляж подходит всё больше народу. Я бы сказал – удивительно много людей для начала мая. Люди единым порывом наблюдают, как грандиозную Красавицу очень медленно спускают на воду. Сложно не верить в энергетику этого Проекта, когда ты видишь, как люди притягиваются к яхте, и не могут оторвать взгляда, казалось бы от обычных подъёмных работ.

Мачта установлена, киль закреплён и яхта не спеша «плывёт» к водной глади. Вот коснулась кромки воды килём, а теперь она на плаву! Командор произносит речь, нет, молитву к Единому, нарекая яхту именем «Дочь ветра» и разбивает бутылку шампанского об шток якоря!

К вечеру, мы выходим в море. На борту 12 человек, но яхта их не замечает и легко набирает ход. Передать восторг просто невозможно.При лёгком ветре яхта развивает приличную скорость, около 5 узлов. Я ещё не видел, чтобы яхта так гармонично шла. Нос узкий, входит в воду, не создавая сопротивления. На ходу ощущается необыкновенная лёгкость – ни на одной спортивной лодке у меня не было таких ощущений.

В конструкцию яхты заложены такие идеи, которые ей позволяют идти прямо, не сбиваясь с курса. На яхте не установлен авторулевой, Виктор Аркадьевич отправляется без какого-либо подруливающего устройства.

Настоящая яхта является уникальной и единственной в своём роде. Некоторые идеи, конечно же, использовались Языковым ранее, некоторые используются и другими конструкторами, хотя и не слишком часто.

Самое главное и интересное – это революционная способность яхты идти самостоятельно любым курсом относительно ветра, без использования каких-либо ветроподрулив ающих устройств или электроавторулевых.

Учитывая, что никто в мире ни серийно ни по индивидуальным проектом ничего подобного не делает, это кажется обескураживающим, и даже невозможным.

И всё же, неужели никто? Да, в современном мире электроники дизайнеров и конструкторов яхт такая проблема даже не волнует – есть электрорулевые, которые прекрасно справляются с удержанием яхты на курсе… Но давайте вспомним, даже сэр на одном из этапов одиночной кругосветной гонки Velux 5 Oceans был вынужден вернуться из-за неполадок авторулевого. И этот известный моряк более 30-ти лет назад безовсяких там электроустройств, единственный, кто сумел провести свою яхту “Сухалини” вокруг света без остановок! Ох, как он ругался на современные технологии, и что он в этом мало разбирается… Но как раз таки эти современные “протезы” не позволяют ни яхте ни шкиперу самостоятельно решать проблемы. Современная яхта как и современный человек – привыкла к авторулевым, как и болльшинство из нас – к очкам. И ходим, выбираем какие красивше смотрятся… но как приятней и надёжней иметь просто хорошее зрение! Так и “Дочь ветра” – имеет чутьё на удержание правильного курса.

И всё же яхты, способные идти самостоятельно есть. Первый описанный в истории случай – это . И хотя иногда Слокаму приходилось некоторые паруса настраивать не по ветру, но так, чтобы они работали как флюгер и возвращали яхту на нужный курс, именно книга Джошуа “В одиночку под парусом” вдохновила Виктора Языкова ещё в детстве на создание подобной яхты.

Шло время. Виктор давно вырос, но детская мечта не забыта. Он начинает к ней подбираться. Готовясь к участию в гонке , Виктор строит яхту, уже ставшую знаменитой – “Ветер перемен”. И здесь, в конструкции яхты, он уже начинает реализовывать интереснейшие идеи, которые после себя оправдывают. Множество трудностей выпало на долю Языкова в этой гонке, но справиться он смог во многом благодря своей яхте, и во время операции на локте, когда “Ветер перемен” с наспех подвязанным рулём сделала лучший суточный переход, и во время последнего этапа – после поломки авторулевого устройства – гонщики сходят с дистанции, но Виктор с яхтой смогли продолжить и успешно закончить и этот этап.

За азартом гонки многое теряется. успехи опьяняют и Виктор готовится к новым проектам. Но судьба не пускает его к . Официальная причина – кончились деньги на строительство яхты City of Sochi. Но мало кто знает, почему деньги кончились. Виктору пообещали уложиться в обговорённый бюджет и начали строительство яхты на верфи в Италии. Естественно, Виктор Аркадьевич не мог не участвовать в строительстве своей яхты. Вот тут и начались проблемы. Яхту строили как обычно – как любой мейнстрим, как сейчас принято строить. Допускали мелкие огрехи, не доводили до безупречности – экономили на рабочем времени и общей стоимости Проекта. Виктора это не устраивало. постоянно влезая в строительный процесс, и требуя безупречного качества, Виктор растратил бюджет, так и не закончив строительства. Вот тогда Виктор и стал понимать, что о сейчас занимается совсем не тем делом…

Яхта имеет только три люка: входной, световой и форлюк, никаких иллюминаторов. Дизайн корпуса тщательно разрабатывался, работали не только с гидродинамикой днища, создавая быструю яхту. Рубка спроектирована так, чтобы в случае оверкиля, яхта не задерживалась в перевёрнутом состоянии. Как показала практика, «Дочь ветра» идёт сама, даже без тонкой настройки! И на ней в принципе не нужен авторулевой. Стаксель-гик позволяет делать повороты оверштаг, не передёргивая стаксель-шкот с борта на борт.

Вес яхты 1400 кг., с килём 2600. Основные материалы, используемые в строительстве корпуса – каштан: рейка, шпон; уголь, эпоксидная смола, отделочные материалы итальянской компании Boero. Корпус сделан по сандвичевой технологии – бальса обшита тремя слоями каштанового шпона и с внешней стороны оклеена углепластиком. Сочетанием легкой бальсы, упругости каштана, долговечности углепластика достигается общая эластичность и прочность конструкции при небольшой массе. Новая яхта максимально впитала опыт предыдущих лодок Языкова, все их лучшие качества. Яхту строили с отличным скоростным потенциалом, но при этом, все узлы, корпус в целом, делали с хорошим запасом прочности. Корпус сделан из симметричных половинок, соединён по диаметральной плоскости. Для маневрирования в маринах на корме установлена уключина, и на борту яхты “Дочь ветра” есть длинное деревянное весло. Мачта поворотная, свободно стоящая, рассчитана выдерживать все нагрузки без такелажа, в том числе и удар об воду. Так как гик крепится к мачте на уровне палубы, то оригинальна выглядит жёская гик-оттяжка. От мачты выше гика с правой и левой стороны идут угольные стержни, которые упираются в гик и с помошью системы талей регулируется сила упора стержней в гик.

Интересна уникальная система гидродинамики корпуса, которая позволяет яхте быть отцентрованной на любых курсах относительно ветра. При этом яхта будет идти самостоятельно, как показывает практика, лучше, чем если ей будет управлять (“мешать”) человек. Принцип этой системы прост. Обычно киль устанавливается почти прямо под мачтой, компенсируя усилия ветра. Здесь он смещен в корму на два метра. Но дополнительно установлен шверт, который будет регулировать центр бокового сопротивления. Он же создает баланс между центром парусности и центром бокового сопротивления. Когда яхта уваливается, центр парусности смещается в корму, баланс нарушается. Но если мы поднимем шверт, то и центр бокового сопротивления сместится в корму, и яхта опять будет отцентрована. В случае опрокидывания яхта должна самостоятельно возвращаться в нормальное положение. Мачта тоже несколько необычная – по форме крыло с круглым основанием. Во время первого дня испытаний меня поразила та лёгкость, с которой яхта резала волну, а Виктор Аркадьевич на лавировке взял створ, и был поражён – яхта не имеет дрейфа!

Главные основы безопасности заложены не в количестве и значимости спасательного оборудования (хотя плот есть на борту), а в самой идеи строительства корпуса. Более двадцати герметичных лючков, таранная преборка, герметичная переборка посередине корпуса. До ватерлинии корпус сделан из рейки, обклееной углём.

Более всего меня прельщает вход в рубку. Идеальное место для отдыха одиночки. Накрыт прозрачным тентом, справа и слева очень удобные сидячие места. Под ними рундуки для хранения продуктов, инструментов. Там же Виктор Аркадьевич планирует повестить газовую гарелку. Ты находишься на палубе и вся ситуация на воде под контролем, но при этом ты укрыт от стихии, можешь спокойно отдохнуть, сделать чай, перекусить, и даже поспать.

Очень интересно внутреннее устройство. Помимо продольной жесткости, создаваемой килем, дополнительно по бортам идут два стрингера. В каюте две койки, вклеенные прямо в стрингер, что придает еще немного жесткости корпусу. Под каждой койкой небольшой герметичный отсек. У кокпита достаточно большой козырек, под которым сосредоточены все нити управления парусами – фалы, рифы, шкот-стакселя, – и отсюда можно управлять яхтой, не выходя на палубу. Надо сказать, в кругосветном плавании это большой плюс.

В одиночном экстремальном яхтинге прославить российский флаг удалось пока что только Виктору Языкову. Первая половина жизненного пути Виктора Языкова вполне соответствует образу среднего российского яхтсмена. Родился (в 1948 году) в небольшом городишке Лазаревское, которое вскоре стало одним из районов Сочи. Служба в десантных войсках — мореходное училище в Находке — работа на сейнерах дальневосточной флотилии. Однако детские мечты вскоре перерастают в дело всей жизни — яхтинг. Вот и ушел он с рыбацкого флота на берег: устроился на штатную должность в яхт-клубе порта Находка. Здесь уже получалось строить яхты и ходить на них в море, иногда аж до Японии. Завел семью, и потянуло в родные края. Вот с этого момента и начинается его путь в экстремальный яхтинг. В отличие от всех остальных участников подобных регат, он единственный, кто выступает на самодельных яхтах. Но это не от хорошей жизни, а все от той же российской нищеты. Яхты его конкурентов для таких соревнований проектируются лучшими дизайнерами и строятся на ведущих верфях мира с учетом самых последних достижений науки и техники. Стоят они не один миллион долларов. Несмотря на это, далеко не все из них доходят до финиша. Сама по себе идея борьбы с такими соперниками дерзкая авантюра. Представьте себе космонавта, отправляющегося в космос на самодельном космическом корабле. Однако взглянем на достижения Виктора Языкова.

Достижения Виктора Языкова.

Выступая на самопальных яхтах, Виктор Языков показывает стабильно высокие результаты. Нет, первых мест он в экстремальных регатах не занимал. Но важно, что всегда приходил к финишу (и далеко не последним).

Знатоки яхтинга быстро оценили его необычайное самообладание и сверхъестественную жизнестойкость. Его яхта движется по дистанции с максимальной скоростью, не взирая ни на какие обстоятельства. Его самоделки, из соображений вынужденной экономии имеют минимально допустимый для таких регат размер, что изначально сводит к нулю шансы Виктора Языкова на победу. С его яхтами то и дело происходят какие-то технические неприятности, но это как раз понятно — даже фирменные лодки в таких экстремальных условиях не выдерживают нагрузок и разлетаются на части. Непонятно, как ему всегда удается дойти до финиша.

Виктор Языков в гонке одиночек «Around Alone».

И все-таки Виктор Языков всякий раз удивляет любителей яхтинга своим поведением в экстремальных ситуациях. Самый выдающийся его подвиг, о котором не могут забыть до сих пор — операция на локте, которую он сам провел в 1998 году во время первого этапа кругосветной гонки одиночек «Around Alone». В этот раз с самого начала все у него шло вкривь и вкось. На старт Виктор Языков опоздал на пять суток и его «Ветер перемен» бросился догонять лидеров, которые в это время ушли вперед больше чем на 800 миль. В первую же ночь после старта он ошпарился кипятком, на следующий день поломал зуб. Пять суток боролся со встречным штормом, все больше отставая от лидеров. При этом лопнула ванта, и пришлось в шторм лезть на мачту. А когда погода поправилась, он взялся, наконец, приготовить себе горячий супчик, но на пользу он ему не пошел. Впопыхах Виктор Языков перепутал пакетики и вместо специй приправил суп порошком антиоксиданта, чем полностью вывел себя из строя на двое суток. Однако это было только началом испытаний на прочность.

Организаторы гонки установили на каждой яхте по видеокамере и благодаря этому весь мир смог увидеть уникальное явление: яхтсмен, в гонке не снижая скорости своей яхты, глядя в зеркало, скальпелем из судовой аптечки вскрывает абсцесс на локте, после чего начинает буквально истекать кровью. Этот документальный фильм ужасов теперь можно купить в любом приличном яхтенном магазине, как пособие по выживанию в море. А тогда его в прямом эфире смотрела вся Америка.

За эти «операционные» сутки «Ветер перемен» поставил рекорд гонки: 239 миль. Виктор Языков стал героем выпусков мировых средств массовой информации. Этой истории отводилось лучшее время ведущих телеканалов и газет. В США на несколько дней российский шкипер потеснил по упоминаниям в прессе даже саму Монику Левински. В России же кроме радиостанции «Эхо Москвы» никто этого происшествия даже не заметил. А ведь для создания положительного имиджа России Виктор Языков сделал за месяц больше, чем все наши политики вместе взятые.

Виктор Языков в гонке одиночек через Атлантику.

За шесть лет до этого (7 июня 1992 года), благодаря Виктору Языкову, впервые в истории яхтинга флаг России появился на старте гонки одиночек через Атлантику. Деревянная «Лагуна» — лодка Виктора Языкова, построенная за шесть лет в сочинском огороде, была самой маленькой из 87 яхт участвовавших в этой экстремальной гонке. Рация у нашего самоделкина вышла из строя буквально на следующий день, и поэтому Виктор Языков не знал, что 25 суток он шел впереди всех. Однако незадолго до финиша Виктор Языков получил удар гиком по голове и на какое-то время потерял ориентацию в пространстве. Все же финишировал он четвертым, 4 июля, в великий праздник американцев День независимости. Был волнующий финиш с толпами болельщиков, репортерами и интервью. По такому случаю с Капитолия сняли национальный флаг и вручили его Виктору Языкову, а жители Ньюпорта присвоили ему звание почетного гражданина города. Это был триумф! Журнал «YachtingMonthly «в июне 1992 года по этому поводу отметил:

«В гоночном флоте, пересекшем Атлантику, самой замечательной яхтой была, вероятно, не какая-нибудь «принцесса » из мира западной супертехнологии, а небольшая деревянная «Лагуна «, построенная руками русского шкипера Виктора Языкова «.

На следующий день американские иммиграционные власти арестовали российского героя за нарушение визового режима. Потребовалось вмешательство Президента США, чтобы вызволить «почетного гражданина» из тюрьмы. Полезно вспомнить, что в те дни Россия все еще была «империей зла» и, казалось бы, прорыв российского яхтсмена на Родине не должен был остаться незамеченным, но увы. Так и остался наш герой с единственным званием, заработанным им еще в СССР: «участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС».

Виктор Языков в гонке одиночек вокруг света.

Возвращаясь к его высшему достижению — третьему месту в восьмимесячной гонке одиночек вокруг света 1998-1999 года, следует отметить, что не так уж много желающих было истязать себя на подобной дистанции. Стартовало всего лишь 16 участников, но до финиша сумели добраться только девять. Даже самые лучшие 60-футовые лодки терпели крушение. Иногда не выдерживали нервы отдельных шкиперов, и они отказывались продолжать борьбу. Поэтому, чтобы по достоинству оценить достижения Виктора Языкова, необходимо еще раз вспомнить, что «Ветер перемен» он строил в кустарных условиях и своими руками, при полном отсутствии денег. Более того, даже то оборудование, что присылали ему в Сочи зарубежные яхтсмены, разворовывалось еще на таможне. Вероятно это отечественное изобретение — экстремальный яхтинг на берегу, иначе не объяснить, почему прошедший через все пять океанов вокруг света в одиночку Виктор Языков на вопрос «какой этап гонки показался ему самым сложным» на полном серьезе отвечал: «До старта…».

А ведь в море ему пришлось пережить не один драматический момент. К примеру, «Ветру перемен «последние 4500 миль пришлось пройти без авторулевого. В гонках одиночек с такой поломкой многие сходят с дистанции, но только не Виктор Языков. Американская пресса отметила главную черту его характера:

«…русские знают, как бороться с трудностями и делают это с изяществом. Секрет изящных приемов русских в борьбе с невзгодами — в силе их характера. Виктор продемонстрировал это национальное качество в полной мере «.

Когда Виктор Языков утверждает, что: «смерть — не самое страшное, что может случиться с человеком» он не бравирует, поскольку неоднократно убедился в том, что в его жизни единственным непреодолимым препятствием остается презренный металл, вернее его хроническое отсутствие. Вот его слова, произнесенные в момент финиша в Новой Зеландии (себя и лодку он всегда объединяет местоимением «мы»):
«К тому, что мы несем российский флаг, я небезразличен. Безусловно, для меня очень важно, чтобы мы выглядели достойно на этом уровне. И до сих пор не так плохо, правда, получалось, но мне все равно хочется по максимуму сработать. И поэтому нам очень важно где-то как-то еще немножко денег раздобыть, чтобы пошить этот парус».

Виктор Языков верит в судьбу, море и яхтенное братство. Для такой веры у него есть все основания. Такому яхтсмену как он всегда готовы прийти на помощь собратья по яхтингу всех стран. К примеру, в Новой Зеландии за время короткой стоянки спонтанно возникшая интернациональная группа поддержки успела пошить для «Ветра перемен» новый грот, с которым яхта побежала быстрее. Виктору Языкову вылечила руку русская женщина-врач, а местные яхтсмены-россияне помогли привести его яхту в порядок. Россияне «страны парусов» были горды своим отважным земляком, а Виктор Языков не знал, как отблагодарить своих бескорыстных помощников. В конце концов, он поступил оригинально и написал их имена на борту своей яхты:

«Конечно, в этот раз лодка подготовлена гораздо лучше, чем перед вторым этапом. Мы получили замечательную поддержку в Окленде, в основном от русских. Благодарен им до глубины души. Ведь здесь по тебе обо всех нас, русских, судят.”

Виктор Языков продолжает стремиться в родную стихию и осваивает новую разновидность экстремального яхтинга — строительство яхт без наличия средств. Во всяком случае, он твердо знает, что ему нужно:
«Главное, что там я нахожу — это не только бесподобное совершенно ощущение идеальной стихии, идеального места, где лучше всего я чувствую себя, по-настоящему бесподобные просто ощущения, не передать обычными словами. Это та стихия, которую я узнал, которая является именно моей стихией, которую я нашел, нашел себя… Там за один год мы проживаем то или познаем то, что обычно люди познают в течение 10 лет, а может и никогда. Как мне кажется, все-таки главная цель человечества — это познание, и вот там это познание приходит гораздо быстрее. Вот это одна из главных, в общем-то, вещей».

В США на старте «Around Alone» в 1998 флаг России впервые гордо развевался между флагами других морских держав (Австралия, Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ЮАР и Япония). К следующему старту Виктор Языков не нашел возможности достроить свою новую лодку, а других желающих рискнуть жизнью не оказалось. Российского флага на старте «Around Alone» в 2002 году в США уже не было, зато появились флаги таких морских держав как Чехия и Швейцария.