образы детей в рассказе и. с

Иван Сергеевич Тургенев.
Образы крестьянских мальчиков в рассказе «Бежин луг»

Есть в русской литературе девятнадцатого века одно любопытное произведение. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг», который был опубликован в 1851 году в журнале «Современник», и вошел в сборник рассказов «Записки охотника».

Произведение было включено в школьные учебники словесности практически сразу после своего появления в печати.
Это значит, школьники читают «Бежин луг» уже около 160-ти лет.

Творение литературоведы относят к жанру очерка. Это такая разновидность малой формы эпического произведения, для которой характерно отсутствие конфликта, и в котором много описательных элементов.
Основного действующего лица в рассказе нет. Герой-рассказчик, от лица которого ведется повествование, ничего не сообщает о себе, он выступает в роли наблюдателя за пятью крестьянскими мальчиками-пастухами, с которыми случайно столкнулся ночью в степи. Автор подробно описывает внешность и характеры мальчиков, а также истории-былички, которые те рассказывают друг другу у костра, чтобы развлечься.

Композиция произведения необычна. В качестве экспозиции рассказа выступает дневной пейзаж теплого июльского дня. Затем происходит знакомство с автором и описание ночного пейзажа – это завязка произведения. Кульминацией эпического сюжета является встреча с мальчиками. Затем идет развитие действия – мальчики рассказывают свои истории. И вот тут каждый рассказ ребенка имеет свою собственную композицию – завязку, кульминацию, развязку. Далее развитие действия продолжается. Ночной пейзаж переходит в утренний, автор прощается с ребятами. В эпилоге очерка автор рассказывает о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Главное место, где происходит действие это сам луг, именем которого и назван рассказ, а центром действия являются огни двух костров, вокруг которых располагаются люди, собаки, чуть дальше кони, и еще дальше – река, обрыв, холмы, лес.

Автор описывает окружающее пространство – луг, холмы, обрывы, а также «тёмное чистое небо», на котором, по выражению Вани, звездочки,
«что пчёлки роятся». Сам охотник говорит о небесных светилах так:
«Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли».
Тургенев, замечательный мастер-пейзажист, описывает жизнь природы в развитии. Так, под утро, перед рассветом «уже склонились к темному краю земли многие звезды, ещё недавно стоявшие на небе», и само небо «светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали».
Но не только прекрасные картины предстают нашему воображению. Благодаря таланту Тургенева мы, словно наяву, слышим звуки и запахи природы, живые голоса и интонации речи мальчиков.

Федя – стройный красивый мальчик с кудрявыми белокурыми волосами лет четырнадцати. Аккуратно и красиво одет. Автор заостряет внимание на обуви мальчика. В то время как другие ребята босые или в лаптях, на ногах Феди сапоги, причем сшиты они именно на него, не отцовские. Это говорит о достатке в его семье.

Второму мальчику, Павлуше, лет двенадцать. Красивой внешностью и ладной одеждой он похвастаться не может. «Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее». Но автор его выделяет среди остальных, отмечает его внутреннюю силу, духовную красоту.

Третьему, Ильюше, столько же лет, сколько и Павлу. Внешность его непримечательна, одет он чистенько, опрятно.

Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, выглядит печально и задумчиво. Больше всего автора-рассказчика поражают его глаза, «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, на его языке по крайней мере, не было слов». Он маленького роста, одет очень бедно.

И, наконец, последний мальчик, Ваня, самый младший среди них, около семи лет. Автор пишет о нем немного: русый, кудрявый, неразговорчивый.

Чтобы не скучать у костра, мальчики рассказывают друг другу былички. Быличка это рассказ о чем-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий.

Маленькие дети, сегодняшние и вчерашние, любят порассуждать о чём-то необычном, чудесном, страшном и опасном. Не являются исключением ребята из «Бежина луга». Из мальчишек больше всех историй рассказывает Ильюша.

Первая его история о домовом, которого он, якобы, видел собственными глазами, когда оставался ночевать с другими детьми на старой рольне бумажной фабрике.

Другая история Ильюши о встрече псаря Ермилы со странным барашком, который умеет говорить, как человек.

Ещё он рассказывает о покойном барине, который ищет разрыв-траву, чтобы выйти из могилы;
о гадании бабки Ульяны, которая видела на церковной паперти людей, кому предстоит умереть, и среди прочих она узнала себя.

Самая смешная история – о Тришке – удивительном человеке, который должен появиться перед концом света. За конец света необразованные крестьяне приняли солнечное затмение, а за Тришку – бочАра, который одел на голову новый жбан и прошелся так по улице.

Он знает и о лешем, который мешает путникам найти дорогу из лесу.

Рассказывает об Акулине-дурочке, которую свел с ума водяной. У этой истории есть объяснение, Акулина топилась сама, потому что ее обманул возлюбленный, но с водяным, конечно, интереснее.

Костя рассказывает со слов отца о том, как плотник Гаврила повстречал русалку. Ему удалось выйти с той встречи невредимым, наложив на себя святой крест, но с тех пор он ходит невеселым. Русалка в отместку наложила на него заклятие.
Ещё одна история Кости – о звуках из бучила – омута. Павлуша дает две версии, объясняющие происхождение странных звуков – жалобы души утопленника или крик маленьких лягушек. Но суеверных ребят больше устраивает версия о душе утопленника.

Третья история Кости о Феклисте и ее сыне Васе. Женщина была очень сильно привязана к своему ребенку и никуда от себя не отпускала, будто чуяла беду. Стоило ей однажды упустить его из виду, как того утащил на дно водяной, а сама Феклиста сошла с ума.

Павлуша, который из всех ребят был менее склонен к суевериям, идет набрать воды из реки и слышит голос Вани, который зовет его из воды. Для напуганных ребят это знак, они боятся, что Павлуша может утонуть.

В каждой быличке есть доля реальности и вымысла. Но если сегодня эти страшные рассказы кажутся полной фантастикой, вымыслом, то в девятнадцатом веке, когда не могли объяснить многие явления природы с научной точки зрения, большинство бедного населения было неграмотным, в них верили.
Лишь один из детей, Павлуша, пытается найти реальное объяснение этим историям, что говорит о его одаренности, богатом внутреннем мире.
К сожалению, ему не суждено вырасти и выучиться, случайное падение с лошади и внезапная смерть еще крепче убедят остальных в существовании необъяснимых потусторонних сил, ведь самым загадочным из всего, что существует в мире, являются тайны природы и человека.

С любовью и нежностью рисует Иван Сергеевич Тургенев крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Автор стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

В рассказе «Бежин луг» перед нами предстает галерея портретов крестьянских ребятишек, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.

Больше всех внимание рассказчика привлек мальчик Павлуша. Он был некрасивым: всклоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, бледное рябое лицо, огромная голова, «как говорится, с пивной котел», приземистое и неуклюжее тело. Одежда была довольно скромная, «вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Привлекал Павлуша внимание умным взглядом и голосом, в котором звучала сила. Павел был мальчиком смелым и уверенным, решительным. Когда после рассказа Илыоши о Ермиле собаки начали громко лаять и ринулись прочь от огня, все мальчики перепугались. Один только Павлуша, нимало не колеблясь, с криком бросился вслед за собаками. «Славный мальчик!» - подумал рассказчик, глядя на вернувшегося Павлушу: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью» . Не боится мальчик ни волков, ни ночных странных резких криков. Он уверен, что эти звуки принадлежат цапле, а не лешему.

Держа в напряжении слушателей, Павлуша неторопливо ведет повествование о Тришке. «Удивительный человек» Тришка появится на земле, «когда наступят последние времена». В народе солнечное затмение, или « предвиденье небесное », истолковывалось как один из признаков конца света. Таким образом, все население деревни после солнечного затмения с нетерпением ожидало появления Тришки. Увидев на дороге странного человека, «такого мудреного», с удивительной головой, все переполошились. Возбуждая суеверные чувства ребят, Павел дает затем реалистическое объяснение загадке о Тришке. Ожидания крестьян не оправдались, конец света был перенесен на неопределенное время. Тришка оказался вовсе не Тришкой, а местным бочаром Вавилой, который купил себе новый жбан и надел его на голову.

Все знал Павел о природе, все мог объяснить просто, доступно.

Что это? - спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел прислушался.

Это кулички летят, посвистывают.

Куда же они летят?

А туда, где, говорят, зимы не бывает.

А разве есть такая земля?

Далеко, далеко, за теплыми морями.

Павлуша уверен, что судьбы своей не миновать, поэтому смело набирает воду из реки даже тогда, когда ему чудится голос утонувшего товарища, что, по словам ребят, предвещало его гибель. Не минул своей судьбы Павлуша: в том же году он умер, упав с лошади.

Старшему из всех ребят, Феде, можно было дать лет четырнадцать. «Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой... На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок».

С уверенностью можно утверждать, что Федя из богатой семьи: новая красивая одежда, сапоги с низкими голенищами принадлежали ему, а не отцу. Ив поле он выехал «не по нужде, а ради забавы». Он увлеченно слушал рассказы других мальчиков, при этом сам очень мало говорил (как сын богатого крестьянина, боясь уронить свое достоинство).

Двенадцатилетний Ильюша слыл лучшим рассказчиком. Внешность его была непривлекательной: горбоносое, вытянутое, подслеповатое лицо, выражающее «какую-то тупую, болезненную заботливость» . Мальчик постоянно щурился, словно от огня. Обеими руками он то и дело надвигал себе на уши низкую войлочную шапочку, из-под которой постоянно выбивались его желтые, почти белые волосы. Мальчик знал много народных поверий, и, судя по рассказам о домовом, о Ермиле, о Тришке, искренне верил во все необычное. Героев своих рассказов он никогда не видел, «да и сохрани Бог... видеть; но а другие видели».

В отличие от Павлуши, Ильюша во всем находил проявление потусторонних сил. В его фантазиях появляется домовой, который двигает предметы, кашляет, шумит; баран начинает говорить человеческим голосом. Свой страх Ильюша, подражая взрослым, заговаривал: «С нами крестная сила!»; «Не бранись, смотри [леший] услышит».

Костя отличался ото всех задумчивым, печальным взглядом. Его глаза производили странное впечатление: «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке, по крайней мере, - не было слов». Косте принадлежала история о русалке.

Мифическая русалка удивительно чиста и соткана из самых различных природных стихий. Русалка «светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь». И «голосок... у ней такой тоненький и жалобный». Так же задумчиво и печально Костя повествовал об утонувшем мальчике Васе. И уже не русалка плачет, а мать утонувшего Васи «плачет, плачет, горько Богу жалится».

Самого младшего, семилетнего Ваню, можно было и не заметить: «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову». Мальчик, не шевелясь и затаив дыхание, слушал рассказы старших, лишь единожды обратив внимание всех ребят на звездочки, В воображении Вани звездочки роились на небе, словно пчелки.

Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.

В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает развернутую эмоционально-психологическую характеристику крестьянских детей. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественнымдля них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского"народа, его живую связь с родной природой.

На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенному костру и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши - любителя страшных историй и необыкновенных сельских поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям.

Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий - это следствие темноты И забитости их отцов и матерей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

Тема урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Их портреты, рассказы, духовный мир.

Цели урока:

Образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

Воспитательные: формировать воспитательную портретность. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к неопознанному.

Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической, диалогической речи учащихся, выразительного чтения, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Задачи: 1) Найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2) Показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) Выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

Эпиграф: «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»

Ход урока:

    Орг.момент.

    Вступительное слово учителя.

Ребята, какой рассказ читали мы на прошлом уроке? От имени кого ведется повествование? Как он попал на Бежин луг?

Кого он увидел на лугу?

Что делали ночью на лугу ребята? (стерегли табун лошадей?).

Тема нашего урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Прочитаем эпиграф к уроку:

«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом – неповторимая душа..».

И. Смольников «Середина столетия».

III . Понятийный диктант.

Наш урок начнем с понятийного диктанта. Слушайте внимательно. Вы должны дописать слова – термины.

1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер __________(портрет)_________

2. Изображение природы в лит-ре и живописи_____(пейзаж)______

3. Построение, структура художественного произведения __(композиция)

4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___(страшилки)

5. Слова, характерные для определённой местности_______(_диалектизмы)

6. Слова, характерные для простого разговорного языка___(просторечные слова).

Что такое портрет? (Описание внешности человека).

Эти понятия связаны с произведением, которое мы анализируем.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель нашего урока – дать характеристику героям рассказа «Бежин луг»).

Давайте вспомним, сколько мальчиков встретил охотник-рассказчик в лесу?

Как их зовут?

Сейчас вы будете исследователями. Дадите характеристику героям.

Вспомним план характеристики литературного героя:

    Портретная характеристика

    Характер

    Рассказы мальчика, его речь.

    Поступки мальчиков.

IV .Словарная работа.

Армячок – одежда из грубой ткани.

Подслеповатый – плохо видящий.

Лесовщик – тот, кто занимается рубкой леса.

Тщедушный – хилый, худой, слабый.

V. Кто из мальчиков самый старший? Начнем с характеристики Феди.

Расскажет Данил.

Сколько ему лет?

Какая у него внешность?

Из какой семьи мальчик?

Как ты это определил?

Как он одет?

Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: Многие крестьяне были так бедны, что сапоги были только у главы семейства, и то не всегда. А у Феди были собственные сапоги, не отцовские. Это говорит о том, что семья была зажиточной.

Как он говорит? (Он говорил мало, словно боясь уронить свое достоинство).

Как он ведет себя? (Как старший, солидно, с достоинством. Он серьезный).

Как вы думаете, как сложится в дальнейшем судьба Феди?

2. Илюша. (Мирослав).

Сколько лет Ильюше? (12)

Внешность какая?

О чем он рассказывает? Перечисли. (основная тема: утопленники, покойники).

Илюша где работает? (на фабрике лесовщиком). Семья многодетная. Маленькие дети за гроши занимались тяжелым трудом.

3. Павлуша. (Саша).

Сколько ему лет?

Внешность какая?

Характер. (У него сильный характер, он сильный духом, смелый, умный, решительный, рассудительный).

(С любовью, уважением описывает мальчика).

Как сложится жизнь Павлуши в дальнейшем? (Он погиб, упав с лошади). Автор пишет об этом с горечью, с болью.

4. Костя.

- Давайте вместе охарактеризуем Костю.

Сколько ему лет?

Внешность какая?

(У него худое лицо, в веснушках, книзу заострено как у белки, губы тонкие, черные большие глаза. Он был маленького роста, одет бедно. Характер трусливый. Он боится всего, задумчивый, печальный).

О чем он рассказывает? (О русалке. Русалка звала заблудившегося плотника Гаврилу к себе. В итоге он стал несчастным).

5. Ваня.

Сколько ему лет? (7 лет). Он самый младший из ребят.

О нем написано мало. Мальчик лежал на земле под рогожей. У него русая кудрявая голова. Тихий. Из бедной семьи.

VI . Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая про себя до пяти. Повторить 3 раза.

    Для улучшения мозгового кровообращения.

Сидя на стуле. На счет 1-2 – плавно наклонить голову назад. 3- 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 раза.

VII . Итак, мы раскрыли образы крестьянских мальчиков. Давайте еще раз вернемся к их портретам. Игра «Узнай героя».

1. ….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой.

(Федя)

2. …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое.

(Илюша)

4. …..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что – то высказать.

(Костя)

5. только изредка выставлял из – под рогожи свою русую кудрявую головку.

(Ваня)

6. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

(Павлуша)

VIII . Рассказы мальчиков . Сейчас вы будете творческими людьми.

Представьте себе летнюю ночь. Вы сидите у костра. Какие рассказы мальчиков вам понравились? Расскажите.

Какой вывод можно сделать? Рассказы какие? О чем? (Это страшилки. Рассказы детей красочные, яркие, у детей богатое воображение. И то, что дети верят в страшилки, свидетельствует об их темноте, о том что они суеверны).

Дети интересны охотнику –рассказчику? (Да, они интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. С любопытством наблюдал за ребятами).

А вам ребята понравились? Кто особенно?

IX . Обобщение.

О чем мы говорили на уроке?

Сегодня мы раскрыли образы крестьянских мальчиков.

Мальчики какие? (добрые, у них богатый духовный мир, они пытливые, любознательные, отзывчивые. Хотя они суеверные, темные, необразованные).

Мир детства в рассказе многоцветный. Это и радость и горе.

X . Домашнее задание.

Представьте себе, что вы находитесь рядом с этими мальчиками. Какую быличку, страшилку вы бы рассказали? Подготовить свою быличку.

Кому принадлежат эти слова?

    Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить?..

(Феде)

    Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…

(Павлуше)

    А ведь вот и здесь должны быть русалки.

(Феде)

    Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.

(Павлу)

    С нами крестная сила.

(Илье)

    Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.

(Павлу)

    Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.

( Илюше)

    Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.

(Илюше)

    И зачем эта погань на свете развелась? Право!

(Павлу)

    Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!

(Ване)

    Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.

Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.

То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого главный герой рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.

На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.

Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – бледный мальчик с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.

Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.

Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».

Но суеверие — не единственная характерная черта, обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.

Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.

Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».

Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает последние слова рассказа «Бежин луг».

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это семилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.