«Я с вами во все дни до скончания века. На обетование Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века

Глубокое уныние и безнадежность овладели сердцами апостолов после страшной крестной казни их Учителя. Беспросветная тьма водворилась в их сердцах, ибо рушились все надежды их на то, чего ждали они от Учителя своего, Которого считали Сыном Божиим и Мессией. Как могло теперь исполниться слово Иисусово, так давно сказанное Им: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28).

Кто защитит их от грозной опасности, грозящей им от убийц их Учителя?! Ибо если убили Его, то, конечно, не пощадят и их. Это настроение апостолов ярко сказалось в ответе Луки и Клеопы, которых встретил Воскресший Иисус на пути в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21).

«Надеялись было « А значит, теперь исчезла их надежда. Что делать им, — бедным и неученым рыбарям, лишившимся своего Божественного Учителя, умом и волей Которого они жили? Все рушилось, и беспросветная тьма пред ними.

Но вот поразительные известия изумляют их. Бежит Мария Магдалина и другие мироносицы с нею с вестью о том, что гроб Спасителя пуст, и они видели Его Воскресшим и говорили с Ним.

И пламенный Петр подтверждает это, ибо и он видел пустой гроб, и ему явился Воскресший Христос.

С этой же вестью возвратились к апостолам Лука и Клеопа с пути в Эммаус.

Вспомнив обещание Учителя, что по воскресении Своем из мертвых Он предварит их в Галилее, апостолы спешат туда.

И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами, во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 17-20).

И внезапно ожили их помертвевшие сердца и возгорелись пламенной надеждой на всегдашнюю помощь от света очей их, Божественного Учителя их.

В течение сорока дней являлся им Иисус, продолжая учить их и укрепляя веру их.

А когда настало время Его вознесения на небо, тогда услышали апостолы Его последнее великое обетование: «… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1, 8).

Исполнились эти великие обетования Спасителя, и сошедший на них в день Пятидесятницы Дух Святой напомнил им все, что слышали они от Христа, и сделал их бесстрашными и могучими борцами за правду Божию.

После убиения первомученика и архидиакона Стефана «произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян. 8, 1).

Такова была сила духа и смелость апостолов, которым, конечно, грозила наибольшая опасность.

Руками апостолов совершались великие чудеса, и они безбоязненно проповедовали о Господе Иисусе Христе.

«Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти. И наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: Идите, и ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5, 17-20).

С великим дерзновением отвечали апостолы членам синедриона, требовавшим от них, чтобы не смели они проповедовать о Христе: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4, 19-20).

С ними был Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле, их устами говорил Дух Святой.

Пред двенадцатью галилейскими рыбаками стояла, казалось бы, невозможная задача выйти на неравную борьбу с целым языческим миром, с могучей Рим-ской империей, с Грецией, давшей миру великих философов. И эту задачу, к изумлению всего мира, они победоносно исполнили и водрузили над новым миром крест Христов.

Так исполнилось великое обещание Спасителя:

И избранным народом Израильским во все дни Ветхого Завета руководила Божия сила. Этой силой был освобожден из египетского плена находившийся там в рабстве народ Израильский. Эта сила иссушила пред ними Чермное море и потопила в нем фараона, с огромным войском преследовавшего их. Эта сила изгнала из Палестины населявшие ее языческие народы, когда закончилось сорокалетнее странствование евреев в пустынях, и вошли они в землю обетованную. Эта сила защитила Иерусалим от неминуемой гибели, когда пришел к нему с огромным войском Рабсак, полководец ассирийского царя Сеннахирима, и издевался над верой евреев в защиту от Иеговы.

За эту дерзость и кощунство он был наказан Тем, Кого поносил: в одну ночь Ангел Господень истребил сто восемьдесят пять тысяч человек в войске Рабсака и обратил его в паническое бегство.

Это повторялось и повторяется даже до наших дней.

В 626 году столица Византии Константинополь был в смертельной опасности от окруживших его с запада и востока скифов и персов. В ужасе и смятении весь народ со слезами молился Богу во Влахернском храме, а утром Патриарх Сергий погрузил ризу Пресвятой Богородицы в воды Босфора, — и внезапно поднялась буря, потопившая все вражеские корабли.

В воспоминание этого чуда Божией помощи по молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы совершается доныне молебное пение, именуемое «Похвалой Богородицы» на пятой неделе Великого поста.

И наш стольный град Москву не раз спасали от грозных врагов сила Божия и заступничество Пресвятой Богородицы.

В 1521 году татары под предводительством Махмет-Гирея произвели страшные опустошения и жестокости на пути к Москве.

Великий князь Василий Иванович с народом и войском обратился с пламенной молитвой пред Владимирской иконой Богородицы, и вдруг татарам, собиравшимся сжечь Москву, показалось вокруг нее бесчисленное войско — и они бежали.

Итак, в судьбе целых народов, если чтут они Бога и во всем возлагают упование на Него, видим мы исполнение Христова обещания — «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века».

Но то же без сомнения относится и к каждому человеку, всецело возлюбившему Христа и усердно идущему по указанному Им пути. И его судьба, и все направление жизни всегда определяется благодатным воздействием Святого Духа, творящего в нем все доброе и чистое.

И никогда не бывает тщетной надежда на Бога. Только бы был человек достойным того, чтобы обитал в Нем Святой Дух, чтобы стал он храмом для Него, — тогда ни о чем не надо будет заботиться, и будет такой блаженный всецело проникнут святым словом пророка Давида, так сказавшего:«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит и выведет как свет правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36, 5-6).

Сохраним же навсегда в сердцах своих святое обетование Господа Иисуса: «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» . Аминь.

Праздник Вознесения в Православной Церкви отмечается на 40-й день после Пасхи, этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим христианским праздникам, наряду с Рождеством, Крещением, Преображением, Успением и др.

Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.

Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христа возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую, где Он повелевает им не отлучаться из Иерусалима, и произносит обетование о ниспослании Святого Духа. Затем, Он благословляет апостолов и возносится на небо.

«Что же значит Вознесение? Это расставание? Остались ли люди на земле одни, как и прежде? Навещены - и вновь оставлены? Однако прощальная страница Евангелия совсем не так печальна. Она наполнена не плачем разлуки и не прощальными словами. Скорее Христос отрицает Свой уход, предупреждает, чтобы Его не считали отсутствующим: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20).», напоминает известный богослов диакон Андрей Кураев .

Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и "возвратились в Иерусалим с радостью великою". Все они единодушно пребывали в молитве в храме, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Богородица. В эти дни апостолы, помолившись, выбирают по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Палама

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Не только же крестя, но и – «учаще их блюсти вся елика заповедах вам» ; на основании чего видно, что одного крещения недостаточно для того, чтобы сделать человека учеником Евангелия, но должно быть налицо и соблюдение Божиих заповедей, и то – всех заповедей; потому что (Христос) говорит: «Учаще блюсти» , не некоторые заповеди, но – «вся елика заповедах вам» . Следовательно хорошо написал Иаков Брат Божий, говоря: «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» (Иак.2:10) ; потому что вследствие всякого греха впавший в него и не желающий, путем покаяния, подняться из ямы, становится преступником закона благодати. Итак, «тако глаголите» , – говорит, – «и тако творите, яко законом свободным имущи суд прияти» (Иак.2:12) ; потому что закон Христов есть закон свободы; ибо чрез божественное крещение Он освободил нас от закона греха и смерти.

Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.

Прп. Максим Исповедник

уча их соблюдать все, что Я повелел вам

Что означают слова, которые Господь сказал апостолам: И се, Я вместе с вами до скончания века ?

Говорится, что в веке нынешнем Сам Господь пребывает вместе с нами, а в грядущем святые пребудут вместе с Ним, обоженные благодатью.

Вопросы и затруднения.

Прп. Симеон Новый Богослов

Прп. Иустин (Попович)

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Блж. Иероним Стридонский

Уча их соблюдать все, что Я повелел вам

Особый порядок: Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать. А чтобы мы не подумали, что это повеленное легко и незначительно, Он присоединил: Все, что Я заповедал вам. Так что те, которые уверуют и будут крещены в Троицу, пусть соблюдают все, что по-велено.

И се, Я с вами во все дни до скончания века

Тот, Который обещал апостолам пребывать с учениками до конца мира, - показал им, что и они всегда будут победителями, и Он никогда не оставит верующих. А Тот, Который обещал Свое присутствие до конца мира, не может не знать дня, когда Он, - как Ему известно, - будет с апостолами.

Блж. Феофилакт Болгарский

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Евфимий Зигабен

Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам

Вот опять наставление относительно жизни. Для спасения не достаточно только Крещения и обучения, если к тому не присоединится и достойная Бога жизнь.

И се, Аз с вами есмь во вся дни

Внушая им еще большую смелость, сказал: и се, Аз с вами есмь , содействуя вам, разрушая все препятствия и сохраняя вас.

До скончания века. Аминь

Сказал так не потому, что после этого Он не будет с ними, но потому, что будет пребывать с ними не таким образом, как теперь, но выше, и так, как прилично Богу. Это показывает, что Иисус Христос был не только с учениками Своими, но пребывает и со всеми последователями их, так как апостолы не могли пребыть до скончания века. Через посредство бывших в то время учеников Он возвестил эту радость и их последователям, беседуя со всеми верующими как бы с одним телом. Вознесся на небо Иисус Христос не тотчас, но спустя некоторое время, как это можно узнать от других евангелистов. От Воскресения Своего до Вознесения в продолжение сорока дней Иисус Христос являлся ученикам и говорил с ними; затем с горы, находящейся в Иудее и называемой Елеонскою, Он вознесся на небо, как повествует книга Деяний святых апостолов (1, 3, 9). Да сподобимся же и мы, достойно Евангелия учащие, живущие и совершенствующие себя наследовать Царство, обещанное в Евангелии совершенным, благодатью всесовершенного Царя Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и поклонение с безначальным и присносущным Отцом, с собезначальным и соприсносущным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лопухин А.П.

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Феофилакт замечает, что повелевая крестить во имя Святой Троицы, Христос преподал нам богословское учение (την θεολογίαν); а повелевая соблюдать заповеди, предложил практическую добродетель. Слово διδάσκοντες означает, собственно, научение, т.е. преподание истин христианской веры, и указывает на продолжительность, постоянство. Ученики Христа должны действовать, как Он повелел. Сам же Он будет пребывать с ними, оказывать им постоянное руководство и помощь до скончания века (της συντέλειας του αιώνος - см. объяснение этого выражения в прим. к 24:3).

Толковая Библия.

Праздник Вознесения Господня - один из великих праздников христиан. Праздник Вознесения установлен в честь события Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Само событие Вознесения произошло, как свидетельствует Евангелие, на сороковой день после Пасхи. Поэтому, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи.

В этот праздничный день, в Кафедральном Соборе во имя Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла города Клинцы была совершена Божественная Литургия, которую возглавил Епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий. Владыке сослужили секретарь Клинцовского епархиального управления протоиерей Василий Воликов и духовенство Собора.

Богослужение в этот праздничный день сопровождалось сурдопереводом на язык жестов для слабослышащих прихожан - в Соборе работала епархиальный переводчик Александра Анехова.

Вознесение Господа Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть как страшное последствие греха, и тем самым дав каждому человеку возможность воскреснуть, Христос показал, что возможно и большее обожение человеческого тела. Ведь Спаситель вознесся, будучи в человеческом теле, и этим вознес человеческую природу. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены, "восхищены на облаках", будут только те, кто "распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию".

Но присутствует в этом празднике и какая-то легкая грусть. Ведь речь идет о том, что Иисус в своём земном обличии покидает землю. Но, слушая в этот день церковные песнопения, мы не ощущаем покинутости и одиночества. Наоборот, богослужение в храме, молитва, говорит о вездесущии Господа в нашем мире, который пронизан присутствием Божьим. Мы ощущаем его во всем: и в весеннем утре, и в радостном щебете птиц, и в лучах солнца, и в отблеске свечи у иконы, и в церковном песнопении, в молитве, и в том добром деле, что кто-то сейчас совершает, и просто в улыбке встретившегося нам человека. Святому Ефрему Сирину, принадлежат такие слова, касающиеся праздника Вознесения: "Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо".

И потому, обращаясь к многочисленным православным, пришедшим в этот день на праздничную Литургию, Его Преосвященство уделил особое внимание тому, как мы должны жить, чему уделять внимание в своей жизни и особенно в молитве, когда обращаемся к Богу нашему.

" И мы с вами, пока живем на земле, скорбим от болезней, от злых людей и от многого другого в этой земной жизни. Поэтому Господь и зовет нас к себе. Он ведь обещал взять нас к себе по окончании земной жизни, взять каждого верного своего слугу, когда закончится его земной путь. Мы живем этим обещанием радости встречи с нашим небесным Отцом. Мы с вами сегодня совершили нашу общую молитву, обратились к Господу со своими радостями, скорбями, печалями, болезнями. Вознесли ему во время торжественной службы свои малые человеческие нужды и просьбы. И тот, кто действительно открыл перед Господом свое сердце, тот обязательно получит просимое. Вот и будем всегда возносить свое сердце к Христу, быть добрыми, послушными детьми своего небесного Отца, и Господь и здесь, на земле, будет утешать нас своей благодатью и бесконечно всегда будет с нами".

Как повествует Евангелие, первой увидела воскресшего Спасителя Мария Магдалина.Но с древних времен сохранилось церковное предание о том, что прежде всех после Светлого Своего Воскресения Иисус Христос явился Своей Пречистой Матери. В иерусалимском храме Воскресения недалеко от кувуклия специально обозначено место этого явления. Почему же об этом умалчивают евангелисты?

Очевидно, что для них это могло быть настолько сокровенным и само собой разумеющимся, что они не сочли нужным писать об этом.Возможно,что Пресвятая Богородица по великому Своему смирению не пожелала, чтобы Ее благовествование было преимущественным.Может быть, апостолы решили, что более убедительным для сомневающихся и просто неверующих людей будет свидетельство человека, не связанного со Спасителем ни родственными, ни семейными узами.Ведь и сами они не сразу уверовали в то, что на их глазах сбылись древние пророчества, исполнения которых евреи ждали тысячелетия.
Действия Господа Иисуса Христа тоже наполнены заботой об укреплении тончайшего и деликатнейшего свойства человеческой души – веры.

40 дней после Своего славного Воскресения Он являлся ученикам, беседовал с ними о тайнах Царства Небесного, наставлял их, духовно укрепляя перед главным их делом- проповедью Евангелия во всем мире.

Наконец, в 40 день Господь велит собраться ученикам на последнюю встречу в Иерусалим.В тот самый Иерусалим, с которым было столько связано и радостного, и горького.Горожане привычно суетились, занятые своими обыденными делами.Они уже успели забыть о событиях, связанных с недавней казнью странствующего философа. Их совесть была успокоена ложью о том, что мертвый Иисус украден учениками из гроба.И вот в сионской горнице среди собравшихся учеников раздается кроткий голос Учителя: « Мир вам».

Как и всегда после Воскресения, Иисус Христос неожиданно появляется в кругу учеников. Любовью и грустью наполняются их сердца.Они со вниманием слушают последние наставления: исполнились в точности все ветхозаветные пророчества,все, что говорилось о Нем «в законе Моисеевом, в пророках и в псалмах».Господь посылает их на проповедь Евангелия- ученики должны рассказать то, что видели своими глазами, чтобы и другие уверовали и спаслись.

Апостол Марк добавляет, что по- настоящему верующим людям, как пообещал Спаситель, все будет подвластно. Именем Иисуса Христа они будут изгонять бесов, говорить новыми языками, спокойно брать в руки змей, яд не повредит им, и одним возложением рук будут исцелять больных.И действительно, уверовавшие в Христа, получают от него силу побеждать зло и восстанавливать гармонию мира, утраченную после грехопадения.

Трудная миссия для вчерашних рыбаков,но Господь утешает их: « Я с вами во все дни до скончания века».Это значит, Он Сам будет незримо находиться среди истинно верующих людей.Он будет руководить созданной Им церковью.Один из образов церкви – корабль.Своими крепкими, надежными руками Господь держит штурвал и ведет ко спасению тех, кто сам желает спастись.

Затем Божественный Учитель выводит учеников из города на Елеонскую гору.Иерусалим недостоин видеть великое событие.Поэтому никто и не заметил, как небольшая группа людей спустилась в Иосафатову долину, по которой протекал Кедронский поток. Теперь маловодный, совсем недавно он был переполнен кровью пасхальных ягнят, которую выливали по требованию закона евреи из жертвенных животных. Именно через этот кровавый поток вели Господа на Голгофу.Какой зловещий символ!Это – путь к крестному страданию и путь к славе Господней.

По обеим сторонам дороги растут пальмы и маслины. С этих деревьев отламывали ветви, чтобы устилать дорогу во время торжественного Входа Господнего в Иерусалим.Цветами с этих деревьев забрасывали ехавшего на осле Царя кроткого.И из этой же древесины сделали затем крест, на котором Его распяли.Путники перешли Кедрон по мосту, миновали Гефсиманский сад, где молился Господь в ночь перед крестными страданиями и начали подниматься в гору.

Величественный вид открылся с вершины:под самой горой лежит шумный и равнодушный к добру Иерусалим с его великолепным храмом.На западе виднеется синева Средиземного моря,на юго-востоке- Мертвое море, на востоке белеет Вифания, где живут Марфа и Мария с воскрешенным другом Господа Лазарем.На юге – Вифлеем, где родился Иисус Христос и куда приходили из дальних стран поклониться Ему премудрые волхвы.На севере видна лента Иордана, где Иоанн Предтеча « коснулся верху главы Христа».

А там дальше – милая сердцу Галилея, где в Назарете прошли детство и юность Спасителя; родина большинства Его учеников.Всю земную жизнь Иисуса Христа запечатлел открывшийся с вершины вид, сколько воспоминаний и мыслей будит он… Господь обещает ученикам, что сойдет на них Святой Дух. Он даст им силу и знания.Божественный Учитель благословляет, скрестив руки,и в этот момент начинает отделяться от земли и возноситься на небо.

Затем появляется облако и скрывает Его из их вида. « Какой чудный образ действия,- пишет митрополит Московский Филарет.-Господь благословляет и еще не оканчивает благословение, а продолжает благословлять и возносится на небо. Что это значит?То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него».

Много лет прошло с тех пор, многое изменилось. Но неизменно одно: до сих пор благословляющая рука Господа, Его любящий взор на всех Его учениках.Пусть не посчастливилось им жить в евангельские времена и лично видеть Иисуса Христа.Но они искренне поверили Ему, взяли крест, который Он дал им,и пошли за Ним.И Господь никогда не оставит их на этом пути.

Примеров тому –множество. Это и жития святых,и личный, пусть даже самый скромный духовный опыт наших современников.Наш Бог,доказавший Свою Любовь Крестной Смертью и Воскресением, с нами все дни и до скончания века. И в жизни будущего века Он будет с нами тем более. Так говорят святые.