Анализ здоровьесберегающей деятельности верховской школы верховажского района. Анализ здоровьесберегающей среды школы Анализ планирования работы по здоровьесбережению

Работа по здоровьесберегающему направлению в начальных классах

Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. В связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Внеурочные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Педагоги школы всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Физкультурно-оздоровительные секции, направленные на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств есть и в нашей школе. Это секции по спортивной ходьбе (посещают 3 третьеклассника и …. четвероклассника) и тяжелой атлетике посещают 2 третьеклассника и …. четвероклассника)

С внедрением в образовательный процесс ФГОС появилась возможность организовать на базе школы внеурочную деятельность, направленную на оздоровление и физическое развитие детей. Учащиеся 1- 4 классов с удовольствием посещают интересные, разнообразные занятия здоровьесберегающего направления.

Название кружка

Класс

Кол-во учеников

Руководитель

«Уроки здоровья»

Назарова С.А.

«Улыбка»

Назарова С.А.

« Подвижные игры»

Поколева Н.В.

«Расти здоровым»

Поколева Н.В.

«Планета здоровья»

Соколова В.А.

«Здоровейка»

Машина Т.В.

В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков. Тематика бесед на классных часах разнообразна: «Как вырасти здоровым», «Мы за здоровый образ жизни», «Забота о коже», «Правильное питание школьника», «Как сделать сон полезным», «Правила поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Слагаемые здоровья», «Соблюдение режима дня» «Наркомании мы скажем - нет!» и др. Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта. Часто такие беседы, мастер - классы, практические занятия проводят медицинские работники – родители учеников, что гораздо эффективнее влияет на подрастающую личность.

В начальных классах запланированы и проводятся родительские собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания. Много внимания уделяется адаптации первоклассников к школе.

На своих уроках учителя начальных классов проводят физкультминутки, учитывая специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, которые приводят к улучшению эмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

У каждого учителя есть паспорт здоровья учеников класса, где указаны группа здоровья, заболевания, рост, вес учащегося. Воспитатели ГПД часто проводят соревнования «Веселые старты», в которых принимают участие почти все ученики начальных классов. Ошкина М.П. работает над темой самообразования « Здоровьесберегающий элемент в воспитании учащихся ГПД».

Проблема здоровьесбережения в работе учителей и воспитателей ГПД рассматривается целостно. Они постоянно следят за необходимой освещенностью классного кабинета, своевременным проветриванием.

В начальных классах много цветов. Выращивание растений целесообразно, связано с задачами сохранения и укрепления здоровья. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Этим решается и другая не менее важная задача - воспитательная. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами дети. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.

Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной. Всё это используется для формирования здорового образа жизни учащихся. В марте на заседании методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД запланирована работа педагогической мастерской на тему « Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью и здоровому образу жизни через ряд здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

З доровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Будьте здоровы!


Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!
Это слова Никиты Константиновича Смирнова, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации работников образования.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 4

Одной из главных задач Программы развития ГБОУ ООШ с.Заволжье является:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования принципов здорового образа жизни.
А именно:
- сохранение100% числа учащихся, охваченных горячим питанием;
- продолжение внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Слайд 5

В ГБОУ ООШ с.Заволжье с 2012-2013 уч. года реализуется программа по здоровьесбережению

«Здоровый ребенок – счастливый ребенок». Срок реализации программы: три года.

Слайд 6

В вопросах медицины Администрация школы взаимодействует с администрацией ЦРБ с. Приволжье и ФАПом с/п Заволжье. В сотрудничестве с данными учреждениями реализуется программа мониторинга физического здоровья и развития учащихся (ежегодные медосмотры); совместно с фельдшером ФАПа с.Заволжье Лактаевой Г.М. проводятся открытые мероприятия, консультации, классные часы. Детям и родителям раздаются памятки на тему здорового образа жизни и питания.

Слайд 7

Фото Дня ГО с Антоновой Н.Г. и Лактаевой Г.М.

Слайд 8

ГБОУ ООШ с.Заволжье взаимодействует с центром «Семья» по обеспечению детей санаторно-курортным лечением. Ежегодно социальные педагоги и психологи проводят диагностическую работу и тренинги по выявлению и профилактике психологических проблем учащихся.

Слайд 9

Фото с психологами центра «Семья»

Слайд 10

Ежегодно, в начале учебного года разрабатывается

Циклограмма работы по здоровьесбережению, которая включает в себя:

  • составление расписания уроков и занятий внеурочной деятельности;
  • составление графиков дежурства учителей по школе и учащихся по классам;
  • составление расписания работы кружков, секций и подвижных перемен;
  • проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья и антропометрических данных учащихся.
  • разработку и реализацию планов внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и физкультурно-оздоровительной работе с привлечением родителей и сельской общественности;
  • проведение ежегодного анкетирования учащихся на предмет их отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни (с последующим анализом и сравнением с результатами предыдущего года);
  • административные совещания и педагогические советы, в которые включены вопросы по здоровьесбережению:

Охрана труда и техника безопасности;

Питание и питьевой режим учащихся;

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и др..

Слайд 11

Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”.

Слайд 12

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников.
В последствии, так же классные руководители ежегодно следят за изменением состояния здоровья учащихся.

Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка.
После исследования состояния здоровья учащихся ГБОУ ООШ с.Заволжье за последние 5 лет мы получили следующие результаты…

Слайд 13

Год

исследования

Количество учащихся

Группы здоровья

Освобождены

Основная

Подготовительная

Кол-во

Кол-во

Кол-во

2008-2009

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Слайд 14

По словам профессора Никиты Константиновича Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся ”.

Принципом «Не навреди» в своей работе руководствуются и педагоги нашей школы.

Слайд 15

В учебно-воспитательном процессе нашего ОУ используются три основные группы здоровьесберегающих технологий:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и педагогами дополнительного образования.

Слайд 16

Гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

Слайд 17 (каб. биологии)

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов.

Во всех кабинетах школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния. Почти во всех кабинетах высота парт соответствует росту учащихся.

Проведена цветовая маркировка мебели.

В классах соблюдается воздушно-тепловой режим.

Слайд 18 (каб. Антоновой Н.Г.)

Организован питьевой режим – в каждом классе есть кулер или помпа.
Все учителя следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп.

Слайд 19 (фото аптечки в спортзале)

В классах химии, физики, технологии и спортзале собраны аптечки первой медицинской помощи.

Слайд 20 (фото)

Воспитание эстетического вкуса.

Слайд 21 (фото ген. уборки)
В классах чисто, в конце каждой недели силами учащихся и классных руководителей организуется генеральная уборка.

Слайд 22 (фото умывающихся детей)

Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся всей школы обязательно моют руки.

Слайд 23

Большое значение имеет организация урока .
Педагоги нашей школы строят свои уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

Слайд 24

Технологии оптимальной организации учебного процесса предполагают:
соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением «ступенчатого» режима, без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Объем домашних заданий во 2-4 классах (по всем предметам) не превышает их выполнение (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 классе - до 3,5 ч.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

В середине учебного дня в те дни, когда нет в расписании урока физкультуры в 1 классе организована динамическая пауза продолжительностью 40 минут.

Слайд 25 (фото)

Динамическая пауза Ватрушкиной Т.А.

Слайд 26

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности педагоги стараются составить расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными днями.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.

Ранней осенью и поздней весной организованы подвижные перемены на открытом воздухе. В холодное время года подвижные перемены проводятся в спортзале и спортивных холлах.

Слайд 27 (с/зал и бег. дорожка)

Слайд 28 (теннисные столы)

Слайд 29 (шашечные столы)

Слайд 30
Несомненно, стиль общения наших педагогов с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта.

Слайд 31

С этой целью в начале урока педагоги используют методы эмоциональной раскачки.

Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам - сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор».
Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Слайд 32
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Слайд 33
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
Число используемых видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок.
Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
В течение учебного года не менее трёх меняется расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.

Слайд 34
Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса является утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья.
Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.
Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Слайд 35 (фото Каштановой Т.Н.)

Учитель русского языка и литературы Каштанова Т.Н. (5-9 кл.) в своей практике успешно использует
упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для улучшения мозгового кровообращения; точечный массаж.

Слайд 36 (фото Савельевой Л.К.)

Детям начальных классов очень нравятся упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика);
упражнения для мобилизации внимания.

Слайд 37 (фото)

На уроках физкультуры учащиеся периодически выполняют упражнения, корректирующие осанку.

В 2011 году, в соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план начальных классов введен третий (двигательный час) физической культуры, который, если позволяют погодные условия, проводится на свежем воздухе.

Слайд 38 (кабинеты Савельевой Л.К. и Савельевой В.П.)

Новый Стандарт определяет требования и к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность и создаёт материально-технические, информационные условия его реализации. Предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды.
Кабинет информатики начальной школы оснащен современным оборудованием: ноутбуками, интерактивной доской и мультимедийным проектором. Составлено расписание работы данного класса для учащихся и педагогов, работающих по ФГОС нового поколения, а именно в 1-3 и 5 классах.

Кабинет информатики для 4 и 6-9 классов оснащен ноутбуками и моноблоком.

В школе есть кабинет медиатеки, оснащенный электронными носителями с учебными и развивающими программами. На спонсорские деньги школа приобрела еще один мультимедийный проектор и фотоаппарат.
Возможности мультимедийного проектора, интерактивной доски, ноутбуков и моноблока поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Слайд 39
При этом обязательно соблюдение требований к использованию ТСО.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках можно увидеть на этой таблице.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Слайд 40, 41
Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.

Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Работа внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год для 1, 2 и 3 классов

(начальное образование, ФГОС второго поколения)

Учебные предметы

Кол-во часов

по классам

Вариативная часть

(внеурочная деятельность)

Спортивно-оздоровительное направление

Кружок «Здоровячок» (Динамическая пауза)

Кружок «Мы - славяне»

Кружок «Искорка»

Социальное направление

Кружок «Экологические капельки»

Кружок «Юные инспектора дорожного движения»

Кружок «Умелые руки»

Общекультурное направление

Кружок «Песенка»

Кружок «Родничок»

Кружок «Информика»

Кружок «Почемучки»

Итого:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год для 5 класса

(основное общее образование, ФГОС второго поколения)

Предметные области

Учебные

предметы

Количество

часов в неделю

Вариативная часть

Общеинтеллектуальное направление

Кружок «Занимательная география»

Духовно-нравственное направление

Кружок «Мы - славяне»

Социальное направление

Кружок «Юный натуралист»

Общекультурное направление

Кружок «Домисолька»

Слайд 42
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.

Слайд 43
Психологические тренинги снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся, улучшают адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Этот прием также позволяет решить одновременно обеспечивают психологическую разгрузку учащихся и дают им сведения развивающего и воспитательного плана.

Слайд 44, 45

Участие педагогов и родителей в общешкольных мероприятиях, а так же сотрудничество с социумом способствует сближению и улучшению психологического микроклимата в школьном и сельском сообществе.

Слайд 46

В систему работы школы включены внеклассные мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Среди них можно выделить общешкольные мероприятия по здоровьесбережению:
о правильном питании «Здоровый ребенок в здоровой семье» и антинаркотический урок «Имею право знать».
Слайд 47

В нашей школе ведется большая внеклассная физкультурно-оздоровительная работа, которая включает массовые мероприятия для учащихся, родителей, праздники, походы.

Слайд 48

На слайде вам представлен план спортивно-оздоровительной работы на 2013-201 4 уч. год.

Слайд 49

Ежедневно дежурными учениками школы проводится утренняя зарядка.

Слайд 50

Осенний легкоатлетический кросс.

Слайд 51

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье соответствует основному принципу государственной политики РФ в области образования.

Слайд 52

Спортсмены нашей школы приняли участие в акции памяти детей Беслана «Мы помним». В сентябре в спортзале нашей школы прошли дружеские матчи по баскетболу.

Слайд 53, 54

Игра «Зарница», летняя и зимняя, стала традиционной и любимой игрой всех учащихся нашей школы.

Слайд 55

Слайд 56

Ежегодно 9 мая лучшие учащиеся нашей школы несут Почетный караул на митинге возле Памятника погибшему солдату.

Слайд 57 (расписание секции)

На протяжении многих лет на базе нашей школы от СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье действует секция баскетбола, в которой ежегодно занимаются 30 учеников нашей школы (все, кроме 1 уч-ся класса).

Слайд 58 (Вывод)
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Слайд 59

Коллеги, еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на состояния здоровья учащихся
ГБОУ ООШ с. Заволжье. По итогам исследования было выявлено, что оно имеет положительную динамику.

Это свидетельствует о большой работе по здоровьесбережению, проводимой в нашей школе.
Слайд 60

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)
Смотрите на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно. Не оказывайте давление на своих детей. Не говорите: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Помните: маленькие радости в ваших руках. Не забывайте, что вы красивы.

Слайд 61

«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». Сократ

Отчет по здоровьесбережению в 1 классе "А"

учитель Захарова Т.А.

2012-2013 учебный год.

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Целью работы в 1 классе в 2012-2013 учебном году было создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В течение года была разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.

В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» -это деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда » психологический комфорт, эмоциональная активность, санитарно-гигиенические требования.

Главное в школе - это урок, поэтому его организации уделялось большое внимание.

Рациональная организация урока: разнообразные виды деятельности (4-7), частота их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смена позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки, активные методы и формы обучения.

Результат -- снижение утомляемости.

В течение года проводились оздоровительные физкультурные мероприятия во внеклассной и внеурочной работе: классные часы, беседы, творческие работы учащихся, занятия в спортивных секциях, дни здоровья, экскурсии, спортивные часы, активные перемены.

Результат -- формирование у учащихся важных гигиенических умений, навыков, полезных привычек; обучение школьников доступным физкультурным знаниям, умениям навыкам, способствующих укреплению здоровья.

НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

  • Индекс здоровья учащихся (% школьников, не болевших в течение года-- 9,4%)
  • Группы здоровья: первая группа здоровья - 18,5%,

Вторая группа здоровья - 66,4%

Третья группа здоровья - 14,8%

  • Характер хронических заболеваний

опорно-двигательная система - 57,7%

сердечно -сосудистая -8,6%

органы дыхания - 18,4%

нарушение зрения - 12,5%

дефекты речи - 34,4%

нервная система - 28,1%

мочевыделительная система - 3,1%

  • Часто болеющие дети (более двух раз за год: 28,1%)
  • Занятость в спортивных секциях - 59,4%
  • Охваченность горячим питанием - 100%

Вывод: специально проводимые мероприятия по здоровьесбережению дают положительный результат.

Задачи на новый 2013 - 2014 учебный год.

Воспитывать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью.

Формировать культуру здоровья, как части общей культуры человека.

Работать над понятием, что здоровье - важнейший залог успеха в жизни.

Реализацию задач проводить согласно здоровьесбрегающим технологиям учебно-воспитательного процесса.


Анализ работы по здоровьесбережению

2015-2016 учебный год

Зам. директора по УВР

Т.А. а

МБУ «Школа №85»


Обеспечение здорового образа жизни учащихся.

Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства. Именно в детстве формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, и забота о его сохранении – задача не только семьи, медицинских учреждений, но и системы образования.

Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Основной целью здоровьесберегающего сопровождения является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение, и воспитание, формирование у школьников представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретение навыков здорового образа жизни. На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся, и хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени качества обученности становится состояние здоровья школьника. Разработка эффективности мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

МБУ «Школа №85» со смешанным контингентом обучающихся: дети одаренные, обычные и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке, поэтому учителя целью своей работы считают создание среды, способствующей тому, что бы каждый ученик вне зависимости от своих возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности учащихся, соответствующей санитарно- эпидемиологическим противопожарным правилам и нормам.

В 201 5 -201 6 учебном году работа была направлена на создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей. В школе разработана и реализуется программа «Здоровье», которая представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий проблемы и достижения, основные тенденции, цели и задачи обучения, воспитания и развития, учащихся в области здоровья. Данная программа предусматривает систему действий школы в решении вопросов, касающихся здоровья (физического, психического, морального и т.п.). Ориентация учащихся на бережное отношение к своему здоровью основывается на многоэтапной, постоянной, целенаправленной учебно-воспитательной работе, создании здоровьесберегающего пространства .

    1. Организация образовательного процесса

В соответствии с запросами участников образовательного процесса в школе, помимо традиционной классно-урочной системы, организовано обучение в различных формах: надомное, индивидуальное. Обеспечены равные условия для образования детей школьного возраста.

Школа работает в одну смену. Разработано единое расписание урочной, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности, которое соответствует требованиям СанПиН. Расписание учебных занятий согласуется с учебным планом. Строго учитывается распределение учебной нагрузки, как по дням недели, так и в течение учебного дня. Расписание сбалансировано с точки зрения представленных в нем предметов, обеспечивающих смену характера деятельности учащихся.

С целью снижения утомления на переменах проводились подвижные игры.

Обучение учащихся проходило в первую смену, во второй половине дня работали факультативы, кружки, спортивные секции, проходили коррекционные и дополнительные занятия.

С 1 по 11 классы согласно учебному плану проводились 3 урока физической культуры в неделю. Обучающиеся 1 классов начальной школы реализовывали программу внеурочной занятости «Динамическая пауза», которая проводится в дни, где в расписании отсутствует урок физкультуры.

Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включали в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Уроки физической культуры проходили по расписанию. Для создания оптимальных условий обучения и в школе уроки физкультуры проводили три педагога, что позволяло сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводились на природе.

На уроках и внеклассных мероприятиях проводились физкультурные минутки, гимнастика для глаз, которые помогали предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, и являлись профилактикой нарушения осанки. Предпочтение отдавалось простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади, а также с использованием интерактивного оборудования.

Режим работы составлен с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения и отдыха.

Во второй половине дня для детей проходили занятия внеурочной деятельности, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, соревнования, общешкольные Дни Здоровья.

Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью растущего организма. Она оказывает благотворное воздействие на организм подростков и младших школьников. Оптимальная активность является важным компонентом здорового образа жизни и методом профилактики заболеваний учащихся школы. Большое значение для профилактики утомления у детей играет динамическая пауза у первоклассников. В теплую погоду в любое время года пауза проводится на свежем воздухе. Необходимо отдельно сказать о новшестве, которое введено в нашей школе – проведение флеш-мобов на переменах. Такие перемены способствуют снятию психо-эмоционального и физического напряжения, являются дополнительным источником для восстановления физических и эмоциональных сил учащихся, объединяют детей разного возраста.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования :

    Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

    Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью

    Система школьного самоуправления

    Развитие системы внеурочной занятости детей

В школе регулярно проходили общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. Сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Реализацию программ внеурочной деятельности «Азбука здоровья», «Как правильно питаться». Классным руководителям в этом помогают психолог, медицинские специалисты. На ОБЖ, уроках физической культуры ведется целенаправленная пропаганда физической культуры и здорового образа жизни с целью формирования ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Для учащихся старших классов были проведены тематические беседы и классные часы с привлечением специалистов центра «Семья», ГБОУ ППЦ и ГБОУ ДПО РСПЦ Самарской области, где были рассмотрены вопросы профилактики табакокурения, наркомании и детского алкоголизма. В нем приняли участие учащиеся 8-11 классов.

В рамках программы «Подросток» в школе оформлены стенды по профилактике курения, вирусных и сезонных заболеваний, во всех классах проведены Уроки здоровья в рамках всемирного Дня здоровья. В библиотеке организована книжная выставка «Будем здоровы». Также во всех классах проведены классные часы по проблеме профилактики вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. Для учащихся 7-11 классов проведена демонстрация тематических художественных и документальных фильмов, показ тематических роликов для детей и подростков.

В рамках подготовки учащихся 9-ых и 11-ых классов к сдаче ГИА и ЕГЭ были проведены занятия по психологической подготовке к экзаменам.

Для проведения школьных мероприятий привлекались сотрудники МЧС, полиции, КДН, центра «Семья», психолого-педагогического центра Комсомольского района г.Тольятти, ГБУ ДО РСПЦ Самарской области, медицинские сотрудники, психолог.

Школа принимала активное участие в оперативно-профилактических мероприятиях, организованных КДН, ПДН ОВД.

Работа по пропаганде здорового образа жизни и здоровьесбережению проводилась не только в учебное, но и во внеучебное время. Это всевозможные экскурсии, викторины, соревнования. Такие мероприятия обеспечивали крепкое здоровье, двигательную культуру, физическое совершенство, являлись живым источником для умственной работоспособности. Задача педагогов – сформировать у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье. В работе коллектив МБУ «Школа №85» использовал только те формы и методы, которые гарантируют ребёнку здоровье.

Общешкольные мероприятия:

    Акции «Мы за здоровый образ жизни!»

    День Здоровья

    Общешкольный день борьбы с курением

    День борьбы со СПИДом

    Проведение тренингов «Умей сказать нет!»

    Конкурс презентаций «Мы выбираем жизнь», «Здоровое питание»

    Спортивные соревнования (личное первенство)

    День защиты детей

    Всемирный день здоровья

Мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ:

    Приобщение к посильному труду: субботники, работа на пришкольной территории, участие в акциях «Подари праздничное настроение»,

    Организация здорового досуга во время каникул, летнего отдыха, особенно детей «группы риска». Организация малозатратных форм отдыха.

    Вовлечение учащихся в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, кружковую работу

    Беседы и лекции для родителей, учащихся, учителей;

    Ролевые игры и деловые игры

    Круглые столы

    1. Обеспечение медицинского обслуживания

В школе в полном объеме проводились мероприятия по оздоровлению и сохранению здоровья сотрудников МБУ «Школа №85». Заключен договор с поликлиникой на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в муниципальных учреждениях сферы образования.

Медицинское обслуживание обучающихся осуществлялось в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Детская поликлиника №3» в соответствии с договором о медицинском обеспечении учащихся МБУ «Школа №85». Помещение медицинского кабинета обеспечено медицинским оборудованием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Кабинет обеспечен лекарственными препаратами, оснащён весами, ростомером, холодильником, кушеткой, тонометром, шкафом для медицинских препаратов.

Медицинский кабинет - работает в неразрывной связи с детской поликлиникой. М едицинскими работниками проводились плановые оздоровительные процедуры, профилактическая работа по укреплению иммунитета учащихся, проводился мониторинг заболеваемости учащихся, мониторинг травматизма, мониторинг перегрузок, утомляемости и работоспособности учащихся.

Медицинская служба МБУ «Школа №85» отвечает за:

    ежегодные медицинские осмотры учащихся,

    работу с диспансерной группой учащихся,

    проведение профилактических прививок,

    ежегодные флюорографические обследования сотрудников школы и учащихся

Проводит медицинский контроль:

    за проведением уроков физической культуры,

    за противоэпидемическими мероприятиями в классах,

    за хранением и сроками реализации продуктов в столовой,

    за технологией приготовления пищи и др.

Медицинский кабинет работал в соответствии с графиком, согласованным с главврачом детской поликлиники.

В установленные сроки детям проводились профилактические прививки. За два дня до этого родители обязательно предупреждались о них в письменной и устной форме. Перед прививкой ребёнок осматривался врачом с обязательной термометрией. Выполняла профилактические прививки школьная медицинская сестра и обязательно в первой половине дня, что даёт возможность наблюдать за детьми в течение дня.

Дети с подготовительной и специальной группой по физкультуре предоставляли справки, подтверждающие эту группу, от специалиста.

В 2015-2016 учебном году проходила ежегодная диспансеризация учащихся МБУ «школа №85»

По данным медицинского осмотра:

Распределение учащихся по группам здоровья

1группа 2 группа 3 группа 4 группа

На протяжении нескольких лет сохраняется тенденция к преобладанию школьников отнесенных ко 2группе здоровья. За минувший год увеличилось количество детей на 1,1% первой группы здоровья. Произошло уменьшение детей 3 группы (на 2,5%) и снижение детей 4 группы (на 0,6%).

Распределение учащихся по физкультурным группам

Из данных таблицы и диаграммы видна положительная динамика в распределении по группам здоровья. За последние три года отмечается тенденция в увеличении основной группы. В 2014-2015 году детей имеющих основную группу повысилось на 3%. Отмечается снижение детей на 0,3% по подготовительной группе, а также снижение на 0,9% по специальной группе. Положительная динамика по освобожденной группе здоровья – снижение за три года на 4,1%.

Оценка физического развития школьников

Избыток массы

Гармоничное развит.

83,6

83,1

90,5

88,7

Общая задержка физического развития

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в России с диагнозом ожирение составляет около 7%. Процент детей, страдающих ожирением в нашей школе, за последние три года имеет тенденцию к снижению. На данный момент составляет 4% от общего количества.

    дефицит массы – уменьшился на 1,6%

    • гармоническое развитие – повысилось на 7,4%

      общая задержка физического развития – осталась на прежнем месте

За счет малых форм физического воспитания удовлетворяется потребность в движениях и реализуется около 40% суточной нормы двигательной активности.

Проводимая в школе работа по сохранению, укреплению и формированию здоровья способствует гармоничному развитию личности, воспитанию у школьников высоких нравственных качеств.

Формирование здоровьесберегающей среды школы создает условия, которые обеспечивают высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволяют отодвигать утомление и избегать переутомления, снижают уровень общей тревожности учащихся.

У учащихся возросла потребность в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом. В школе нет случаев грубого нарушения Устава школы и правил поведения для учащихся.

Учащиеся, их родители, учителя, медицинский работник школы участвуют в проведении мониторинга, в ходе которого выявляются:

    общее состояние здоровье, наличие хронических заболеваний;

    текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

    режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями; морально-психологическая ситуация жизни ребенка как в школе (при взаимодействии с учителями и сверстниками), так и дома – это работа не была бы возможна без школьной психологической службы.

Скриниг-диагностика состояния здоровья проводится ежегодно 2 раза в год. Принимают участие в нем все школьники. Медицинское просвещение родителей осуществляется в рамках бюллетеней, специальной информации, на родительских собраниях, к работе привлекаются и специалисты АПК №3, родители, имеющие медицинское образование.

В этом учебном году в нашей школе учащиеся оздоровились, дважды получив курс кислородного коктейля с различными витаминными добавками.

Для детей, имеющих слабое здоровье и детей с ограниченными возможностями, учебный процесс в школе осуществляется по формам: экстернативная, семейная и домашняя формы обучения.

Здоровье учащихся - один из основных результатов работы школы.

Мониторинг соматического и физического здоровья учащихся МБУ СОШ №85.

Ежегодно в соответствии с требованиями СанПина и Закона об образовании все учащиеся проходят медицинское обследование.

Динамика состояния здоровья обучающихся МБУ СОШ № 85 (за три года):

В течение учебного года медицинскими специалистами были проведены мероприятия: проведение антропометрии всех учащихся с записью в медицинские карты, проведение пла­новых прививок, диспансеризации, ежедневный прием больных детей в медицинском каби­нете по мере обращения, осмотр на педикулез всех учащихся после каникул в начале три­местра, проверка остроты зрения с записью в медицинскую карту и другие мероприятия. Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится вита­минизация.

Результаты медицинского обследования учащихся школы

Увеличилось количество учащихся с заболеваниями:

    болезнь органов дыхания –по сравнению с прошлым годом отмечались случаи данного заболевания и составили 2,3%

    болезнь костно-мышечной системы на 3,9%

    болезни сердечно-сосудистой системы на 1,1%

остальные заболевания остались на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом

Проанализировав результаты медицинского обследования можно сделать следующие выводы:

    Стойкая ремиссия детских заболеваний обусловлена созданными условиями в школе, повышению оздоровительных мероприятий, изменение сознания учащихся и родителей на здоровый образ жизни.

    Заболевания органов зрения и миопия снизилось за счет того, что в этом году профилактика зрения велась активно во время уроков, регламентировалось использование интерактивного оборудования

Функциональные изменения

По функциональным изменениям здоровья учащихся данные свидетельствуют о том, что почти все имеющиеся изменения имеют тенденцию к повышению, в среднем функциональные изменения повысились на 0,7%

Увеличение количества учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, прежде всего, связано с объективными причинами:

    Неблагоприятные экологические факторы

    Низкая двигательная активность детей и подростков

    Увлечения компьютерными играми

    Перегруженность учебных программ

    Усиление интенсификации учебного процесса

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения В нашей школе каждый педагог считает своим долгом в ходе образовательных уроков непременно использовать физкультурно-оздоровительные минутки, эффективно влияющие на укрепление здоровья обучающихся и продуктивность самих занятий.

В школе проводится мониторинг физической подготовленности учащихся 1-11 классов, целью которого является выявление соответствия уровня физической подготовленности учащихся 1-11-х классов возрастным нормам .

Физическая подготовленность (ФП) – результат физической подготовки, целенаправленного педагогического процесса на развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также их сочетаний (комплекса).

Для оценки ФП используются следующие 6 тестов:

С внедрением ФГОС нового поколения предусматривает образовательную нагрузку в учебной и внеучебной деятельности. Анализ комплексной оценки состояния здоровья обучающихся первых классов по данным медицинского осмотра показывает, что дети в 1 класс приходят в школу с низким уровнем здоровья.

Диагностика первоклассников

Выявлено заболеваний Количество заболеваний на одного первоклассника

Учебный год

Начало года

Конец года

За год

2012-2013

Без изменений

2013-2014

Без изменений

2014-2015

Без изменений

2015-2016

Без изменений

Количество заболеваний на одного первоклассника к концу года остается без изменения в течении трех последних лет.

В связи с внедрением ФГОС увеличивается нагрузка на первоклассников; поэтому необходимо ОУ выстроить стратегию по сохранению здоровья обучающихся.

Одной из проблем школы является организация питания.

Мы много говорим о правильном питании на классных часах. Проводим уроки здоровья. Ведь правильное питание - один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. На таких уроках ребенок не только учится сам, но и учит других - своих друзей, родителей. Взрослые члены семьи отмечают, что о многих секретах правильного питания они узнали от своих детей.

88,4 % учащихся школы охвачены питанием. Школа проводит С - витаминизацию блюд.

За организацией питания, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил следит бракеражная комиссия в составе ответственного за организацию питания, директора. Ими составляется меню, проводится осмотр работников пищеблока, бракераж пищи, контролируется соблюдение правил хранения продуктов и санитарно-гигиеническое состояние помещений.

В 2015-20165 учебном году питание в школе было организовано согласно:

    Закону об образовании,

    СаНПин

    Положению «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Тольятти»,

    Положению «Об организации льготного питания обучающихся общеобразовательных учреждений городского округа Тольятти»

Льготным питанием в течение учебного года обеспечены 79 человек, что составляет 10,9% от общего количества учащихся.

В школе также организовано питание учащихся за счет средств родителей (платные завтраки и обеды) – 641 учащихся, что составляет 88,7%%.

Основная доля питающихся горячими завтраками и обедами – это обучающиеся 1-4 классов и 5-7 классов. Обучающиеся старше восьмого класса питаются меньще, чем более младшие, обосновывая свой отказ тем, что питание однообразное, очень мало фруктов и овощей, недостаточно вкусно приготовлена пища. В связи с переходом в систему питания КШП «Дружба» многие обучающиеся и родители стали жаловаться на качество питания.

Состояние пищеблока не удовлетворительное.

Родители контролируют качество питания обучающихся, осуществляется членами родительского комитетов классов. В столовой имеется книга предложений на качество питания для учащихся, родителей и учителей.

Организация питания обучающихся и педагогов находится на достаточном уровне, а вот качество оставляет желать лучшего.

В целях физического развития учащихся и привития здорового образа жизни в 2013-2014 году проводились: «Недели спорта», Дни здоровья, «Весёлые старты», семейный турнир «Папа, мама, я – спортивная семья», ежегодно проводится школьная спартакиада по летним и зимним видам спорта. Волейбол, мини футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, шашки - по этим видам спорта учащиеся школы принимают участие в районных, городских соревнованиях и занимают призовые места. Большой процент учащихся занимается в кружках и секциях в городских учреждениях дополнительного образования. Около 17% учащихся посещают бассейны города.

Анализ участия учащихся в различных соревнованиях показал, что в этом году результаты немного хуже на уровне школы и города в целом, но по отдельным видам спорта имеем очень хорошие результаты.

Показателями эффективности используемых форм и методов работы, по созданию безопасного пребывания обучающихся в школе являются: разработка чёткой системы действий в экстремальных ситуациях и их практическая отработка; установка автоматической пожарной сигнализации и тревожной кнопки; недопущение случаев травматизма; отсутствие пищевых отравлений.

В 2015 - 2016 учебном год в МБУ «Школа №85» зафиксировано три случая травматизма.

В течение года производилась проверка санитарно-гигиенического состояния классных комнат, режима проветривания помещений, где находятся учащиеся, а так же тепловой режим, освещенность, чистота помещений. Результаты проверок были отражены в справках. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебно-образовательном процессе позволяет снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В 2015-2016 учебном году приказом руководителя МБУ «Школа №85» 2 класса начальной школы с классными руководителями были направлены в санаторий-профилакторий «Звездный» и «Дубрава», общее количество отдыхающих – 42 человека. Около 60 учащихся оздоровились самостоятельно в различных санаториях города и области в течении учебного года.

На базе МБУ «Школа №85» организован летний оздоровительный лагерь «Радуга». В 2015-2016 учебном году его посещали и имели возможность укрепить своё здоровье 108 детей начальной школы, что составляет 32,4% от числа учащихся начальной школы. Вышеуказанная цыфра была запланирована, но фактически посещали лагерь дневного пребывания – 89-95 человек, многие отказались, так как питались дети в другом учебном заведении (МБУ «Школа №14»). Также второй год в дневном лагере работает группа физкультурной и военно-патриотической направленности 12 человек учащихся 5-6 классов. Питание детей в школьном оздоровительном лагере 2-х разовое, санаторно-оздоровительные мероприятия для детей лагеря:

Соблюдение режима дня;

Утренняя гимнастика;

Мытьё рук до локтя;

Развлекательные и спортивные игры на свежем воздухе.

Психологическое сопровождение учащихся, учителей проводится в соответствии с принципами личностно-ориентированной и здоровьесберегающей педагогики.

Цель: Создание условий для гармоничного развития младших школьников в процессе обучения и формирование навыков организации здорового образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения, формирование банка данных.

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку в процессе обучения и воспитания. Организация работы с различными категориями учащихся: одаренными детьми; детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «группой риска», «трудными», опекаемыми, детьми-сиротами и др.) и их семьями.

3. Оказание психологической помощи педагогам и родителям в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

4. Изучение психологических особенностей личности педагогов, классных коллективов.

5. Содействие в повышении психолого-педагогической грамотности учителей и родителей.

6. Создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов, учащихся, поддержка и защита прав и здоровья учащихся, педагогов.

Приоритетными направлениями деятельности психологической службы школы являются диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, психопрофилактическое, организационно-методическое.

С целью контроля актуального состояния учащихся и своевременного оказания психологической поддержки учащимся в проблемных вопросах педагогами-психологами школы проводится психологический мониторинг 2 раза в учебный год. Психологический мониторинг представляет собой комплексную систему постоянного отслеживания актуального состояния учащихся посредством психологической диагностики процесса личностного развития, создания банка психологических данных, проектирования индивидуальной психологической и педагогической траектории учащихся.

Работа осуществляется в режиме психологического мониторинга по следующим направлениям:

Мониторинговые исследования обучающихся и педагогов

Индивидуальная диагностика обучающихся по запросам администрации и родителей(законных представителей)

Консультации обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов

Коррекционные и развивающие занятия

Критериями психологического мониторинга являются:

Мотивация учебной деятельности (побудительная сила к учебной деятельности);

Самооценка состояния физического здоровья (состояние телесного благополучия);

Самооценка психологического здоровья (психологический комфорт, настроение);

Самооценка уверенности в себе (переживание учащимися своих возможностей);

Психологическая грамотность (необходимый уровень понимания себя, других людей, ориентация в нормах общения, поведения, сохранения психологического здоровья);

Тревожность (переживание эмоционального дискомфорта);

Психосоциальная адаптация (приспособление учащегося в школьной среде с собственными потребностями, мотивами, интересами, межличностное взаимодействие).

В результате проведенной работы наблюдается положительная динамика высоких уровней критериев психологического мониторинга учащихся сопровождаемых классов в конце учебного года по сравнению с его началом.

Повысились показатели:

Учебная мотивация – с 12,45% до 16,5%, уверенность в себе – на 7,3% выше по сравнению с прошлым годом, психологическая грамотность – на 51,2%, психосоциальная адаптация – на 8,8% увеличилась по сравнению с прошлым годом. Уровень школьной тревожности понизился на 4,3% по сравнению с прошлым годом.

Результаты мониторинга психического здоровья обучающихся получены на основании диагностики по следующим методикам:

    «Диагностика работоспособности – тест Э. Ландольтта»;

    «Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения»;

    анкета «Психическая напряженность».

Результаты мониторинга психологического здоровья обучающихся получены на основании диагностики по следующим методикам:

    «Исследование мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода контент-анализа ответов на незаконченные предложения Дж. Нюттена»;

    «Изучение самооценки притязаний школьника», Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн;

    «Диагностика эмоционального отношения к учению в средних и старших классах»;

    Школьный тест умственного развития «Штур-2», К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.;

    «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ), Дж. Ванна, адаптированный М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой и др.

экстернальный

8,6%

18,3%

Вывод:

    в среднем у 83% обучающихся физическое развитие соответствует норме

    83 % детей относятся к основной группе здоровья

    28,9% учащихся имеют первую группу здоровья, что по сравнению с 2012 годом выше на 21,6%

    у обучающихся преобладает средний уровень работоспособности, благоприятное эмоциональное состояние, средний уровень психической напряженности

    для большинства обучающихся характерны адекватная, реалистичная самооценка, средний уровень тревожности

Проанализировав данные медицинскими работниками школы, отчеты классных руководителей, журнал посещаемости учащихся, можно сделать вывод, что:

повысились :

    функциональные возможности организма учащихся на14,4%

    приоритет здорового образа жизни на 21,8%

    мотивация к двигательной деятельности, здоровому образу жизни на 18%

    профессиональная компетенция и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников на 21%

3) здоровье первоклассников третий год остается без изменения в течение учебного года, кроме того отмечается положительная динамика – снижение ФСШ на одного ребенка.

При положительных результатах отмечаются недостатки в работе:

    показатели функциональных измененйя в здоровье учащихся повысились на 0,7%

    увеличились болезни:

    костномышечных тканей на 3,9%

    сердечно-сосудистой системы на 1,1%

    низкий процент участия в спортивных состязаний в городе

    отсутствие призовых мест в городской олимпиаде

    отсутствие системы по профилактике ПАВ

В 2015-2016 году проводилась довольно результативная работа, направленная на осуществление комплекса мероприятий по активизации пропаганды здорового образа жизни, созданы необходимые условия, способствующие успешной реализации программы «Здоровье», система воспитания навыков здорового образа жизни, формирования мировоззрения, основанного на ценности здоровья, нацелена на развитие личности в целом.

Предложения:

1. Продолжить работу по программе «Здоровья» - как целостной системы образования школы инновационного типа, оздоровления, социализации ребенка.

2.Внедрить в систему внеурочной деятельности программы по формированию потребностей в здоровом образе жизни: «Правильное питание», «Азбука здоровья».

3.Создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного, физического и интеллектуального потенциала.

4.Расширить сеть дополнительного образования школы и учреждений микрорайона с целью обеспечения сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.

5. Организовать методический семинар для педагогов школы «Азбука здоровья» с целью повышения квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

6.Организовать межведомственное взаимодействие, укрепить связи с социальными партнерами по здоровьесбережению.

7.Разработать модульную оценку работы педколлектива по здоровьесбережению.

Принцип здоровьесберегающих технологий в образовательн6ом процессе

Питание. Один важный вопрос в организации учебно-воспитательного процесса- организация питания школьников. В 2015-2016 учебном году мы имеем по данному направлению положительную тенденцию.

В целом, несмотря на все возникшие трудности, деятельности школы по организации горячего питания школьников можно оценить как хорошую.