Речь, ее значение и функции.  речь это что такое речь: определение — педагогика.нэс

Что такое речь - это процесс говорения, протекающий во времени, осуществляемый в звуковой и письменной форме.

  • Обычно характеризуется противопоставлением её языку, от частного к общему.
  • Представляется как материальное воплощение , употребление языковой системы в процессе коммуникации, между людьми.
  • Конкретна и уникальна в отношении воспроизводимого языка.
  • Субъективна , поскольку каждый человек, свободен творить её как хочет.
  • Всегда имеет автора , который выражает свои мысли, соответственно она имеет индивидуальный характер, что является важнейшим признаком речи, а речевое поведение есть важная характеристика личности.

Это официальное определение , мы же поговорим о речи, немного с другого ракурса.

Что такое речь — сколько и как говорит человек и какие бывают слова

Разговоры, разговоры, разговоры! Масса слов вокруг. Все что-то говорят . Мы тоже говорим и говорим, каждый день.

Интересно, если посчитать сколько слов, в среднем, произносит человек за весь день, в месяц, и в год? Среднестатистический показатель составляет 15.000 слов, в день. Соответственно в месяц человек говорит, в среднем 450.000 слов, в год 54.750.000 слов. Впечатляет, не так ли? Это в среднем. А, если человек чрезвычайно болтлив? Тогда эти цифры будут больше в разы!

Что такое речь ? Так уж вышло, что людям для общения необходимы слова. Некие формации, которые существуют в виде звуковой волны, подкрепляемые интонацией, жестикуляцией, мимикой, и т.д. С помощью слов мы передаем информацию во внешний мир .

Слова могут быть добрыми, положительными, прекрасными. С помощью определенных сочетаний слов пишутся стихи и поэмы, романы и повести, слагаются и передаются красивые легенды, песни. С помощью слов, люди признаются в любви. Человеческая речь, в таком случае, несет Созидающую силу.

Слова так же могут быть губительными и разрушающими. Злобная (матерная) речь , подкрепляемая разрушающими, эмоциями несет Разрушение в прямом смысле этого слова.

Что такое речь — Карма и речь в Восточной культуре

В различных культурах , речь представляется как поток энергии, и «пустая болтовня» одинаково не приветствуется. Но особо убедительно, о человеческой речи , говорится в Восточной культуре .

Буддисты знают, что основным источником потери энергии (жизненной силы) является речь. Пустые разговоры называют «праджалпой». И, именно она, является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса.

Поэтому многие подвижники не только буддистской, но и других религий, уходили в уединение, «затвор», чтобы не участвовать в суете и пустых разговорах.

Речь — определяет нашу карму . Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но оскорбив великую личность, можно все потерять и деградировать в низшие формы жизни.

Речь обладает очень сильной энергией . Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела, тут же получают черное пятно, которое через время может перерасти в серьезное заболевание. Учеными доказано, что сквернословие меняет ДНК человека!

Речь — это проявление жизненной силы . Самое главное, для чего нам дана способность говорить — это чтение молитв, мантр и обсуждение тем, приближающих к Божественному. Можно также по мере необходимости обсуждать практические дела, общаться с близкими. Но, главное, не переусердствовать. В Аюрведе говорится, что речь — это проявление праны.

Прана — это жизненная сила, Вселенская энергия. Чем больше праны, тем более здоров, успешен, харизматичен и гармоничен человек. Так вот, в первую очередь, прана расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии. Наиболее успешны те люди, которые могут контролировать свою речь, они сохраняют очень сильные энергии, которые помогают им во всех сферах человеческой жизни.

Что такое речь — Карма определяется нашей речью

Карма определяется нашей речью . Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы . И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает, либо с кем-то обсудить его качества. Поэтому, даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях.

Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать. Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют.

Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком.

Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью: если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают. Поэтому мы не должны, никогда, хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали.

Мысли определяют речь, поэтому важно не думать плохо ни о ком. Чем больше у нас хаотичных мыслей в голове, тем больше они проявляются на языке и тем более будет беспорядочная речь. Тот, кто ясно мыслит, тот ясно говорит.

Есть еще один уровень — научиться принимать критику. Одно из качеств ума — то, что он способен оправдать себя в любом положении. Чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него слышите. Даже совершив самое гнусное преступление, такой человек, не краснея, оправдывает себя. В тюрьмах, в том числе для особо опасных преступников, практически никто себя не считает виноватым. Один из главных показателей, человека, который находиться на высоком уровне развития, определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес .

Что такое речь — Правила разумной речи

Первое правило разумной речи — перед тем как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного разумней, потому что первое, что приходит в голову, когда нас критикуют, ругают — это желание оправдаться и ответить резко в ответ. Поэтому, научитесь 5-10 секунд думать перед тем, как отвечать. Помимо всего прочего — это собьет ненужный накал эмоций.

В жизнеописании некоторых великих людей говорится, что они никогда не отвечали сразу на обвинения и вообще старались ничего не говорить в гневе. Они откладывали разговор на другой день или вообще до того момента пока не успокоятся страсти. Они знали — пока гнев и раздражение влияют на их речь, последствия будут печальные, а порой просто разрушительными.

Второе правило разумной речи — не нужно впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана — в крайностях. Не следует давать обет — «Буду нем как рыба». Особенно, если по вашей природе вы яркий экстраверт, то вам это может только навредить. Если ваша психофизическая природа в том, что вы должны много говорить, так говорите так, чтобы вы и окружающие получали от этого благо.

Чтобы быть сдержанными в речи, нужно быть сдержанными в мыслях. Чтобы быть сдержанными в мыслях, нужно иметь «порядок в голове» и правильное мировоззрение. Не позволяйте вовлекать вас в пустые, критикующие, бестолковые, «вредные» для вас разговоры.

Вред проявляется еще и в том, что вы будете вовлечены в нежелательные эмоции.

На фоне негативных эмоций, связанных с такими разговорами (болтовней), вы будете опять сбиваться с вашего «чистого состояния», и ваша негативная сторона будет пытаться опять получить над вами контроль. А, это путь назад!

«Говорим, говорим…» или правила пунктуации для прямой речи

Все наши слова, складывающиеся в монологи, диалоги и полилоги, и есть прямая речь в . Другое дело – как правильно оформить данное высказывание, верно вставив его в авторские мысли на письме. В чем отличие косвенной от прямой? И какие знаки препинания в русском языке используются для ее обозначения? Подробности в данной статье.

Вконтакте

Прямая речь в русском языке: что это такое?

По сути, прямой речью и называют слова говорящего, которые вставлены дословно в мысли автора. Такой формат отличается индивидуальностью и обладает того, чьи слова воспроизведены. Человек может использовать диалектизмы, соблюдать паузы или насыщать свои высказывания вводными конструкциями.

Внимание ! Никаких дополнительных союзов или местоимений введение такого речевого типа не предусматривает.

Оформление прямой речи обычно выделяется посредством кавычек либо отдельным абзацем. В качестве разновидности сюда можно отнести также цитирование – это выделение авторской речи в кавычках.

Что такое прямая речь?

Правила оформления

Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.

Расшифровка обозначений: «П» – прямая речь, «А» – слова автора.

Для лучшего понимания приведем примеры для левой колонки схем:

  1. Он прокричал: «Начался дождь!»
  2. Он спросил: «Дождь еще не начался?»
  3. Он подумал: «Скоро будет дождь…»
  4. Он пожал плечами: «Все-таки дождь пошел».
  1. «Мы идем гулять!» – засмеялась она.
  2. «Мы пойдем гулять?» – спросила она.
  3. «Мы уже гуляем», – ответила она по телефону.

И последними идут примеры для правой колонки схем:

  1. Он улыбнулся: «Обед был очень вкусный!» – и зажмурил глаза от удовольствия.
  2. Она взглянула на него: «Ты действительно так считаешь?» – и сильно удивилась.
  3. Он задумался, глядя вдаль: «Может, ты и прав…» – и покачал головой.
  4. Она подбежала к нему: «Папа, возьми кленовый листок», – и протянула его своей маленькой ручкой.

«П, – а. – П».

В таких сложных случаях в кавычки берется все высказывание вместе с авторскими словами.

Пример: «Я приеду потом, – сказал он. – Ужинайте без меня».

Важно! Такой речевой тип членом предложения не является!

Пунктуационные схемы

Как правильно оформить диалог?

Диалогом называют обмен репликами двух людей, поэтому на письме этот речевой вид оформляется без кавычек , и каждая реплика пишется с новой строки. Перед началом высказывания идет также постановка тире.

Схема примерного диалога:

Где «Р» – реплика.

Тот же словесный пример:

– Мы сегодня ходили на экскурсию.

– В палеонтологический музей.

– Здорово!

– Да, было очень интересно!

Иногда можно встретить необычный диалог, который вытянут в строку. Это делается потому, что реплики очень короткие. Данные диалоги оформляются по тому же самому правила, как и вкрапление авторских слов.

Например:

– Кто там? – спросила она. – Это я!

В том случае, если предложение содержит в себе две конструкции с прямой речью и каждая имеет в основе свой глагол, то перед началом «второй» конструкции ставится тире.

– Пойдем, уже темнеет, – сказал он и тихо спросил: – Ты не замерзла?

И самым интересным случаем является следующее оформление, когда несколько реплик, это может быть и диалог, и полилог (обмен репликами нескольких людей), идут друг за другом в строку. Причем не указывается, кому принадлежат данные слова, являются ли они словами автора или героев разговора. При этом каждая реплика оформляется в отдельных кавычках и с тире.

«П, – а, – п?» – «П». – «П?» – «П». – «П?» – «П».

Например:

«Скажи, мне, бабушка, вот что, – попросил я, – нужно тебе еще чем помочь по дому?» –- «Спасибо, внучок, есть для тебя еще работа». – «Какая, бабуль?» – «Да вот дверцу прикрутить у шкафа». – «И давно она отваливается?» – «Уже два дня, неудобно так».

Оформление диалогов

Внимание! Тире и дефис не тождественны. Тире ставится внутри предложений или в начале оформления диалога, а дефис делит на составные части только слова.

Разновидности: цитата и несобственно-прямая речь

Как уже было сказано выше, цитирование отличается от прямой речи в русском языке тем, что вторая может быть косвенной. А самым главным отличием является то, что цитата с ее уникальностью может быть также членом предложения . Единственным сходством цитаты и данного речевого типа будут кавычки: и то, и другое всегда ими оформляется на письме.

Правила пунктуации для цитирования:

  • Если цитата становится косвенным высказыванием или другой частью предложения, которая органично вписывается в текст, то она берется в кавычки и пишется со строчной буквы. При анализе предложения такая цитата также разбирается, как и авторские слова. Например: «Тем, кто выступал независимыми судьями на шоу, было сразу понятно, «кто есть кто», и обмануть себя они не дали.
  • Если цитата становится членом предложения, то пишется она с заглавной буквы и выделятся кавычками при письме. Прямой речью такое цитирование также не считается.

Например: «Любовная лодка разбилась о быт» – данной строчке уже более 80 лет.

Отдельным особняком стоит несобственно-прямая конструкция, которая выглядит как отрывок повествования, передающий мысли, эмоции, настроение или позицию изображенного персонажа. Однако такая прямая речь с особой интонацией никак не выделяется: ни синтаксически, ни пунктуационно. Автором этого приема в литературе является А.С. Пушкин, чтобы говорить и одновременно думать за своего персонажа. Такая речевая позиция является трансляцией чужой мысли.

Например: Вот его дом. Он обветшалый, туда давненько никто не заходил. А вот и парадное. Господи! Как он мог жить здесь? На полу слой грязи, обои разорваны. Настоящая дыра!

Эта конструкция, естественно, имеет отношение к автору, поэтому все местоимения и глагольные формы выбраны именно с его позиции, но все же такая несобственно-прямая речь имеет лексические и стилистические особенности, которые присущи нашему речевому типу. Например, применение разговорной .

Примеры прямой речи

Когда Андрей доехал домой, его решительность и мало-помалу испарилась…он посмотрел в окно: Москва была по-весеннему прекрасна. Горожане любовались первыми одуванчиками…Где теперь Анна? Каково ей на чужбине? Совсем пропала. Чем же она занята? Андрей вернулся к компьютеру и снова начал набирать сообщение.

Проблему данного типа повествования впервые стал изучать Михаил Бахтин, а Волошинов уже заговорил о ее двухакцентности и том, каким многоголосьем отдает такой тон повествования. Успенский же предложил соединить эти конструкции с внутренним монологом героя и обозначить их как промежуточную стадию перехода прямой речи в косвенную.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи

Вывод

Таким образом, ответом на вопрос, что такое прямая речь, становится полное убеждение в том, что это довольно важная часть текстовых фрагментов, так как вбирает в себя не только стилистические особенности говорящего и отражает его индивидуальность, но и передает черты характера, а также способствует лучшему пониманию смысла. Такой речевой тип делает текст более живым, насыщает эмоциями и приближает читателя к реальности. А оформлять его совсем не сложно, если схематично заучить легкие пунктуационные правила.

Каждый язык имеет свою характерную интонацию и произношение. Если говорить кратко, то речь состоит из двух важных элементов:

  1. как мы говорим (темп, громкость, произношение, жестикуляция)
  2. что мы говорим (использование нашего словарного запаса)
Интересный момент в том, что при диалоге с иностранцем, говорящим на нашем родном языке, мы в первую очередь обращаем внимание на манеру разговора, а только потом слышим ошибки.

Как вы думаете, какого иностранца быстрее поймёт русский:
- того, кто говорит с русским акцентом и интонацией, но с ошибками?
- или того, кто использует грамотную русскую речь с сохранением интонации и произношения своего родного языка?

Конечно, первый вариант! Почему именно так? Потому, что канал восприятия речи развивается раньше других у человека. Будучи маленькими детьми и не умея говорить, мы всё равно понимаем говорящего. Начиная развивать речь, мы говорим с ошибками с нашими ровесниками в детском саду, на детской площадке, но нас они понимают, и мы понимаем их.

Приезжая в другую страну, мы запоминаем манеру разговора носителей языка. Услышав эту речь в другом месте, например, в другой стране или у себя на родине, мы, не зная словарного запаса, можем предположить, откуда родом этот человек.

ИНТОНАЦИЯ.

1. Начиная изучать русский язык, обязательно выделяйте время на отработку интонации. Слушайте мелодию русской речи В этом вам помогут аудиоматериалы. Сначала начните с прослушивания простых фраз, затем усложняйте уровень. Есть много подкастов в интернете, где одна и та же фраза записана с разной скоростью (медленный темп – средний темп – уровень носителя языка). Попробуйте такой вариант. Ваша задача слушать и повторять.
Одной интонацией мы, русские, можем превратить утвердительное предложение в вопросительное, даже не меняя порядок слов в предложении. Например:
Мы собираемся в отпуск в Сочи. . -We are going on vacation to Sochi.
Мы собираемся в отпуск в Сочи? . – Are we going on vacation to Sochi?

ПРОИЗНОШЕНИЕ

2. Когда найдёте подходящие для ваших целей аудиоматериалы, параллельно с интонацией старайтесь работать над постановкой звуков русского языка. Рекомендации для вас те же, что и при работе с интонацией.
Хотите, чтобы ваши занятия стали весёлыми и лёгкими? Тогда добавьте зеркало. Смотрите на себя в момент повторения русских звуков и интонации. Скучно точно не будет

3. Здесь важно отметить другие элементы русской речи – жестикуляция, эмоции при разговоре с собеседником.
Найдите видео – фильмы, запись живых концертов, ТВ. Чем отличается язык тела русских в момент речи от представителей других национальностей? Мы жестикулируем, сокращаем дистанцию с человеком при разговоре, говорим громко, эмоционально и т.д. Остальное, поймёте сами

НОСИТЕЛИ ЯЗЫКА

P.S.: Это в том случае, если вы решили изучать язык самостоятельно, без преподавателя

РЕЧЬ

1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).

2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).

3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький . Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.

4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.

5. мн. в том же знач. , что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин . «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов . «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов . «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин . «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин . «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов . «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький . Дружеские речи.

6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А.Тургенев . О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.

8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин . Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.

9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.

❖ Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие называются частями речи.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЧЬ" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

    Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… … Словарь синонимов

    Река и речь, создал господь Вас вдохновением единым. Вас никому не побороть, Для вашей плоти нет плотины. Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… … Энциклопедия мифологии

    И; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь» (табл. 2).

Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Таблица 2

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык - недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Новое знание поэтому может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов. Владея понятием, мы знаем о предмете или явлении очень многое. Если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже еще реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия.

Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.

Из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

Процесс формирования понятия начинается у ребенка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.