Обращение к протоиерею в официальном письме. Примеры писем в патриархию и епархию

Инструкция

Чтобы избежать ошибок при обращении к духовенству, в этом необходимо иметь определенные знания. Вряд ли священнослужитель поправит вас, если вы обратитесь к нему со словами «Здравствуйте, батюшка». Тем не менее, человеку необходимо знать и соблюдать этикет.

В Православии есть три степени священства. Самым младшим является дьякон, или помощник священника (иеродиакон в монашестве). Он не имеет той благодатной силы, какой обладают , поэтому к нему не подходят за благословлением. Правильное обращение к – «Отец диакон».

Следующую ступень священства занимают священники. В белом духовенстве это: иерей ( , пресвитер), протоиерей, протопресвитер. В черном духовенстве, то есть в монашестве, это: иеромонах, игумен, архимандрит. При обращении к иерею просите благословления так: «Благословите, батюшка».

Обращение к иеромонаху, игумену и архимандриту может выглядеть как: «Благословите, святой отец» или «Благословите, честный отче». Последнее более правильно, так как в Православии не принято обращаться со словами «святой отец», хотя на практике данное обращение употребляется мирянами достаточно часто. Если знаете имя, обращайтесь так: «Благословите, отец Николай». Разумеется, имя может быть другим. В официальной обстановке, а также , к иеромонаху следует обращаться со словами: «Ваше Преподобие», к игумену и архимандриту – «Ваше Высокопреподобие».

Третью ступень священства занимают епископы (). Различают следующие саны: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Все эти саны есть только в черном духовенстве. К епископу принято обращаться со словами «Ваше Преосвященство». К или – «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху: «Ваше Святейшество». Если общение происходит в более интимной обстановке, допустимо обращение «Владыко».

Годы советского атеизма практически искоренили из жизни наших сограждан официальный церковный этикет. Многие сегодня не знают, как надо обращаться к священнослужителям. И, если вдруг возникнет такая необходимость, человек, далекий от соблюдения церковных канонов, может попасть в неудобное положение. Особенно если у него в сознании отложились иностранные «падре» и «святой отец». На самом деле к священнику Русской Православной Церкви, особенно – к патриарху , надо обращаться в соответствии со специальными правилами.

Инструкция

Нужно отметить, что запросто поболтать с патриархом Московским и всея Руси вам вряд ли удастся. Его святейшество Владыко Кирилл хоть и ведет активно пастырскую работу и постоянно общается с народом, все его выходы в свет находятся под строгим контролем. За безопасностью главы РПЦ специальные службы следят не хуже, чем за безопасностью страны. Простых прихожан благословляет, говорит им напутственные слова. Долгим же диалогам, как правило, предшествует предварительная подготовка, можно даже сказать - .

Но если все-таки представится такой случай, обращаться к патриарху следует: «Ваше святейшество» и «Владыко» (ну или более современно: «Владыка»). Поскольку у принято просить благословение у священнослужителя на все действия, в том числе и при встрече, то уместнее будет сказать сначала: «Владыко, благословите». А потом уже говорить об основном, обращаясь к патриарху : «Ваше святейшество….»

В официальной письменной речи к патриарху можно обращаться словами: «Ваше Высокопреосвященство…»

Однако слова – это далеко не все в процессе общения. Жесты тоже имеют большое , они многое могут рассказать о человеке. Бывает, мирянин, желая показать, что он не чужд , начинает креститься при виде священнослужителя. Это неправильно. Встретившись со знакомым духовным лицом в общественном месте, воспитанный человек обязательно поздоровается, а воцерковленный может слегка склонить голову. При более тесном общении необходимо сложить правую ладонь поверх левой – таким образом вы показываете, что просите благословение. При обращении к патриарху действует то же правило.

Слушайте живую речь. В особенности следите за постоянными посетителями церкви, которые разбираются в порядках и правилах. Прихожане, как правило, обращаются к священнику в канонической манере. Копируйте ее, используйте те же слова и обращения.

К обычным священнослужителям, имеющим только чин священника (не выше) применимы формулы: «отец Иоанн», «отче» (устаревшая форма, так называемый звательный падеж). Допустимо обращение «батюшка», к которому можно, но необязательно прибавлять имя. Эти формы применимы к священнослужителям и , и католической, и .

К архиереям (епископам, архиепископам) принято обращаться «владыка», допустимо также называть полное имя. Однако, если вы случайно назовете высокопоставленного служителя «отцом», критической ошибки не будет. Вам могут сделать замечание, но не более того. В католицизме эти обращения не используются.

Сами просьбы и вопросы формулируйте простым, современным языком. Батюшка - такой же человек, как вы, живет в том же мире. Ему будут одинаково понятны высказывания в архаичной и простой форме, но второй вариант уместнее.

Обратите внимание

В официальных документах принято называть священника по титулу (священник, иерей, протоиерей). Далее следует буква «о» с точкой (отец), имя и фамилия в скобках. В устной речи, как правило, титул не упоминается.

В православной Церкви сохраняется апостольское приемство, выраженное в одном из семи таинств, а именно - в рукоположении во священство. Через возложение рук архиерея (коим может являться епископ, архиепископ, митрополит или даже сам патриарх) на главу ставленника на последнего снисходит особая божественная благодать. Со времени рукоположения в священника пресвитер Церкви может совершать установленные Церковью таинства, а также и иные священнодействия. Поэтому отношение мирян к священнику весьма благоговейно.


В частной беседе к православному священнику можно обращаться разными «способами». Наиболее распространенным является обращение «батюшка», в котором отображена любовь народа к своему пастырю, уважение к священному сану и памятование человека о том, что священник является духовным наставником, отцом для своей паствы. Такое обращение особо уместно тогда, когда верующий не знает имени священника (например, человек зашел в иногородний храм и т.д.). Другим обращением, в котором может не использоваться имя священнослужителя, является «отче».


Когда человек знает, священника, к последнему вполне уместно обратиться по имени. Следует учесть, что в таком случае имя священника произносится согласно произношению с «приставкой» «отец». Например, «отец Сергий» (а не «отец Сергей"), отец Иоанн (а не «отец Иван").


Существует и еще одна практика обращения к православному священнику, используемая чаще на официальных мероприятиях, конференциях или иных подобных встречах. Так, к священнику можно обращаться «Ваше » или же «Ваше высокопреподобие». Стоит учесть, что священники православной Церкви в зависимости от выслуги лет или наград имеют сан иерея, а для монашествующего духовенства - иеромонаха, игумена или архимандрита. Обращение «Ваше преподобие» приличествует иереям и иеромонахам, а к протоиереям, игуменам и архимандритам стоит обращаться «Ваше высокопреподобие».

Видео по теме

Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия...

В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что - не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые - на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.

Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.

Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.

Существует три степени священнослужителей:

1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.

2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.

3) Диаконская. Носители этой степени священства: архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон. Обращение к архи-, протодиакону: «отец архи-, протодиакон (имя)…», к диакону, иеродиакону: «отец (имя)… ».

Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».

Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.

Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»

Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.

Белое духовенство

Монаществующее духовенство

Форма обращения

Диакон, архидиакон, протодиакон

Иеродиакон

Отец (имя)

Иеромонах

Ваше преподобие, отец (имя)

Протопресвитер, протоиерей

Игумен, архимандрит

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Игумения

Досточтимая матушка (имя)

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко (имя)

Архиепископ, митрополит

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко (имя), (Ваше Блаженство, Блаженнейший владыко (имя)

Патриарх

Ваше Святейшество (имя), Святейший владыко (имя)

Монах, послушник

честной брат (отец) (имя)

Монахиня, послушница

сестра (имя)

Когда миряне приветствуют епископа, священника или игумению (особенно на территории своего монастыря), то могут (вправе, должны) после слов приветствия взять благословение, так и сказав: «Благословите…». При этом необходимо сложить крестообразно ладони рук и преподнести их благословляющему лицу, затем, получив благословение, поцеловать руку или поручь.

К женам священников и диаконов принято обращаться «матушка (имя)». Когда я был пономарем, то сказал совершавшему службу настоятелю о незамужней певчей, назвав ее «матушка», на что настоятель спросил: «Почему она матушка? Где же ее батюшка?»

В приветствии можно отразить текущее в Церкви празднуемое событие или время. В дни поста можно добавить: «с постом, с постным днем, с Великим Постом», в Пасхальные дни - «Христос Воскресе!», в дни предпразднств - «с предпразднством», в праздничные дни или дни особо чтимых святых - «с праздником», на Страстной неделе - «С Великим Понедельником, с Великим Вторником и т.д.». Поздравление с двунадесятым (или великим) праздником носит название самого праздника: «С Рождеством, С Благовещением, С Преображением…»

Также встречается приветствие среди священнослужителей, равных по сану: «Христос посреде нас», ответ: «И есть, и будет».

Выражение «спаси, Бог» является скорее благодарностью за что-либо (отсюда происходит привычное «спасибо»), чем приветствием.

Миряне обращаются друг другу «брат (имя)», «сестра (имя)», в третьем лице именуют верующих «раб (имя)», «раба (имя)».

Все верующие именуют себя братьями и сестрами, поскольку таковыми мы и являемся во Христе.

6. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ И ПЕРЕПИСКИ

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец». К диакону (архидиа-/кону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто: «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху - «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»6; к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)». Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»); к архиепископу и митрополиту - «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопре-освященнейший Владыка». В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «Паносиологиотате» (Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.). К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Паносиотате» (Ваше Преподобие). К священнику

6 Однако сами священнослужители не должны именовать себя отцами - согласно церковной традиции, при представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д.

и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Айдесимологиотате» (Ваше Преподобие) и «Иерологитате». К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Айдесимотате» (Ваше Преподобие) и «Евлабестате». К любому правящему архиерею обращаются: «Себасмиотате», к викарному архиерею: «Теофилестате» (такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Панеиротате».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство». Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной). Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные - на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке. Примеры бланков, используемых при служебной переписке, будут приведены в следующем разделе. Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например: «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)». К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Адрес-титул - это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент - это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой. Дата отправки письма

должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией. Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко иллюстрируются в следующей таблице.

Монашествующее духовенство

Белое духовенство

Обращение

Указание адресата

Иеродиакон

Диакон (протодиакон , архидиакон )

Отец (имя )

Диакону (имя )

Иеромонах

Иерей

Ваше Преподобие , отец (имя )

Его Преподобию , иерею (имя )

Игумен Архимандрит

Протоиерей Протопресвитер

Ваше Высокопреподобие , отец (имя )

Его Высокопреподобию , протоиерею (имя )

Игумения

Досточтимая матушка

Настоятельнице (название монастыря ) игумений (имя )

Епископ (правя­щий , викарный )

Ваше Преосвященство , Преосвященнейший Владыка

Его Преосвященству , Преосвященнейшему (имя ), епископу (кафедра )

Архиепископ Митрополит

Ваше Высокопреосвященство , Высокопреосвященнейший Владыка

Его Высокопреосвященству , Высокопреосвященнейшему (имя ), архиепископу (кафедра )

Патриарх

Ваше Святейшество , Святейший Владыка

Его Святейшеству , Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя )

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви - Патриарха, Митрополита, Архиепископа - всегда пишется с прописной буквы. Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви. Если Первоиерарх носит двойной (тройной)

титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский. Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается. Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество»7, все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка». Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси. Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество». В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан. Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе). Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо. Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера. Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением. Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание. Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии». Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения. Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки - здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые

7 Точнее даже: «Ваше Всесвятейшество».

они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности. Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица - «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи). То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас - прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам. При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента - фразы, завершающей текст. Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения. Думается, примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне. Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви. Ниже приведены примеры адрес-титулов и комплиментов, используемых при переписке.

Примеры адрес-титула

Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат! Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат! Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!

Дорогой и глубокочтимый Владыко!

Дорогой и досточтимый Владыко!

Дорогой и сердечночтимый Владыко!

Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!

Многоуважаемый батюшка, отец...!

Возлюбленный о Господе брат!

Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!

Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!

Достопочтеннейшая о Господе...! Досточтимая Матушка, Ваше боголюбие! Благожелательно о Господе приветствую мать игумению...!

Примеры комплимента

Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим

Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю

Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю

С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высоко­ преосвященства недостойный сомолитвенник

Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся

Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник

С братской любовью о Христе

Призывая вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю

Благословение и милость Господня да пребудет с Вами

С почтением моим остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный

Остаюсь желатель вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный

Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к вам, недостойный ваш богомолец, многогрешный

Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный

Испрашивая святых ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный

Вашего Преосвященства недостойный послушник Вашего Преосвященства смиренный послушник Вашего Преосвященства нижайший послушник

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «Слюбовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею - комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

Небесполезно знать о формах обращения, принятых в инославном мире.

1. К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш...» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств).

2. Официальный титул кардинала - «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ... (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал(-Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш...», «Имею честь быть Вашего Преосвященства _____________________

покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении».

3. Официальный титул архиепископа - «Его Светлость, Лорд Архиепископ... (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ...»; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении».

4. Официальный титул епископа - «Его Преосвященство Лорд Епископ... (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ...»; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш...», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

5. Католические или епископальные священники, протестантские священники и другие духовные лица имеют официальный титул - «Преподобный», «Господин Аббат/Пастор»; обращение: «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор»; комплимент: «(Весьма) искренне Ваш», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш», «Примите, Господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении». Слова «Господин» и «Госпожа» всегда сокращаются до «Г-н» и «Г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии. С другой стороны, такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма. К муфтию обращаются: «Превосходительство» и в комплименте пишут: «в моем весьма высоком уважении». Для кадиев обязательно употреблять обращение: «Превосходительство» и комплимент: «В моем высоком уважении». В заключение приведем примеры различного рода писем.

ПИСЬМА ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ

С тезоименитством

Ваше Преосвященство, досточтимый Архипастырь и Отец!

Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, всегда ощущать незримую помощь Вашего Небесного покровителя. Да дарует Вам Господь наш и Спаситель Иисус Христос полноту и изобилие Своих неизреченных милостей!

От всей души желаем Вам здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем ответственнейшем и многополезном служении Святой Православной Церкви.

Многая Вам и благая лета!

Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего Ангела!

Желаем в мыслях и делах, неизменно, всем сердцем устремляться к возлюбленному Спасителю нашему Иисусу Христу. Просим у Господа Бога, чтобы Он по молитвам Вашего Небесного покровителя даровал Вам Свою Божественную помощь, полноту и изобилие Своих неизреченных и неоскудевающих милостей.

В этот священный для Вас день примите от наших любящих сердец искренние поздравления и пожелания здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем высоком служении Святой Православной Церкви. Многая Вам лета!

С днем рождения

Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего рождения!

От всей души желаем Вам, дорогой Владыко, крепости сил, бодрости духа, благословенных успехов во всех Ваших начинаниях во славу Божию.

В этот знаменательный для Вас день мы молимся о Вашем здравии и благоденствии, просим Господа, чтобы Он утешил Вас Своим небесным благословением.

Многая и благая Вам лета!


С днем хиротонии

В этот священный для Вас день примите наши сердечные поздравления с...летием Вашей епископской хиротонии!

Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, необходимых в Вашем нелегком труде по возрождению и преображению нашей церковной жизни, в Вашем служении на благо Русской Православной Церкви.

Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем...

В этот священный для Вас день примите наши сердечные
поздравления с..... летием Вашей епископской хиротонии! Да умножит Всемилостивый Господь годы Вашего святительства, да нис пошлет Вам Свои неизреченные милости!

Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, столь необходимых в Ваших нелегких архипастырских трудах, в Вашем служении на благо Святой Церкви Русской и нашего возлюбленного Отечества!

Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем

С Пасхой

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Тридневно воссиявший из гроба Христос, Истинный Источник благодатной жизни, примиривший мир с Собою и положивший начало нашему воскресению, да дарует Вашему Преосвященству в эти светоносные дни преизбыточествующую пасхальную радость!

Молитвенно желаем Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа приветствуем Вас с этим великим и мироспасительным


событием. Да возрадуемся и возвеселимся в «сей день, егоже сотвори Господь»!

Да озарит воссиявший из гроба Христос Вас и Ваших близких преизбыточествующей духовной радостью! Да сопутствует Воскресший Господь Вам во всех Ваших благих делах.

Молитвенно желаем Вам крепкого здоровья и всякого благопоспешения в Вашей жизни и трудах на благо Святой Церкви и нашего земного Отечества.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

С Рождеством Христовым

Христос Раждается, славите!

Примите сердечные поздравления с великим христианским праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Воплотившийся Сын Божий да хранит Вас в крепости сил телесных и духовных и да благословит Вас Своими обильными Небесными дарами.

Молитвенно желаю Вам помощи Божией во всех Ваших трудах.

С любовью о Христе, Спасителе нашем...

или (светскому лицу):

Уважаемый N. N.!

Примите сердечные поздравления с праздником Рождества Христова и Новолетием! Молитвенно желаю Вам доброго здравия и помощи Божией во всех Ваших трудах.

С уважением

Сердечно поздравляю Вас с великим и радостным христианским торжеством - праздником Рождества Христова!

Да дарует Вам Богомладенец Христос светлую радость Своего пришествия. Молитвенно желаю Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.


ИЗ ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ

Ответ на письмо

На Ваше письмо от 31.04.06 г. с просьбой.................. имею сообщить следующее.

Вашего Преосвященства смиренный послушник

Завершение письма:

Повергая эти соображения на благоусмотрение Вашего Преосвященства, почтительнейше испрашиваю Вашего указания относительно нашего участия или неучастия в данном проекте.

Завершение отчета:

Прошу Вашего благословения на дальнейшие труды на... поприще. Вашего Преосвященства недостойный послушник

Просьба о благословении проекта (музыкального конкурса):

В... обратился Президент Благотворительного фонда им. ... г-н... с просьбой о получении церковного благословения на проведение этого мероприятия.

Русская Православная Церковь всегда оказывала большое влияние на развитие русской музыкальной культуры...

Со своей стороны полагал бы, что данный проект заслуживает положительного отношения со стороны Священноначалия нашей Церкви. Проведение конкурса может стать значимым культурным проектом, способным принести несомненную пользу широкому кругу наших сограждан.

В свете сказанного, прошу благословения Вашего Святейшества на проведение указанного конкурса. Учитывая всероссийское и международное значение проекта, считаю возможным просить Ваше Святейшество обратиться к участникам и организаторам конкурса с приветственным Словом, что послужит вдохновляющим


стимулом для конкурсантов, организаторов и всей музыкальной общественности.

Проект Патриаршего приветственного слова прилагается.

Вашего Святейшества нижайший послушник

Прошение о наградах:

В настоящее время Издательство... завершает подготовку к выпуску в свет.... Радостно отметить, что этот проект был полностью профинансирован предприятиями....

Смиренно прошу Ваше Святейшество поощрить наградами Русской Православной Церкви руководителей этих предприятий - благотворителей указанного издательского проекта:

  1. N. N. N., генерального директора ЗАО..., 19.. года рождения, - орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.
  2. N. N. N., директора..., 19.. года рождения, - орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.

Прошу также наградить орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени генерального директора и главного редактора православного издательства... , 19.. года рождения, которое за последний год выпустило более... наименований православных книг общим тиражом свыше... тыс. экз.

Все перечисленные лица ранее к общецерковным наградам не представлялись.

Вашего Святейшества недостойный послушник


и встречу с воспитанниками Московских Духовных школ. Если продолжительность визита более трех дней, гость имеет возможность поклониться святыням Северной столицы.

Как правило, в ходе визита прибывший Предстоятель Поместной Церкви и Святейший Патриарх Московский и всея Руси совместно совершают Божественную литургию - чаще всего в Храме Христа Спасителя или в Успенском соборе Кремля. После Литургии традиционно следует обмен речами между двумя Первоиерар-хами, а затем официальный обед в честь гостя. Проводы Предстоятеля Поместной Церкви обычно происходят таким же образом, как и встреча.

Если прибывший иерарх занимает менее высокое положение, а также если он является инославным лицом - католиком или протестантом, то состав встречающих будет иным: обычно в их числе викарный епископ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также ответственные сотрудники Отдела внешних церковных связей. Предстоятель Русской Православной Церкви дает прибывшему гостю аудиенцию в Синодальной резиденции в Данило-вом монастыре. Такая встреча может также проходить в резиденции Его Святейшества, находящейся в Чистом переулке. Программа посещения достопримечательностей в ходе визита в целом остается прежней.


8. ЦЕРКОВНЫЕ ВИЗИТЫ


Русскую Православную Церковь часто посещают иностранные гости - Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, а также представители инославных конфессий. В настоящее время в церковном протоколе не существует такой же четкой градации визитов, какая принята в светских дипломатических протокольных нормах (государственные, официальные, рабочие и т. п.). Но, конечно, все межцерковные визиты проходят по строго согласованному плану.

Если прибывающее лицо является Предстоятелем Поместной Православной Церкви, то в его встрече в аэропорту обычно принимает участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси, члены Священного Синода Русской Православной Церкви, в том числе митрополит Крутицкий и Коломенский и Председатель Отдела внешних церковных связей, викарные епископы Святейшего Патриарха, благочинные округов Москвы. Прибывший иерарх приветствует принимающую сторону в лице Святейшего Патриарха и архиереев и преподает благословение остальному присутствующему духовенству. В VIP-зале аэропорта в специальной комнате для гостя обычно устраивается краткая трапеза, во время которой он и Святейший Патриарх обмениваются тостами. По традиции Патриарх произносит тост с пожеланием прибывшему лицу здоровья и благополучного пребывания в России. После этого гость в одной машине с Предстоятелем Русской Церкви направляется в Патриаршую гостиницу «Даниловская», находящуюся рядом с Даниловым монастырем, где происходит размещение официальных гостей Церкви. Программа визита, кроме официальных и рабочих встреч, обычно включает в себя осмотр главных храмов Москвы: кафедрального Храма Христа Спасителя, Успенского собора Московского Кремля, а также паломничество в Троице-Сергиеву Лавру


9. ЦЕРКОВНЫЕ ПРИЕМЫ


В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами - фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.

Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.

Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример - праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.

Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени


Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.

Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.

Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение. Прибывающие на прием гости - как светские люди, так и священнослужители, - подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха, и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, вполне может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

В отношении рассадки классическое требование светского этикета - чередовать дам и мужчин - не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие - старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом


считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.

Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

Духовное лицо, приглашенное на прием, должно быть в подряснике и рясе, монашествующие - в клобуке, белое духовенство - в камилавке. Скуфия как головной убор допустима лишь в менее официальной обстановке.

Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.

На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно про-певается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.

Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.

1. Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой более


серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.

  1. Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.
    Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.
  2. Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно остав ляется на столе. В некоторых странах считают, что если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание
    быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы.
  3. Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки -
    с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по
    размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за
    тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.
  4. Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола. Недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом. На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее
    пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются через край.
  5. Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются.

Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.

Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.

Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

10. Даже светские правила хорошего тона не одобряют появле ние на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой - это требование относится, главным образом, к посещению храма.

Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.


10. НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИЯ В ТРАДИЦИЯХ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМ ВОСТОКОМ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ


Русская Православная Церковь активно поддерживает контакты с Поместными Православными Церквами. В ходе командировок и паломнических поездок ее клирики часто посещают Православный Восток - Святую Землю, Грецию, Египет. Находясь за границей, священнослужителю необходимо соблюдать определенные правила. В первую очередь это касается внешнего вида.

Издавна лица, принадлежащие к духовному сословию, носили одежду, соответствующую их сану. В России до 1917 года священнослужители обязаны были появляться в публичных местах в подрясниках и рясах, с наперсными крестами. Но в советской России это стало запрещаться богоборческой властью. Кроме того, приходское духовенство стало носить вне храма гражданскую одежду для того, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, которые из-за господствующего атеистического настроя могли быть агрессивными. Следует подчеркнуть, что первыми от обязательного ношения одежды своего сана избавлялись представители обновленческого духовенства, стремившиеся к «освобождению» от древних традиций Вселенской Церкви.

Прежде всего необходимо помнить, что в Святой Земле, как и на всем Православном Востоке, принято, чтобы священники не только в храме, но и повсюду появлялись в подряснике и рясе. Поступающие иначе роняют авторитет своей Поместной Церкви и утрачивают


уважение к себе со стороны членов местной православной общины. В Греции и на Кипре духовные лица также всегда ходят только в платье, присущем своему сану. Если из-за жаркой погоды священнослужитель облачен лишь в подрясник, ряса должна быть у него в руках. Общепринятый головной убор - скуфия черного цвета. Во внебогослужебное время монашествующие священники носят камилавку, во время богослужений или на официальных мероприятиях на нее сверху надевают наметку. Остальное духовенство в этих случаях должно ходить в камилавках.

Вместе с тем в некоторых государствах, например в Турции, представителям всех конфессий законодательно запрещено носить духовное платье вне храма. Несмотря на это многие священнослужители, прибывающие в Турцию из-за границы, и на территории этой страны не снимают духовную одежду.

На православном Востоке священнослужители, преподавая благословение, как правило, не крестят рукой, а дают правую руку для целования или кладут ее на голову лица, испрашивающего благословение. Человека нецерковного священнослужителю вполне позволительно приветствовать обычным рукопожатием.

Евхаристическое общение между Поместными Православными Церквами предполагает участие клириков Русской Православной Церкви в совместных богослужениях. Если богослужение совершает Предстоятель Поместной Православной Церкви, то он один надевает на службе митру. Все другие архиереи вместо митры надевают клобук. Все сослужащие Патриарху епископы могут быть в митрах только в том случае, если за богослужением совершается епископская хиротония. Исключением является Греция, где все епископы в присутствии архиепископа Афинского всегда служат в митрах. Если служит один архиерей, то митру может носить только он. Все остальные лица, в том числе архимандриты и митрофорные протоиереи, не имеют на это права. В отличие от России архиерейская мантия на Востоке употребляется только красного цвета.

На православном Востоке нет традиции торжественной встречи Патриарха архиереями, существующей в России. Прибывшие в храм архиереи проходят в алтарь, облачаются и в алтаре ожидают начала Литургии. Гостю - представителю другой Поместной Церкви - при служении предоставляется почетное место, согласно диптиху, если это архиерей. Если это архимандрит или протоиерей, то его место будет одним из первых после епископов данной Поместной Церкви. В любом случае на Востоке приоритет чести принадлежит черному духовенству и белый священник почти никогда не занимает место выше монаха.


Существуют некоторые различия в порядке совершения богослужений. Утреня всегда совершается только утром. Если служит архиерей, то он, как правило, заходит в храм во время богослужения, после канона, и, не вступая в алтарь, восходит на кафедру, находящуюся с правой стороны храма. Во время произнесения ектений архиереи и пресвитеры могут садиться, но шестопсалмие выслушивают стоя. Традиционно в конце канона архиерей сам поет все катавасии, тогда как у нас в России они исполняются певчими сразу вслед за ирмосами. Облачение архиерея происходит чаще всего в конце утрени и совершается либо в алтаре, либо в центре храма, либо около кафедры (так происходит в монастырях Святой Горы Афон). Существует строгий порядок употребления архиереем омофоров: большой омофор используется в самом начале Литургии, до чтения Апостола, в малый омофор архиерей облачается на «Херувимской» и не снимает его до конца службы. На Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Нередко на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и следует возглас: «Благословенно Царство». Если есть входной стих, то он поется или архиереем, или всем духовенством, а не только возглашается, как принято у нас в России. Малый вход совершается вокруг архиерейской кафедры. Возглас «Господи, спаси благочести-выя» произносится однократно сначала диаконом, затем архиереем, а потом хором. Завершающую фразу возгласа: «И услыши ны» - произносит диакон, а за ним повторяет хор. Иногда, впрочем, «и услыши ны» поет сам служащий архиерей или иерей.

Во время пения «Трисвятого» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на три стороны, произнося каждый раз: «Господи, Господи, призри с Небесе, и виждь...». Сослужащее духовенство между возгласами архиерея поет «Трисвятое» особым протяжным напевом. Во время чтения Евангелия архиерей без омофора стоит с жезлом в руках на солее у Царских врат, лицом к народу. По окончании чтения также с жезлом в руках прикладывается к Евангелию и осеняет верующих трикирием.

На православном Востоке нередко существенно сокращаются ектений. Часто опускается ектения об оглашенных, но духовенство вычитывает молитвы об оглашенных и верных. Ектения об оглашенных не произносится в Греции и на Кипре, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства. Заупокойной ектений в грекоязычных Православных Церквах не существует, подобная ектения - чисто русская традиция. Часто сразу после чтения Евангелия произносится возглас: «Яко да под державою Твоею...» -


и звучит «Херувимская песнь». Когда Божественную литургию служит Патриарх, омовение рук совершает не только Предстоятель, но и все остальные сослужащие архиереи по старшинству хиротонии, и каждый из них по умовении рук благословляет народ. При этом часто умовение рук происходит не в царских вратах, как практикуется в России, а на солее. Во время пения «Херувимской» архиерей читает молитву, а затем сам совершает каждение, держа в правой руке кадило, а в левой - жезл (жезл, как правило, бывает без сулка).

Великий вход совершается не как в России - только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм по периметру. Старший служащий диакон идет с дискосом, произнося во время этого шествия: «Всех вас - православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем...», причем этот возглас может повторяться дважды. На Литургии, совершаемой в иерусалимском Храме Гроба Господня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христиан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Если служит Патриарх, то он, принимая Чашу в царских вратах, поминает других Предстоятелей Поместных Церквей по диптиху. Затем передает дискос старшему епископу со словами: «Помяни мя, брат». В свою очередь старший епископ поминает Патриарха. Если служат два архиерея, один из которых является представителем другой Поместной Церкви, то во вторую очередь дискос передается ему и он поминает своего Патриарха. Священнослужитель с дискосом в руках совершает поминовение живущих, с Чашей - умерших. При этом часто называются имена, перечисление которых может занять довольно продолжительное время.

Во время возгласа: «В первых помяни, Господи» - Патриарх обычно поминает всех сослужащих ему епископов. В ответ ту же молитву с поминовением Предстоятеля возглашают все служащие священники одновременно, а не только лицо, возглавляющее пресвитерский чин. Заамвонная молитва также читается священником, возглавляющим во время служения Литургии пресвитерский чин.

«Верую» и «Отче наш» народом не поется, а читается (иногда только чтецом). Возглашая: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», - архиерей, стоя лицом к народу, благословляет его не свечами, а руками или сложенным воздухом. «Горе имеем сердца» произносится архиереем, стоящим на солее перед царскими вратами лицом к народу с воздетыми руками. На словах же: «Благодарим Господа» - он поворачивается к престолу, крестится и кланяется.


Имеются отличия и в совершении центральной части Литургии, когда читается молитва эпиклезы (йткАцок; - призывание): «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу...» - и происходит преложение Даров. В русской традиции служащий архиерей или пресвитер читает молитву: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу...», затем трижды молитву: «Боже, очисти мя грешного», потом тропарь третьего часа, после чего он продолжает чтение молитвы и благословляет Святые Дары. В Церквах православного Востока тропарь третьего часа не читается, а в Сербской и Болгарской Церквах он произносится до молитвы эпиклезы. У греков существует практика добавления в Святые Дары вина.

Прежде чем рассмотреть, как обращаться к священнослужителям в разговоре и на письме, стоит ознакомиться с иерархией священников, существующей в православной церкви.

Священство в православии делится на 3 ступени:

– диакон;

– священник;

– епископ.

До того, как ступить на первую ступень священства, посвятив себя служению Богу, верующий должен решить для себя, будет ли он жениться или примет монашество. Женатые священнослужители относятся к белому духовенству, а монахи – к черному. В соответствии с этим выделяют следующие структуры священнической иерархии.

Белое духовенство

I. Диакон:

– диакон;

– протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе).

II. Священник:

– иерей, или священник, или пресвитер;

– протоиерей (старший священник);

– митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

Черное духовенство

I. Диакон:

– иеродиакон;

– архидиакон (старший диакон в монастыре).

II. Священник:

– иеромонах;

– игумен;

– архимандрит.

III. Епископ (архиерей).

– епископ;

– архиепископ;

– митрополит;

– патриарх.

Таким образом, епископом может стать только служитель, принадлежащий к черному духовенству. В свою очередь к белому духовенству относятся также служители, принявшие вместе с саном диакона или священника обет безбрачия (целибат).

«Пастырей ваших умоляю... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»

(1 Пет. 5: 1–2).

Монахов-священников в настоящее время можно увидеть не только в монастырях, но и в приходах, где они несут служение. Если монах – схимник, то есть принял схиму, являющуюся наиболее высокой степенью монашества, к его сану добавляется приставка «схи», например схииеродиакон, схииеромонах, схиепископ и т. п.

Обращаясь к кому-нибудь из духовенства, следует придерживаться нейтральных слов. Не следует использовать обращение «отец» без употребления при этом имени, так это будет звучать слишком фамильярно.

В церкви к духовенству также следует обращаться на «вы».

При близких отношениях допускается обращение «ты», но на людях все же лучше придерживаться обращения «вы», даже если это жена дьякона или священника. Она может обращаться к мужу на «ты» только дома или наедине, на приходе же такое обращение может принижать авторитет служителя.

В церкви, обращаясь к священнослужителям, надо называть их имена так, как они звучат на церковнословянском языке. Например, следует говорить «отец Сергий», а не «отец Сергей», «диакон Алексий», а не «дьякон Алексей» и т. п.

При обращении к дьякону можно использовать слова «отец дьякон». Чтобы узнать, как его зовут, надо спросить: «Простите, какое ваше святое имя?». Впрочем, таким образом можно обращаться к любому православному верующему.

Если к дьякону обращаются по имени собственному, обязательно следует использовать обращение «отец». Например, «отец Василий» и т. п. В разговоре, упоминая о дьяконе в третьем лице, следует называть его «отец дьякон» или именем собственным с обращением «отец». Например: «Отец Андрей говорил, что...» или «Отец дьякон советовал мне...» и т. п.

К дьякону в церкви обращаются для того, чтобы спросить совета или попросить помолиться. Он является помощником священника. Однако дьякон не имеет рукоположения, поэтому не имеет права самостоятельно совершать обряды крещения, венчания, соборования, а также служить литургию и исповедовать. Поэтому не следует обращаться к нему с просьбой о проведении подобных действ. Он также не может совершать требы, например освящать дом или отпевать. Считается, что он не имеет для этого особенной благодатной силы, которую служитель получает только во время рукоположения во священника.

При обращении к священнику используют слово «отец». В разговорной речи допускается называть священника батюшкой, но этого не следует делать в официальной речи. Сам служитель, когда представляется другим людям, должен говорить: «Священник Андрей Митрофанов», или «Иерей Николай Петров», «Игумен Александр» и т. п. Он не будет представляться: «Я – отец Василий».

Когда о священнике упоминают в разговоре и говорят о нем в третьем лице, можно говорить: «Отец настоятель посоветовал», «Отец Василий благословил» и т. п. Называть его по чину будет в данном случае не очень благозвучно. Хотя, если на приходе присутствуют священники с одинаковыми именами, для их различения рядом с именем ставят чин, соответствующий каждому из них. Например: «Игумен Павел сейчас проводит венчание, вы можете обратиться с вашей просьбой к иеромонаху Павлу». Можно также назвать священника по фамилии: «Отец Петр Васильев находится в командировке».

Сочетание слова «отец» и фамилии священника (например, «отец Иванов») звучит слишком официально, поэтому в разговорной речи употребляется очень редко.

При встрече прихожанин должен приветствовать священника словом «Благословите!», при этом сложить руки для получения благословения (если приветствующий находится рядом со священником). Говорить священнику «здравствуйте» или «добрый день» в церковной практике не принято. Священник на приветствие отвечает: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При этом он осеняет мирянина крестным знамением, после чего кладет на его сложенные для принятия благословения ладони свою правую руку, которую мирянин должен поцеловать.

Священник может благословлять прихожан и иначе, например, осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии.

Прихожане-мужчины могут также иначе принимать благословение священника. Они целуют руку, щеку и снова руку благословляющего их служителя.

Когда священник благословляет мирянина, последний ни в коем случае не должен в это же самое время накладывать на себя крестное знамение. Это действие называют «креститься на священника». Такое поведение не очень прилично.

Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью. Они свидетельствуют о налаженных отно – шениях между священником и прихожанином. Если мирянин реже обращается за благословением или совсем перестает его испрашивать, это является для служителя сигналом того, что у прихожанина появились какие-то проблемы в земной жизни или духовного плана. То же самое касается и ситуации, когда священник не желает благословлять мирянина. Таким образом пастырь старается дать понять прихожанину, что в жизни последнего происходит что-то противоречащее христианской жизни, что церковь не благословляет его.

«...Младшие, повинуйтесь пастырям; все же подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время»

(1 Пет. 5: 5–6).

Обычно отказ в благословении болезненно переносится как священником, так и мирянином, что говорит о том, что подобные действия не являются чисто формальными. В этом случае оба должны постараться сгладить возникшее напряжение в отношениях путем исповедания и испрашивания прощения друг у друга.

Со дня Пасхи и в течение последующих сорока дней прихожане должны в первую очередь приветствовать пастыря словами «Христос Воскресе», на что священник обычно отвечает: «Воистину Воскресе» – и обычным жестом дает свое благословение.

Два священника приветствуют друг друга словами «Благослови» или «Христос посреди нас», на что следует ответ: «И есть, и будет». Затем они совершают рукопожатие, целование в щеку единожды или трижды, после чего целуют друг другу правую руку.

Если прихожанин окажется в обществе сразу нескольких священников, ему следует просить благословения сначала у старших по чину священников, а затем у младших, например, сначала у протоиерея, затем у иерея. Если мирянин не знаком с ними, различить сан можно по кресту, который носят священники: у протоиерея крест с украшениями или позолоченный, а у иерея крест серебрянный, иногда позолоченный.

Благословение принято брать у всех находящихся рядом священников. Если это затруднительно по какой-либо причине, можно просто попросить: «Благословите, честные отцы» – и поклониться. Обращение «святой отец» в православии не принято.

«Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит»

(Прит. 10: 22).

Если за благословением к священнику подходят сразу несколько человек, первыми должны обращаться мужчины по старшинству, а затем женщины. Если в этой группе людей присутствуют служители церкви, первыми испрашивают благословения они.

Если к священнику подходит семья, первым для благословения выходит муж, затем жена, после чего дети по старшинству. В это время можно кого-нибудь представить священнику, например, сына, после чего попросить его благословить. Например: «Отец Матфей, это мой сын. Прошу вас, благословите его».

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Если мирянин встречает священника вне церковных стен (на улице, в транспорте, в магазине и т. п.), он все равно может попросить благословения, если при этом не будет отвлекать пастыря от других дел. Если взять благословение затруднительно, нужно просто поклониться.

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство. Кроме того, священник поставлен для того, чтобы быть пастырем и наставником верующих.

В разговоре со священнослужителем следует наблюдать за собою, чтобы во взгляде, словах, жестах, мимике, позе не было ничего неприличного. Речь мирянина не должна содержать грубых, бранных, жаргонных слов, которыми полна речь многих людей в миру. Не допускается также слишком фамильярное обращение к священнику.

Разговаривая со священнослужителем, не следует прикасаться к нему. Лучше находиться на расстоянии не очень близком. Нельзя вести себя развязно или вызывающе. Не надо пристально смотреть или усмехаться в лицо священнику. Взгляд должен быть кротким. Хорошо при разговоре чуть опускать глаза.

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не загряж – дай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей»

(1Тим. 5: 17–18).

Если священник стоит, мирянин не должен сидеть в его присутствии. Когда священник сядет, мирянин может сесть только после предложения сесть.

Разговаривая со священником, мирянин должен помнить, что через пастыря, причастного к таинствам Божиим, может говорить Сам Бог, научая истине Божией и праведности.


| |

Кто такой и зачем нужен священник?
Официально признанное значение священника – служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:

Прошел специальную подготовку: обучение в семинарии в течение 5 лет и сдал все экзамены.
По окончании семинарии священнослужитель должен жениться и принять монашество, либо отложить принятие сана.
После обучения выпускник прикрепляется к приходу, где шагает по лестнице получения новых санов.
Если человек не заканчивал специального образовательного учреждения, то поучить сан священнослужителя он может только через рукопожатие главы прихода.
Получить профессию может сын от отца.
Как лучше обращаться к священнику в храме?
Не бойтесь – главная задача священника, общение с людьми от имени Божьего.

Для того, чтобы выказать свое почтение, конечно, необходимо говорить ему: «Вы». К любому незнакомому человеку, при первой встрече мы обратимся на «Вы». И здесь – то же самое.
Отвлекать во время службы – бестактно. Дождитесь, пока человек освободится. И это правило этикета характерно для каждодневной жизненной ситуации: в трамвае, в офисе или поликлинике.
У священников не принято рукопожатие. Имейте это ввиду.
Можно немного поклониться, перед началом беседы.
У него есть имя, называйте «Отец Алексей». Если вы не знаете его – «Батюшка».
Встретив Батюшку на улице, без официальной одежды, облачения, просто слегка кивните.

Как обращаться к священнику во время исповеди?
Исповедь – признание в своих грехах, сожаление о них и раскаяние. Покаяние является неотъемлемой частью жизни христианина. Именно священникам доверена участь отпускать людям грехи.

Не нужно ждать, когда Батюшка сам начнет вас спрашивать и выпытывать, что же вы сделали не праведного, с чем пришли покаяться.
Начинайте первым, ведь исповедь – это подвиг, самопринуждение.
Рассказывая о своих проступках, вы, конечно, будете обращаться к Святому Отцу. Поэтому лучше узнать его имя, если стесняетесь спросить самого священнослужителя, поинтересуйтесь у людей, работающих в храме.
Исповедь – это искреннее, без утайки и самооправдания открывание сердца. В связи с этим признавайтесь Батюшке честно: «Грешна или грешен во всем!»
В конце вставайте на колени и слушайте заключительную молитву.
Не надо благодарить Батюшку, просто поцелуйте его руку на прощание. Так принято.
Как обращаться к священнику по телефону?
Современные технологии диктуют свои правила. Святому Отцу можно позвонить и по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.

Телефонный разговор может начинаться со слов: «Батюшка, прошу вашего благословения…» и дальше расскажите по какому поводу звоните.
Не забудьте представиться, назвать свое имя.
Общение со служителем церкви по телефону – не лучший способ, поэтому не обсуждайте откровенный темы и не исповедуйтесь так. Можно договориться о встрече, либо узнать другую полезную информацию. А все остальное оставьте для разговора с глазу на глаз.
По телефону не видно, кто отвечает, поэтому беседу можно начать со слов: «Алло, это Отец Алексей?» и после получения положительного ответа: «Отче, благословите!»

Обращение в зависимости от сана священнослужителя
Существует три основных ранга священнослужителей, которые нельзя не учитывать при обращении:

Патриарх, митрополит, епископ: «Ваше святейшество, Святейший Владыко, Ваше высокопреосвященство, Блаженнейший» - это официальные правила обращения. Существуют и более народные: «Владыко Кирилл». Величественное слово: Владыко» возвышает служителя церкви данного чина над всеми остальными степенями и званиями.
Иерейский ранг: «Ваше высокопреподобие (имя), Ваше преподобие (имя)», опять же – это официальные слова. В народе такому чину принято говорить: «Батюшка».
Дьякон, протодиакон, архидиакон: «Отец, архи- (имя)».

Теперь, вы будете знать, как обращаться к священнику в зависимости от ситуации, сана, и даже сможете позвонить ему по телефону.