Особая великопостная служба — пассия. Службы в Великий пост

Термин «пассия» происходит от латинского слова passio, что означает «страдания». Так называется неуставная служба, на которой воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа. Впервые служба пассии была введена в православный обиход митрополитом Киевским Петром (Могилой) в XVII веке, а чинопоследование помещено в приложении к Цветной Триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году [Шиманский, 2002, С. 221] .

Не вдаваясь подробно в дискуссию о правомерности служения пассии, скажем лишь, что эта служба, хотя и не является уставной, может восприниматься как своего рода великопостный молебен, т.е. второстепенное богослужение, одобренное церковным сознанием и (в наше время) почти повсеместной практикой. Хотя сама идея служения пассии восходит к средневековой католической традиции, современный чин православной пассии никаких католических молитвословий или обрядовых элементов не содержит, потому его можно считать православным богослужением.

В современной практике существуют разные варианты совершения пассии, однако все они имеют общую основу, т.е. все содержат общий набор основных молитвословий, различия касаются лишь порядка их следования и добавления некоторых деталей. Вот те молитвословия, которые присутствуют во всех вариантах совершения пассии:

Последовательное чтение повествования о страданиях Христа в изложении каждого евангелиста (чтение Евангелия – «сердце» пассии);

Поются две стихиры: «Тебе одеющагося…» с вечерни Великой Пятницы и «Приидите, ублажим…» с утрени Великой Субботы;

Возглашается прокимен «Разделиша ризы Моя себе…»;

Читается Акафист Божественным Страстем Христовым.

Итак, пассия совершается вечером в воскресные дни Великого поста (накануне понедельника), причем пассий всего бывает 4 (по числу Евангелий, ибо на каждой пассии полагается чтение очередного Евангелия). «Стандартные» дни совершения пассии – Недели со 2-ю по 5-ю Великого поста; в Неделю Торжества Православия пассия, как правило, не совершается. Однако нужно учесть следующий нюанс. Следует заранее посмотреть, не случится ли в текущем году в какой-либо понедельник особое празднование: праздник с полиелеем, Благовещение Пресвятой Богородицы, его предпразднство или отдание. Если да, то накануне означенного понедельника пассия не совершается, но чтобы в таком случае одну пассию не «потерять», 1-ю пассию служат в неделю Торжества Православия. Например, в 2014 году Благовещение случилось в понедельник 6-й седмицы Великого поста. Следовательно, в этом году 1-ю пассию надо было служить в Неделю 1-ю Великого поста, а последнюю – в Неделю 4-ю Великого поста.

Чин пассии вставляется в последование великой вечерни, совершаемой в неделю вечером. До стихир на стиховне идет вечерня по обычному чину.

На «Слава, и ныне» хор медленное поет «Тебе одеющагося…» . В это время диакон открывает царские врата, священник выносит Евангелие на центр храма и полагает на аналой, совершается полное каждение храма.

Диакон : «Вонмем. Премудрость. Вонмем. Прокимен, глас 4. Разделиша ризы Моя себе…» (поется прокимен по обычаю).

Диакон : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим».

Хор : «Господи, помилуй» (трижды ).

Диакон : «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия».

Священник : «Мир всем».

Хор : «И духови твоему».

Священник : «От… (называет имя евангелиста ) Святаго Евангелия чтение».

Хор : «Слава страстем Твоим Господи».

Диакон : «Вонмем».

Священник читает Евангелие.

1-я пассия – Мф. 26–27 главы.

2-я пассия – Мк. 14–15.

3-я пассия – Лк. 22–23.

4-я пассия – Ин. 18–19.

Хор (по окончании чтения): «Слава долготерпению Твоему Господи».

Настоятель (или другой священнослужитель) произносит проповедь.

Хор : «Приидите, ублажим Иосифа…» (духовенство уходит в алтарь и уносят Евангелие, закрывают царские врата).

Чтец : «Ныне отпущаеши…» и далее по чину.

По окончании вечерни отдельно читается Акафист Страстем Христовым (сразу после «Великаго господина…» акафист начинается пением 1-го кондака, завершается троекратным чтением 13 кондака, затем читается 1-й икос и поется 1-й кондак). Во время чтения акафиста совершается помазание елеем. В Неделю 5-ю вечером вместо акафиста читаются 24 стихиры Великого канона (со среды 5-й седмицы) без стихов, но с пением рефрена «Господи, прежде даже до конца…».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Постная и цветная триодь

Постная и цветная триодь.. глава подготовительный период к великому.. общая характеристика периода постной триоди неделя о мытаре..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неделя о мытаре и фарисее
Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопени

Суббота пред Неделей о блудном сыне
В принципе, эта суббота не была бы ничем примечательна, если бы не одно указание в Типиконе в конце параграфа, посвященного Неделе о мытаре и фарисее: «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Ев

Великая вечерня и малое повечерие в Неделю сыропустную и воскресные дни поста вечером
Вечерня и малое повечерие в недели вечером – первые великопостные богослужения, на которых совершаются поклоны; при этом в конце вечерни молитва преп. Ефрема Сирина совершается всего с 3-мя поклона

Великая вечерня
Вечерня, совершаемая накануне всех понедельников Великого поста, является великой, так как на ней совершается вход с кадилом. Последование этой вечерни отличается тем, что до великого прокимена ее

Чин прощения в Неделю сыропустную вечером
На практике в Неделю сыропустную вечером после великой вечерни совершается чин прощения. Типикон об этом чине отдельно не упоминает, но это - объяснимое умолчание, ибо по монастырскому Уставу «малы

Малое повечерие
Малое повечерие в недели Великого поста должно, как и в других случаях, совершаться после вечерней трапезы (по монастырскому Уставу). Однако на приходах малое повечерие в эти дни или не совершают в

Великопостная утреня
Утреня – самое сложное и насыщенное особенностями богослужение среди всех служб великопостного чина. Именно здесь содержится множество уставных тонкостей, знание которых необходимо каждому священно

Пение великопостных Троичных и светильнов
Троичны и великопостные светильны (далее в этом параграфе мы будем называться их просто «светильны» без эпитета великопостные) – песнопения совершенно разного вида, но имеющие много общих черт в ис

Пение хвалитных стихир на великопостной утрени
Как это ни удивительно, на великопостной утрене имеют место случаи пения хвалитных стихир (разумеется, мы говорим о великопостной утрене в чистом виде, а не о тех днях, когда случается память велик

Великопостные часы
Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе

Общее последование великопостного часа
Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…»(трижды). Хор:«Господи, помилуй»(

Частные особенности великопостных часов
На 1-м часе Тропарь часа«Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Т

Изобразительны в седмичные дни Святой Четыредесятницы
По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны»следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Тв

Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста
В храме Господском: - в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»

Последование великопостной вечерни в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы
Эта вечерня присоединяется к изобразительным и начинается без возгласа пресвитера сразу чтением «Приидите поклонимся…». В этом отношении великопостная вечерня является уникальным богослужением, ибо

Часть 2-я
Чтец:«Приидите, поклонимся...».Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...».Псалом 101:«Господи, услыши молитву мою и

Часть 3-я
Чтец: «Приидите, поклонимся...».Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...».Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое


Приведенное далее последование литургии Преждеосвященных Даров основано на статье игумена Софрония (Смука), преподавателя Литургики в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и одного из выдающих

Приготовление Святых Даров
Hа последней полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник приготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, еще Агнцы по числу литургий Прежде

Начало (вечерня)
После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему...» и «Милосердия сущи источник...»,

Великий вход
Хор поет: «Hыне Силы Небесныя с нами невидимо служат...». Диакон входит южной дверью в алтарь и отворяет царские врата. Взяв благословение, диакон кадит престол спе

Причащение духовенства
Диакон входит в алтарь южной дверью и затворяет завесу царских врат. Священник снимает воздýх и звездицу и отлагает их. Диакон говорит: «Раздроби, владыко, Святый Хле

Причащение мирян
Диакон отверзает завесу и царские врата. Священник берет с престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в царских вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою п

Окончание литургии Преждеосвященных Даров
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».Священник уносит Чашу со Святыми Дарами в алтарь и поставляет на престоле. Священник

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Святой Четыредесятницы
Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста. Сразу уточним, что под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подр

Великая вечерня накануне праздника
Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. 1) Если праздник случится во вторник, среду или пятницу (кроме пятка 5-й седмицы), то вечерня накануне пра

Особенности повечерия
Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следую­щие особенности: 1-я часть:

Часы и изобразительны
Обычно утром в сам день праздника совершаются 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и литургия Преждеосвященных Даров. На часах кафисмычитаются без пения (то есть «Славы»

Вечерня и литургия Преждеосвященных Даров в день самого праздника
Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…». Стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен со стиховны дважды, мученичен со стиховны и 3 стихир

Частные особенности богослужений на 1-й седмице Великого поста
Службы 1-й седмицы совершаются по стандартному великопостному чину, здесь всего 3 богослужебные особенности: 1) Если на 1-й седмице случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храм

Суббота 1-й седмицы Великого поста
В этот субботний день совершается память великомученика Феодора Тирона в честь явленного им посмертного заступничества. Событие, которое Церковь вспоминает в данный день, хорошо известно, потому мы

Особенности богослужения в случае полиелейного святого в 1-ю субботу Великого поста
В настоящей книге мы Марковы главы (кроме Марковых глав двунадесятых праздников) не рассматриваем, так как наша цель – представить основной вариант богослужения в дни праздников и Триоди. Однако дл

По входе
- в храме Господском или Богородичном:тропарь храма, тропарь полиелейного святого, тропарь мученика; кондак полиелейного святого;«Слава»: кондак мученика, «И ныне»: кондак храма;

Неделя 1-я Великого поста
В Неделю 1-ю Великого поста Церковь вспоминает восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. С победой над иконоборчеством соединяется идея торжества Цер

Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
В эти субботы Великого поста совершается заупокойное богослужение, однако его устав несколько отличается от службы субботы Мясопустной. По своему статусу эти субботы уступают двум вселенским родите

Псалом
Канон:1 – 5 песни: - в храме Господском или Богородичном: храма на 6 и Минеи на 4. Ирмосы – канона храма, кат

Неделя 2-я Великого поста
Богослужение совершается только по Октоиху и Триоди, но в самой Триоди можно выделить два типа песнопений: более древний пласт – покаянные песнопения, и более поздние по происхождению молитвословия

Особенности богослужения в Неделю Крестопоклонную
В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема кан

Краткая история Акафиста и праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
Сразу отметим, что почти весь материал, представленный в этом параграфе (кроме заключительной части), заимствован из замечательной книги «Постная Триодь» профессора дореволюционной СПбДА И. А. Кара

Богослужебные особенности Субботы Акафиста
Литургия Преждеосвященных Даров (в пятницу) Так как на этой службе поются стихиры Богородице (по сути, те же стихиры, что и на праздник Благовещения), то есть все основания служить

Идейный смысл богослужений 6-й седмицы Великого поста
В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Здесь можно сказать, что Церковь, установив с понедельни

Особенности всех служб суточного круга
В приходской практике в связи с тем, что вечерня в седмичные дни поста совершается утром, богослужение Лазаревой субботы разделяется на 3 части. В пятницу утром совершается вечерня в соединении с л

Богослужебные особенности праздника
Служба в Неделю Ваий совершается по общему чину двунадесятого Господского праздника, все воскресные песнопения отменяются. Потому мы отметим только те детали, которые не соответствуют общей схеме б

Общая характеристика богослужений Страстной седмицы
Богослужения Страстной седмицы отличаются необыкновенной красотой и своего рода печальной, грустной торжественностью. Думается, многие согласятся с утверждением, что службы этих шести дней – самые

Особенности вечерни в Неделю Ваий вечером
На великой вечерне, совершаемой в Неделю ваий вечером, совершается отдание праздника Входа Господня в Иерусалим. Правда, отдание это предстает перед нами в весьма усеченном виде: с темой праздника

Малое повечерие в Неделю ваий вечером
Малое повечерие обычно совершается сразу после великой вечерни. В сравнении с обычным чином малого повечерия служба этого дня имеет всего 3 особенности. Канон: тр

Великое повечерие в понедельник и вторник вечером
Указанные дни – последние случаи совершения великого повечерия в текущем году (если считать по новому стилю). В целом схема великопостного великого повечерия выдерживается, разве есть особенности 3

Особенности утрени в первые три дня Страстной Седмицы
Утреня в указанные дни, как впрочем и всегда, является центральным богослужением суточного круга, в наибольшей степени насыщенным богослужебными особенностями. В целом утреня в Великий Понедельник,

Псалом
«Спаси, Боже, люди Твоя…»,«Господи, помилуй» 12 раз, «Милостию и щедротами…». Канон: в Великий Понедельник и Великую Среду – трипеснец, в Великий Втор

Великопостные часы
Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет). Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

Изобразительны
А) Великий Понедельник и Великий Вторник: «Блаженны» поются с поклонами по обычаю. По «Отче наш…»:кондак Триоди. Отпуст

Литургия Преждеосвященных Даров
Все три первых дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Ее чин во все эти дни имеет следующие особенности: Кафисма 18-я На «Госп

Идейный смысл богослужения
Идейное содержание последних трех дней Страстной седмицы мы будем рассматривать по единому двухчастному плану. Сначала будут обозначены основные темы, которые раскрываются в песнопениях, чтениях и

Особенности малого повечерия в Великую Среду вечером
Это – первое богослужение, на котором совершенно отменяются земные поклоны. В остальном малое повечерие имеет почти те же особенности, что и накануне Великого Понедельника: Канон

Особенности утрени
Утреня Великого Четверга совершается по чину вседневной утрени и можно сказать, что это – наиболее стандартная утреня из всех дней Страстной седмицы. В принципе, если взять схему вседневной утрени,

Псалом
Канон: полный канон 6-го гласа «Сеченое сечется…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12, катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям - «Слава

Изобразительны
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»:


В целом схема этой службы соответствует аналогичному богослужению, совершаемому в навечерие Рождества Христова или Богоявления в тех случаях, когда праздник случится со вторника по субботу. Точно т

Идейный смысл богослужения
Центральной темой богослужения Великой Пятницы является воспоминание искупительных страданий и смерти Спасителя. Этой идеей проникнуты все песнопения суточного круга и библейские чтения. «В богослу

Библейские чтения
Теперь рассмотрим чтения из Священного Писания, употребляемые в службах Великой Пятницы. На утрене нет ни паремий, ни Апостола, зато читается максимальное количество евангельских зачал - 1

Особенности малого повечерия в Великий Четверг вечером
Малое повечерие совершается так же, как и накануне Великого Четверга. С сожалением приходится констатировать, что на многих приходах это повечерие не совершается, так как вечером в четверг почти по

Утреня. Последование Святых Страстей
Утреня Великой Пятницы – одно из сложнейших в уставном отношении богослужений годичного круга. Конечно, костяк вседневной утрени сохраняется, но добавляется столько вставных частей, что есть все ос

Е Евангелие
Сразу после 8-го Евангелияпоется ирмос канона и последование утрени приобретает более привычный вид. Канон - трипеснец: ирмосы поются дважды, тропари читаются н

Е Евангелие (последнее)
Сразу после прочтения Евангелия священнослужители уходят в алтарь (священник, поднявшись на амвон, осеняет молящихся Евангелием) и закрывают царские врата. Чтец:«Благо есть.

Великие часы и изобразительны
В приходской практике великие часы и изобразительны обычно совершаются в пятницу утром (чаще всего в 8.00 по местному времени). Литургии в этот день не положено, само богослужение часов и изобразит

Великие часы
Великие часы совершаются в целом по тому же чину, что в навечерие Рождества Христова и Богоявления. Полностью чинопоследование великих часов изложено нами в первой части книги (см. §5 главы 5 части

Изобразительны
Изобразительны, как и всегда в период Великого поста, начинаются с «Блаженн»; этим последование изобразительных Великой Пятницы отличается от аналогичных служб навечерия Рождества Христова и Богояв

Великая вечерня и малое повечерие
По общепринятой практике, эта вечерня совершается примерно в 14.00 (по местному времени) и отдельно от утрени (о другом варианте, когда к данной великой вечерне присоединяется утреня, скажем во вво

Великая Суббота
На практике богослужение Великой Субботы имеет одну примечательную особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с кт

Идейный смысл богослужения
В синаксари этого дня находится очень интересное и даже парадоксальное по своему выводу рассуждение о статусе Великой Субботы, ее месте в годичном круге богослужения: «Всех бо дней Святая Четыредес

Утреня Великой Субботы
В приходской практике встречается 3 варианта времени совершения этой службы. - Утреня совершается вечером в пятницу отдельно от вечерни и начинается она в 17.00 или 18.00 по местному време

Великое славословие. Трисвятое
При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей. При соборном служении н

Изобразительны
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как

Литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней
В целом схема этой службы похожа на литургию Великого Четверга: точно так же совершается великая вечерня, переходящая после паремий и малой ектении в литургию святителя Василия Великого. Н

Паремий из Триоди
После 6-й и после 15-й паремии читаются стихи с припевами (чин пения такой же, как в навечерие Рождества Христова, потому подробно расписывать его не будем). По 6-й паремии поется «Славно б

Подготовка к празднику пасхи. Чтение книги Деяний
Вскоре после окончания литургии Великой Субботы священнослужители, церковнослужители и работники храма начинают подготовку к пасхальному богослужению. Понятно, что саму генеральную уборку самого хр

Пасхальная полунощница
Хотя пасхальная полунощница по факту является начальной частью богослужения Святой Пасхи, все же в идейном смысле она – последнее богослужение Великой Субботы и последнее богослужение Постной Триод

Молитвослов на русском языке

Чинопоследование Пассии

Чинопоследование Пассии

Начало обычное : Благословен Бог…

Священник в фелони читает светильничные молитвы

Молитва 1

Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.

Молитва 2

Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и всё время жизни нашей, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых.

Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3

Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою.

Молитва 4

Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твоё святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых Твоих.

Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 5

Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни сострадание Твоё и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам (по милости Твоей) и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от его козней сохрани благодатию всесвятого Твоего Духа.

По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 6

Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом управляющий всем! И блага этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству [уже] данными нам по милости благами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.

Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 7

Боже великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, всё творение создавший премудро, отделивший свет от тьмы и солнце поставивший для управления днём, луну же и звёзды – для управления ночью, удостоивший нас, грешных, и в нынешний час предстать лицу Твоему с хвалою и вечернее славословие Тебе принести! Сам, человеколюбивый Господи, направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и прими её как благоухание приятное; подай же нам нынешний вечер и наступающую ночь мирные, облеки нас в доспехи света, избавь нас от страха ночного и от всякой опасности во мраке блуждающей, и сон, который Ты даровал для упокоения немощи нашей, соделай всякому наваждению диавольскому непричастным. Да, Владыка [всего], благ Податель, – чтобы и на ложах наших сокрушаясь, мы вспоминали ночью имя Твоё и, размышлением о Твоих заповедях просвещаемые, встали в радости души для славословия Твоей благости, моления и молитвы Тебе, милосердному, принося о согрешениях своих и всех людей Твоих, которых Ты, по ходатайствам святой Богородицы, милостиво посети.

Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Диакон : Мирная ектения

Хор : Господи воззвах… (текущего гласа)

Диакон : Каждение Храма (Слава и ныне). Вход с Евангелием

Хор : Свете тихий…

Прокимен Великий (попеременно )

«Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня, внемли душе моей и искупи её»

или «Дал Ты наследие боящимся имени Твоего, Господи».

Чтец : Сподоби Господи…

Диакон : Исполним вечернюю молитву…

Хор: Слава и ныне: Стихира на стиховне :

Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа с Никодимом, и видя мёртвым, нагим, не погребённым, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: «Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твоё погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!»

Открываются Царские врата

Два священника взявши святое Евангелие выносят его на середину Храма

Предстоятель с диаконом совершают каждение храма

Диакон: Прокимен (Разделили одежды мои себе)

Диакон : И сподобитеся нам услышать Святое Евангелие…

1 Пассия – 26 и 27 главы от Матфея

2 Пассия – 14 и 15 главы от Марка

3 Пассия – 22 и 23 главы от Луки

4 Пассия – 18 и 19 главы от Иоанна

По окончании Евангелия хор поёт стихиру (Придите ублажим…)

Проповедь

Чтец : Ныне отпускаешь. Трисвятое.

Хор : Тропари постовые

Чтец : Господи помилуй (12 раз). Честнейшую. И прочее последование вечерни.

На молитве «Всесвятая Троица» исходим на середину Храма

Хор : Взбранной Воеводе

Священники читают акафист Страстям Христовым

По окончании акафиста :

Диакон : Помилуй нас, Боже…

Священник : Молитва акафиста Христу Распятому

Диакон : Премудрость

Отпуст

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Чинопоследование таинства Таинство Брака состоит из двух частей – обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.Во время обручения священник вручает брачующимся

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Чинопоследование исповеди Составление устава совершения Таинства исповеди приписывается в греческих и славянских рукописях патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику (†595). Вопрос о степени реального участия этого патриарха в составлении устава остается

Из книги Венчание автора Мельников Илья

Чинопоследование Елеосвящения Современное чинопоследование Таинства Елеосвящения является плодом длительного развития. Основная его структура сложилась к XIII веку: она включает освящение елея, чтение канона, семь апостольских и семь евангельских чтений, помазание

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Чинопоследование Таинства Чинопоследование Таинства делится на две части. Первая часть совершается одновременно для всех исповедников, вторая – индивидуально для каждого кающегося.Таинство начинается возгласом:«Благословен Бог наш…».Затем читается «обычное

Из книги автора

Чинопоследование о второбрачных Такое последование совершается лишь в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если хотя бы один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Брака. В чин о второбрачных добавляются две покаянные

Из книги автора

На пассии, девятое Дрогнули сердца ваши, когда читал я вам страшное сказание о крестной смерти Спасителя. Это нужно, это вам полезно: надо, чтобы всегда они содрогались, когда будете взирать на крест Христов или вспоминать о нем.Надо, чтобы вспоминали вы гнусные и страшные

Из книги автора

На пассии, десятое Господа нашего Иисуса Христа и Спасителя мира начали бить еще в Гефсиманском саду. Его тогда били по ланитам, Его толкали, Его с побоями влекли в Иерусалим.Так было положено начало избиению Того, Кто спасал мир.А продолжение было у первосвященника

Из книги автора

На пассии, одиннадцатое Когда взошел Господь и Бог наш Иисус Христос на гору Фаворскую, чтобы там явить Свою Божественную славу, тогда взял Он с Собой трех любимых учеников - Петра, Иакова и Иоанна и пред ними преобразился, и им явил славу Свою.Пришел час страшных и

Из книги автора

На пассии, двенадцатое Пройден тяжкий скорбный путь, кончилась Via dolorosa.Пришли на страшную Голгофу, роют яму, погружают в нее крест Иисусов и укрепляют его.Снимают одежды с Иисуса - все, все одежды снимают…О, Господи! Что они делают?!Ангелы, херувимы и серафимы, видевшие это,

Из книги автора

На пассии, четырнадцатое Повествование о последних днях и часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, только что слышанное вами, полно глубочайших назиданий для нас.В каждое слово этого страшного повествования надо глубоко вдуматься и сохранить его в сердце

Из книги автора

На пассии, пятнадцатое Низко опустилась на грудь святая голова в терновом венце…По этой главе били палками, и острые шипы терновника глубоко вонзались в нее. Кровь капала и стекала по лицу на запекшиеся губы. Она капает и сейчас…Зачем?! За что?!За то, что полные правды уста

Из книги автора

На пассии, шестнадцатое Кровь… кровь… повсюду кровь… Она лилась на землю с тех пор, как начал существовать род человеческий. Она льется непрерывно и доныне…Вся земля пропитана кровью… Если бы было возможно собрать эту кровь и снова вылить ее на землю, то покрылась бы

Из книги автора

На пассии, семнадцатое Большая толпа народа пришла на Голгофу смотреть казнь Господа Иисуса. Как всегда, эта толпа состояла из средних людей, не умных и не глупых, не злых и не добрых, и во всем посредственных. Это были люди, наущаемые книжниками и фарисеями, и безумно

Последование Пассии бывает 4 раза в год – по числу евангелистов: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа.

Слыша Пилат кроткия Твоя глаголы, аки достойнаго смерти предаде Тя на пропятие, аще и сам свидетельствоваше, яко ни единыя вины обрете в Тебе: руце убо свои умы, но сердце оскверни; мы же, чудящеся тайне вольнаго страдания Твоего, со умилением зовем:

Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный;

Иисусе, поруганный и обнаженный, даяй лепоту крином сельным и одеваяй небо облаки.

Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый;

Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый.

Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших;

Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

Также исполняется прекраснейшая стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.

Особенно любимы русскими те службы, в которых народ молится вместе со священством рядом. Народ Божий не разделен преградой иконостаса, а един. Едиными устами и единым сердцем мы сливаемся в единое тело Церкви. Службы эти хороши не только единодушием церковного народа, но и тем, что это единое тело мощным движением устремляется к Богу.

Пассия – это слова страсти. Это служба в воспоминание Страстей Христовых. Казалось бы – как может возникнуть умиление или просветление от созерцания картин мучений Христа, Его душевных страданий, предательства друга, неправого суда или зверств римских фашистов?

Что же происходит с сердцем христианина на Пассии? Оно сжимается от жалости к Иисусу. Слова, бросаемые Спасителю в лицо первосвященниками, бьют в самое сердце. Оно вздрагивает, как от удара, от слов толпы, ревущей: «Распни!». Оно сокрушается, когда слышит о глумлении солдат над невинным человеком, от плевков, коленопреклонения и ударов палкой по голове.

Нежное сердце трепещет и умиляется до слез.

Жалеть – значит быть рядом. Жалеть, значит разделить боль. Жалеть, в данном случае, – значит стать ближе ко Христу.

Вера – видение себя рядом с Богом. Вера – такое состояние, когда Бог видится на расстоянии вытянутой руки. Как раз сердце, умиленное страданиями Христа становится нежнее и способно слышать тонкий голос неба.

Как только человек увидит себя рядом с Богом, первое, что будет с ним – он насладится близостью с Богом. Близость к Богу непременно ощущается как благодать – то общее, что нас роднит с Творцом. Благодать по учению Григория Паламы – это не энергия или ощущения – это Сам Бог, в Его особенной форме существования.

После того, как сердце слегка насытится зрением близкого Бога, душа обращается на себя. На Пассии это обращение происходит во время Акафиста Божественным Страстям Христовым.

Царю Превечный, Иисусе, весь страждеши за мое невоздержание, да всего мя чиста сотвориши, во всем образ нам подаяй, да последуем стопам Твоим.

Сначала читается Акафист, в котом последовательно излагаются этапы хождения Христа по мукам, имеющим отношение к прошлому. При этом контрапунктом идет время настоящее. Смешиваются пространство и время, а мы становимся персонажами этого вселенского происшествия. Осознавая это соединение времен, мы задаемся вопросом:

А какова моя роль в вечно разворачивающихся событиях Евангелия? Мы перебираем в уме всех персонажей и думаем, а где был бы я? А точнее, где я посреди этих Страстей?

С Пилатом ли, поставившим покой выше Бога? Ведь и мы часто приходим в Церковь не Христом и не Крестом. А за покоем. Иногда нам не просто не нужен крест, он нам страшен. Часто Крест воспринимается не как соучастие со Христом, а как амулет на удачу, на здоровье, на бизнес, на женитьбу или как таблетка от пьянства сына или непутевости дочери.

Саму жизнь мы часто хотим видеть санаторием. Нам невдомек, что наши так называемые «искушения» – это не вызов на смерть и страдания от врага рода человеческого, а просто наша небесная работа. Мы должны научиться любить людей и таким образом преодолеть нестроения в семье, на работе и везде где ступает наша нога. А вместо любви мы боремся с родными людьми и просим у Бога победить их силой.

Мы должны понять, что наша жизнь должна быть посвящена Богу, а мы, болея, вырываем или выпрашиваем у Бога чуда здоровья, которое мы снова употребляем на борьбу с любимыми и Богом. При этом дерзко называем свою работу «вражьим искушением». Отвергая этот прообраз работы Адама в Рае, мы тем самым стремимся уйти с креста. На груди – крест, а на сердце -билет в турецкий санаторий.

Может быть, мы стоим вместе с воинами, которые ради долга и работы глумились над Христом.? Нет ли в нашей работе того, что мы из нее изгнали правду и Бога?

А может быть мое место с Иудой? Тема Иуды проходит красной нитью через все четыре Пассии. Был друг. Был любим Богом. Ел с Ним хлеб, делил кров, преклонял голову рядом. Был свидетелем потрясающих чудес, видел славу Божию и предал. Причем не просто предал, а целованием. Как бездна мерзости и лицемерия.

А мы? Можно ответить, что мы-то Христа не видели очами и не слышали ушами. Но мы имеем более того – причастие по благодати. Со Святыми дарами в нас, по мере наших сил, входит Бог Своим Телом и Кровью, то есть Своим естеством.

И мы даем целование Кресту:

– Не лобзание Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тебя.

Но ведь бывает, что предательство Христа состоит и в том, что мы изгоняем Его из обычной жизни. Мы, часто, не хотим Его видеть. Не хотим видеть в ближнем, не хотим видеть в себе, не хотим видеть в этом прекрасном мире…

У Бога времени нет. Он вечно рождается, Он вечно приносит Себя Отцу в жертву любви. Проекция этой прекрасной жертвы в наш мир, изуродованный злобой, проявляется как вечно (по земным меркам) длящееся Распятие. В этом Распятии продолжает принимать участие современное человечество. В пречистые руки Христа сегодня вбиваются гвозди убийства, блуда, пьянства, жестокосердия и лжи. Мы сами можем быть причиной капель крови стекающей с Его рук.

Мы оказываемся в этом мире совсем не посторонними зрителями, а участниками этой драмы и этого торжества любви.

Апофеоз Пассии – чтение одного из четырех Евангелий. И мы, уже подготовленные, Акафистом, находим себе место среди персонажей и удивляемся тому, что мы бессильны быть на той высоте, которая предполагает дружбу с Богом.

Но Церковь мудро расположила Пассию в день памяти Киево-Печерских святых. Это огромный сонм людей двигавшихся к Богу совершенно разными путями. Этих проторенных дорого так много, что всегда можно найти свою особенную, удобную именно тебе. Там были тонкие люди, слышавшие беседы ангелов. Были и совершенно простые, ничего доброго о себе не знавшие.

Один из таких насельников Лавры получил огромное наследство. Как молодой и «неразумный» он спустил его на художников и архитекторов – он украшал и строил церковь в честь Божией матери. Все истратил и ушел в монастырь. Но не выдержал первоначального неофитского разлета и стал пить вино и прогуливать службу. Братия скорбела и считала его жертвой ада. И в самом деле, за невоздержание к нему пришла ранняя смерть. Редко человек умирает мгновенно. Смерть часто наступает волнами.

В первом смертном обмороке он имел загробную встречу. Монахи поспешили расспросить о ней. Он сказал, что встретил Божию Матерь, и Она за еще щедрость к ее храму и простосердечие обещала свое заступничество перед Христом. Снова накатила на инока смертная волна, и, выйдя из нее, он сказал что Господь помиловал его.

– Как – воскликнула братия, – ведь ты жил в грехе пьянства!

– Примите мою исповедь, – ответил умирающий. – Не за то помиловал меня Господь, что я был слаб, а за то, что будучи связан грехом, никогда никого из вас не осудил. И печерские монахи признали это подвигом и уверились в том, что такая добродетель может иметь высокую цену в глазах милосердного и кроткого Бога.

Промыслительно и то, что день памяти Киево-Печерских святых пришелся на время нестроений на Украине. Киевская Лавра – столп и утверждения тысячелетней Руси. Она им была, есть и будет. Смысл Лавры в том, что она показала, что христианская Европа была построена не столько человеческой мудростью или мечом, сколько совместными трудами Христа и людей.

Все, в чем нет Христа – порочно.

Без Христа в душе ад. Без Христа в семье – непрерывная битва и пролитие крови. Без Христа страны шатаются и падают. В мире нет ничего случайного. И Пассия и киевские святые говорят о том, что в жизни важно только одно – любовь. Пассия говорит о том, что мы должны любить больше всего. Киевские святые учат, как мы должны это делать.

Не пойти на Канон Андрея Критского и Пассию – обокрасть себя или выбросить из пасхального букета лучшую розу. Пасха красна теми мыслями, которые нас посетили на поклонах, теми слезами, что очистили наше сердце.

Русский народ любит эти службы, как любит земля весеннюю грозу. После бури только ярче светит солнце, выше летят птицы, сильнее благоухают цветы и свежий воздух приносит радость. Так и буря Акафиста и Четвероевангелия приносит в наше сердце умиление и тонкую радость благодати.

Сердце знает это невообразимое чувство восторга жизни с Богом. На Пассии Господь дает понять, что такое радость Креста. Эта радость не земная. Она приходит с неба, и она – дар Бога. Эта та радость, которой мы будем жить в Раю, это та радость, которая уже здесь ложится солнечным светом на наше сердце и приносит единственно возможное счастье.

Мужской хор «Православные Певчие»
Храма Благовещения Пресвятой Богородицы
с. Павловская Слобода
Настоятель, протоиерей Владислав Провоторов
Регент Георгий Смирнов

ПАССИЯ
Акафист Божественным Страстем Господним

CD I

    Н.Озеров. Великая Ектения. Протодиакон Всеволод Аргамаков

    Прокимен Великий «Не отврати лица Твоего» (Лаврского напева) . Протодиакон Всеволод Аргамаков

    П.Турчанинов. Тебе одеющагося

    Н.Озеров. Кондак Акафиста. Солист С.Архангельский (Бас)

    Акафист Божественным Страстем Христовым. "Нараспев" в изложении игумена Никифора Кирзина) , редакция Г.Смирнова.
    Читает Протоиерей Владислав Провоторов
    . . .
    Икос 10
    Кондак 11
    Икос 11
    Кондак 12
    Икос 12
    Кондак 13
    Икос 1

CD II

    Молитва. Читает протоиерей Владислав Провоторов

    Ныне отпущаеши. Чтец Денис Карамаликов

    Трисвятое по Отче наш. Чтец Денис Карамаликов

    П.Чесноков. Приидите, ублажим Иосифа. Переложение Г.Смирнова

Запись произведена в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы с. Павловская Слобода в мае и сентябре 2008 года. Звукорежиссер Александр Калашников.

Пассия

Пассия (от латинского «passio» – «страдание») появилась в юго-западной России во второй четверти XVII века, став самым поздним по времени возникновения православным богослужением. Ее прообразом послужили католические Пассионы («Страсти») - драматические изображения Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Но если на Западе эти службы были, по сути, театрализованными представлениями, то в практике Православной Церкви их чинопоследование всегда строилось только на тех обрядовых и гимнографических элементах, которые издревле составляют существующий круг православного богослужения.

Необходимость появления Пассии в практике Русской Церкви была продиктована усилением католической экспансии в юго-западном крае. Богослужение католиков изобиловало внешними эффектами и экзальтированной пышностью. Именно эта эстетическая составляющая подвигла многих православных жителей Галиции и Волыни (ныне – территория центральной Украины) к принятию унии. В противовес сему ревностный защитник Православия и один из образованнейших людей своего времени - настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Петр (Могила) (1596–1647) предлагает к церковному употреблению ряд новых литургических форм. В их числе - Пассия, утвержденная предположительно на Киевском Соборе 1629 года при митрополите Киевском Иове (Борецком).

В 1632 году, после кончины владыки Иова, митрополитом избирается Петр (Могила), и с этого времени Пассия на юго-западе Руси начинает совершаться повсеместно. О широком ее распространении к началу XVIII века может свидетельствовать тот факт, что уже в 1702 году издательством Киево-Печерской Лавры в приложении к Цветной Триоди был опубликован устав ее совершения. Впрочем, в комментарии, сопутствующем этой публикации, говорится, что «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение церкве святыя православныя подаются». Таким образом, вопрос введения Пассии в богослужебный обиход уже в то время носил сугубо рекомендательный характер, ведь Типикон (Устав Православной Церкви) о ней ничего не знает.

Первоначально Пассия совершалась в чине малого повечерия. После заключительных молитв хором исполнялась стихира Великого Пятка «Тебе Одеющагося светом, яко ризою…», по окончании которой читалось положенное Евангелие. По прочтении Евангелия полагалось пение стихиры Великой Субботы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» и произносилась проповедь о значении искупительной Жертвы Христа Спасителя, после чего повечерие завершалось обычным порядком. Примерно такой порядок совершения Пассии по сей день сохраняется в Киево-Печерской Лавре, а также во многих храмах Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Современный чин Пассии формировался на протяжении более чем трех столетий. Отсутствие общепринятого последования допускало возможность свободного формотворчества, опиравшегося на литургические предпочтения и эстетический вкус священнослужителей и прихожан. Нередко случалось, что в храмах одного города ее могли совершать различно и даже в разные дни. Любопытно, что это многообразие сохраняется и сегодня.

С середины XIX века к последованию Пассии нередко «по произволу» начинают присоединять чтение акафиста Божественным Страстям Христовым. Этот трогательный, любимый в народе акафист по своему происхождению униатский. Его основательная переработка для употребления в Православной Церкви была выполнена в 1840-х годах архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым), считавшим действие акафистов на духовность народа «чрезвычайно сильным и благородным».

В начале XX века Пассия распространяется по всей территории России и сразу становится одним из любимейших в народе великопостных богослужений. Интересной особенностью стало то, что ее стали совершать, как правило, не в чине малого повечерия, а в составе вседневной вечерни 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель (воскресений) Великого Поста.

Как и в XVII веке, на ней читается Евангелие о Страстях Христовых: на первой Пассии - 26-я и 27-я главы Евангелия от Матфея, на второй – 14-я и 15-я от Марка, на третьей – 22-я и 23-я от Луки, на четвертой – 18-я и 19-я от Иоанна. Получило «постоянную прописку» и чтение Акафиста. В остальном же последование Пассии в течении XX века претерпело ряд изменений, особенно в московской практике ее совершения. К ней присоединились новые песнопения Страстной Седмицы: прокимен «Разделиша ризы Моя себе…», 15-й антифон Утрени Великого Пятка «Днесь висит на Древе» и другие.

В конце XX века Издательским Советом РПЦ в ежегодном издании «Богослужебных указаний» начинает публиковаться Устав совершения Пассии, учитывающий элементы многообразия ее чина, а в 2003 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, выходит в свет отдельное издание «Пассия, или чинопоследование с акафистом Божественным Страстям Христовым», отражающее московскую практику ее служения.

Денис Карамаликов

8 марта в нашем храме совершалось богослужение вечерни с чином последования Пассии.

С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще.
Четыре раза на протяжении Великого поста (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам, совершается в наших храмах вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым, или, как ее еще называют, Пассия (от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть»).
Как ясно из названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой -26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14и 15 от Марка, на третьей -22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит великий прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом.
Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия – порождение католицизма. Дух пассии православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.
В православном понимании сопричастность страданиям Христа выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Слова и смысл молитвы, а отнюдь не эмоциональное переживание причастности историческому моменту, имеют главное и первостепенное значение в этом богослужении для православного христианина. Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. И служба Пассии не переносит нас в те далекие времена, когда Господь страдал на Кресте. Она, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, как метрономом заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних? Можем ли мы так же, как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему Распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».
Совершение Пассии вечером в воскресный день приобретает некую логику и оправданность. После небольшого отдохновения верующие люди, идущие путем поста, вновь сосредотачиваются для дальнейшего постного делания. Пассия вновь напоминает людям о главной цели поста: покаянии и приведении своего духовного облика в состояние сопричастности Пасхальной радости о Воскресшем Христе Спасителе.